г. Владимир |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А39-7876/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 03.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.11.2021 по делу N А39-7876/2021,
принятое по заявлению администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области,
при участии в деле заинтересованных лиц: индивидуального предпринимателя Нугаева Роберта Рясимовича, Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 13:23:1105068:40 площадью 15000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, шоссе Александровское, д. 13.
Администрация городского округа Саранск (далее - администрация) в связи с поступившим заявлением индивидуального предпринимателя Нугаева Роберта Рясимовича (далее - ИП Нугаев Р.Р.) в соответствии со статьями 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) письмом от 01.04.2021 N 1416-ОГ обратилась в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Управление) с заявлением о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 13:23:1105068:40 площадью 15 000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, шоссе Александровское, д. 13.
Письмом от 21.06.2021 N 13-ИВ/8112 Управление сообщило администрации о том, что с целью выяснения обстоятельств о наличии препятствий, указанных в пункте 2 статьи 39.30 ЗК РФ, для передачи земельного участка с кадастровым номером 13:23:1105068:40 в муниципальную собственность, направлены запросы в уполномоченные органы. По состоянию на 21.06.2021 ответы, подтверждающие тот факт, что вышеуказанный земельный участок не предназначен для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий, не получены от субъектов естественных монополий.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в нерассмотрении в срок заявления 01.04.2021 N 1416-ОГ.
Решением от 10.11.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное администрацией требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что поскольку принятие им того или иного решения непосредственно зависит от отсутствия в потребности субъектов естественных монополий в спорном земельном участке, передать земельный участок из федеральной собственности в муниципальную собственность не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1.1.) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 460, Управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Таким образом, Управление является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Республики Мордовия и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьёй осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подаётся в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 2 статьи 39.31 ЗК РФ).
В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости) (пункт 3 статьи 39.31 ЗК РФ).
Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (пункт 4 статьи 39.31 ЗК РФ).
Согласно части 5 статьи 39.31 ЗК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе -решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что администрация обратилась в Управление с заявлением по установленной форме с указанием всех необходимых сведений и приложением всех необходимых документов 01.04.2021, следовательно, срок рассмотрения заявления и принятия по нему решения истек 01.05.2021.
На момент обращения администрации в суд с настоящим заявлением решение о безвозмездной передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе в его безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность не принято.
Довод Управления о том, что проводятся мероприятия по исключению обстоятельств, препятствующих передаче земельных участков в муниципальную собственность (ожидается получение ответов на все запросы), не может быть принят во внимание, поскольку проведение таких мероприятий не должно являться препятствием для осуществления администрацией своих прав.
Неправомерное бездействие со стороны Управления препятствует осуществлению администрацией своих прав в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспоренное бездействие Управления является незаконным и нарушающим права и законные интересы администрации в сфере экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность выводов суда первой инстанции.
Одновременно суд первой инстанции правомерно обязал Управление рассмотреть заявление администрации по существу в порядке, предусмотренном вышеназванными нормами действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.11.2021 года по делу N А39-7876/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7876/2021
Истец: Администрация городского округа Саранск
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ, РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ, ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИП Нугаев Роберт Рясимович, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Первый Арбитражный апелляционный суд