город Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2022 г. |
дело N А53-34720/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазунова И.Н.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Цимлянские вина"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2021 по делу N А53-34720/2021
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
к открытому акционерному обществу "Цимлянские вина"
о привлечении к административной ответственности,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Юнусов К.Т. по доверенности, от ОАО "Цимлянские вина" Кузьмина Е.В. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Цимлянские вина" (далее - заинтересованное лицо, общество, ОАО "Цимлянские вина") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (протокол от 24.09.2021 N 0301/240921/04722).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2021 суд привлек открытое акционерное общество "Цимлянские вина" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Открытое акционерное общество "Цимлянские вина" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в связи с истечением срока действия лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции общество реализовало фактические остатки готовой алкогольной продукции 9 991 штуки на основании с п. 5 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организациям, имеющим действующие лицензии в рамках заключенных договоров поставки, поэтому в его действиях отсутствует состав правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу просит судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 30.08.2021 в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу из Управления разрешительной деятельности в сфере алкогольного рынка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка поступила информация (исх. N 14829/01-01 от 30.08.2021) в отношении ОАО "Цимлянские вина" ИНН 6137007102, о прекращении действия лицензии.
На основании задания, утвержденного руководителем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Татаринцевым Т.А. проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом в отношении ОАО "Цимлянские вина" ИНН 6137007102.
В результате мероприятия по контролю установлено следующее.
ОАО "Цимлянские вина" ИНН 6137007102 имело лицензию па производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) N 61ПВН0009203, выданную 16.01.2020 Федеральной службой но регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 29.06.2021.
08.07.2021 Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка но Южному федеральному округу на основании поручения Федеральной службы оп регулированию алкогольного рынка N 11259/01-01 от 30.06.2021, приказа Руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 06.07.2021 N 372 проведено снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирования оборудования и коммуникаций в ОАО "Цимлянские вина" (акт снятия остатков N у3-а583/08 от 08.07.2021).
Фактические остатки готовой алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта), а именно: - Винный напиток газированный "ЧИНЧИНО белый полусладкий", емкостью 0,75л. в ОАО "Цимлянские вина" по адресу: Россия, Ростовская область, Цимлянский район, г. Цимлянск, ул. Лазо, д. 1, составили 9 993 шт.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на 29.08.2021 сведения об алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта), а именно: - Винный напиток газированный "ЧИНЧИНО белый полусладкий", емкостью 0,75л. в ОАО "Цимлянские вина" по адресу: Россия, Ростовская область, Цимлянский район, г. Цимлянск, ул. Лазо, д. 1, отсутствуют.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период с 08.07.2021 по 29.08.2021 ОАО "Цимлянские вина" осуществило поставки алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта), а именно: - Винный напиток газированный "ЧИНЧИНО белый полусладкий", емкостью 0,75л. в адрес следующих организаций:
- ООО "Винный клуб" ИНН 3917051837, лицензия N 393АП0009445 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (ТТН N 578 от 03.08.2021 в количестве 9 216 шт.);
- ООО "Цимлянские вина-розница" ИНН 6137010546, лицензия N 61РПА0008177 на розничную продажу алкогольной продукции (ТТН N 550 от 08.07.2021 в количестве 180 шт., ТТН N 554 от 12.07.2021 в количестве 120 шт., ТТН N 609 от 04.08.2021 в количестве 217 шт.);
- ООО "Донские традиции" ИНН 6143086310, лицензия N 61РПЛА0006421 на розничную продажу алкогольной продукции (ТТН N 595 от 28.07.2021 в количестве 18 шт.);
- ООО "Торговый Дом "Мега-Юг" ИНН 6155063928, лицензия N 613АП0005839 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (ТТН N 562 от 14.07.2021 в количестве 240 шт.).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС, а именно "Информация но накладной N 550 от 08.07.2021 (ТТН-0479148979) алкогольная продукция: Винный напиток газированный "ЧИНЧИНО белый полусладкий", емкостью 0,75л., дата розлива 19.05.2021, принята ООО "Цимлянские вина розница" и полном объеме, имеет статус "Принята", акт подтверждения N OP03-00009S от 08.07.2021.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС, а именно "Информация по накладной N 554 от 12.07.2021 (ТТН-0479920871) алкогольная продукция: Винный напиток газированный "ЧИНЧИНО белый полусладкий", емкостью 0,75л., дата розлива 19.05.2021, принята ООО "Цимлянские вина розница" в полном объеме, имеет статус "Принята", акт подтверждения N ОР0З-000100 от 12.07.2021.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС, а именно "Информация по накладной N 609 от 04.08.2021 (ТТН-0486193179) алкогольная продукция: Винный напиток газированный "ЧИНЧИНО белый полусладкий", емкостью 0,75л., дата розлива 19.05.2021, принята ООО "Цимлянские вина розница" и полном объеме, имеет статус "Принята", акт подтверждения N OP03-000109 от 04.08.2021.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС, а именно "Информация по накладной N 595 от 28.07.2021 (ТТН-0486193179) алкогольная продукция: Винный напиток газированный "ЧИ11ЧИНО белый полусладкий", емкостью 0,75л., дата розлива 19.05.2021, принята ООО "Донские традиции" в полном объеме, имеет статус "Принята", акт подтверждения N 0000-000138 от 28.07.2021.
Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом в отношении ОАО "Цимлянские вина", административным органом установлено, что ОАО "Цимлянские вина" в нарушение пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" осуществило продажу алкогольной продукции в адрес ООО "Цимлянские вина-розница" и ООО "Донские традиции", не имеющим лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
24.09.2021 на основании выявленных нарушений заместителем начальника отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Ахметовым Р.К. в отношении ОАО "Цимлянские вина" составлен протокол об административном правонарушении N 0301/240921/04722, предусмотренном частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.17 КоАП РФ под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются, в том числе, поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, ОАО "Цимлянские вина" подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании следующего.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ОАО "Цимлянские вина" осуществило поставку алкогольной продукции ООО "Цимлянские вина-розница" и ООО "Донские традиции", имеющим лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. Указанные обстоятельства обществом не оспариваются.
Доказательств наличия у указанных организаций лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, в материалах дела не имеется.
Доводы общества об осуществлении перемещения продукции между своими подразделениями правильно отклонены судом первой инстанции.
В тоже время апелляционный суд не может согласиться с указанием суда первой инстанции о том, что доводы общества о том, что им не нарушены требования п. 5 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, поскольку лицензия на розничную продажу предусматривает право на хранение алкогольной продукции, основаны на неверном толковании норм права.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, коллегия судей приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 и 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи.
Апелляционный суд полагает, что под розничной продажей алкогольной продукции понимается вид деятельности, связанный с закупкой и хранением алкогольной продукции, ее дальнейшей реализацией, включая оказание услуг общественного питания, покупателям для личного, семейного, домашнего потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Апелляционный суд учитывает содержащиеся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснения о том, что неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.
Доказательства того, что в магазине контрагентов общества, имеющих лицензии на розничную торговлю, хранилась алкогольная продукция в объемах, превышающих необходимые для осуществления розничной торговли, управление не представило.
Спорная продукция не изымалась.
При таких обстоятельствах действия общества не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере - 150000 рублей - следует отменить, в заявленных требованиях отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2021 по делу N А53-34720/2021 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о привлечении открытого акционерного общества "Цимлянские вина" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34720/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ОАО "ЦИМЛЯНСКИЕ ВИНА"