г. Киров |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А29-5927/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УО "Центральная" города Воркуты
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2022 по делу N А29-5927/2021
по иску муниципального унитарного предприятия "Северные тепловые сети" муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103045510, ОГРН: 1071103003366)
к обществу с ограниченной ответственностью УО "Центральная" города Воркуты (ИНН: 1103045710, ОГРН: 1191121005096)
о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Северные тепловые сети" муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Предприятие, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью УО "Центральная" города Воркуты (далее - Общество, ответчик, заявитель) об обязании ответчика заключить с истцом договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества многоквартирного дома) от 01.04.2021 N 80-ЖД/Ел/2021 на условиях оферты, направленной сопроводительным письмом от 20.04.2021 N 1/6-794.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2022 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель обращает внимание суда на то, что ответчик является временной управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов на территории пгт. Елецкий г. Воркуты, определенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616). Общество статусом исполнителя коммунальных услуг не наделено, а, значит, отсутствует обязанность перед истцом по оплате стоимости коммунального ресурса на общедомовые нужды (далее - ОДН). Заявитель полагает, что в настоящем случае, с учетом статуса управляющей организации, но не выбранной управляющей компанией в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации способе управления спорными МКД, плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, включается в плату за коммунальные услуги, которая подлежит оплате исполнителю коммунальных услуг, которым выступает ресурсоснабжающая организация. При таких обстоятельствах, правовые основания для заключения договора ресурсоснабжения между истцом и ответчиком отсутствуют.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие является единой теплоснабжающей организацией на территории пгт. Заполярный, мкр. Советский, пгт. Елецкий, пгт. Сивомаскинский г. Воркуты на основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 21.08.2020 N 1031.
Согласно постановлению администрации МО ГО "Воркута" от 23.03.2021 N 337 Общество определено управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными на территории пгт. Елецкий г. Воркуты по адресам: ул. Строителей, д. 1, д. 3, д. 6, д. 7, д. 8, д. 10, ул. Тундровая, д. 13, д. 14, пер. Связной, д. 1, д. 2, д. 3, д. 4, д. 5, д. 6, д. 8, ул. Советская, д. 3, д. 5, д. 6, д. 6а, д. 12а, ул. Школьная, д. 2, д. 3, д. 5, д. 7, д. 7а, д. 15, пер. Школьный, д. 1, д. 1а, д. 2а, д. 3а, ул. Железнодорожная, д. 2 (далее - спорные МКД), в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован.
26.03.2021 Общество направило Предприятию заявку на заключение договора теплоснабжения в целях поставки коммунальных ресурсов на общедомовые нужды спорных МКД.
Сопроводительным письмом от 20.04.2021 N 1/6-794 Обществу направлен проект договора теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества многоквартирного дома) от 01.04.2021 N 80-ЖД/Ел/2021.
В письме от 27.04.2021 N 1/9-153 Общество сообщило предприятию о том, что отказывается от заключения договора теплоснабжения в связи с отсутствием у ответчика как временной управляющей организации обязанности по оплате стоимости коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Из статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что понуждение к заключению договора допускается в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Разногласия между сторонами спора по существу сводятся к тому, что, по мнению ответчика, временная управляющая организация не является лицом, обязанным заключить договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем с приведенной выше позицией ответчика нельзя согласиться в силу следующего.
Поскольку объектами ресурсоснабжения являются многоквартирные жилые дома, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
В силу части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
Согласно изложенным нормам права в отношении спорных МКД именно ресурсоснабжающая организация, то есть истец, является лицом, на которое возложена обязанность исполнителя коммунальных услуг по отношению к потребителям в части индивидуального потребления.
В то же время, в силу прямого указания подпункта "а" пункта 31(1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией (товариществом собственников жилья) подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (товариществу собственников жилья), но не ресурсоснабжающей организации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу приведенных выше норм, ответчик как временная управляющая организация является лицом, обязанным заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2022 по делу N А29-5927/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УО "Центральная" города Воркуты - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5927/2021
Истец: МУП "СЕВЕРНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" МО ГО "ВОРКУТА"
Ответчик: ООО Уо "Центральная" Города Воркуты