город Омск |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А81-8793/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15262/2021) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.11.2021 по делу N А81-8793/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новатэк-Таркосаленефтегаз" (ИНН 8911020768, ОГРН 1058901201920) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
в отсутствие лиц, участвующих в споре,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новатэк-Таркосаленефтегаз" (далее - общество, ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз", заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее -КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.11.2021 по делу N А81-8793/2021 (далее - обжалуемое решение) в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХантыМансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новатэк-Таркосаленефтегаз" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось Управление, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым привлечь общество к административной ответственности.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что:
- лицензия N 164831 была выдана 08.05.2018, следовательно, 23.06.2018 (45 день от даты получения лицензии) является крайним сроком подачи заявления и не позднее 23.09.2018 (последний день трехмесячного срока) - срок разработки Плана, который на дату совершения административного правонарушения 26.08.2021 так и не был составлен.
От общества 26.01.2022 (продублирован 01.02.2022) поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 17.02.2022.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 28.02.2022.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес Управления 26.08.2021 (вх. N 19378/72) поступили сведения от 24.08.2021 о нарушении оператором связи - ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" требований, в части реализации функций системы оперативно-розыскных мероприятий, установленных Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" осуществляет предпринимательскую деятельность на основании действующих лицензий: N 142826 от 05.07.2016 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; N 164831 от 08.05.2018 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; N 187296 от 21.06.2021 на оказание услуг подвижной радиосвязи в выделенной сети связи; и располагает введенными в эксплуатацию сетью электросвязи, предназначенной для оказания услуг связи: "Сеть местной телефонной связи ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" "Акт приемки сооружения связи приемочной комиссией N 1 от 06.05.2006), "Сеть подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз"" (разрешение на эксплуатацию N 89-32210-0199 от 10.04.2006), "Сеть беспроводного доступа ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" (акт приемки сооружения связи приемочной комиссией от 05.06.2012), "Сеть радиорелейных линий ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" (акт приемки сооружения связи приемочной комиссией от 03.05.2012).
Из письма от 24.08.2021, поступившего в Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу следует, что ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" не реализованы требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно предоставленным объяснениям ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" план реализации функций СОРМ согласован 29.08.2021, в то время как факт нарушения был зафиксирован 26.08.2021.
Таким образом, административным органом заключено, что оператором связи ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" на дату совершения административного правонарушения 26.08.2021 при осуществлении предпринимательской деятельности на основании лицензий на оказание услуг связи не были выполнены требования установленные:
- пунктом 2 статьи 64 Закона "О связи";
- пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- пунктом 4 "Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538;
- пунктом 2 "Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть I. Общие требования", утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 16.01.2008 N 6;
- пунктом 10 лицензионных требований лицензии N 142826, пунктом 8 лицензионных требований лицензии N 187296, пунктом 6 лицензионных требований лицензии N 164831.
21.09.2021 должностным лицом Управления Роскомнадзора в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором выявленные нарушения квалифицированы как осуществление обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Роскомнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" к административной ответственности.
23.11.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, исходит из следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию N 164831 от 08.05.2018 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи. План реализации по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий должен быть разработан не позднее 23.09.2018. Доказательств, подтверждающих соблюдения указанного срока материалы дела не содержат. Событие вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
В то же время согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по указанному составу не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку обществу вменяется осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня его совершения. Применительно к настоящему делу таким днем может являться день обнаружения правонарушения лицом, уполномоченным на составление протокола, вменяемое правонарушение считается оконченным в день его выявления.
Из протокола об административном правонарушении следует, датой совершения административного правонарушения является 26.08.2021. Следовательно, срок привлечения к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по выявленному нарушению истек 26.11.2021.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Вопрос о привлечении к административной ответственности лица обсуждаться не может.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1109-О-О, а также в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.11.2021 по делу N А81-8793/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-8793/2021
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ"