г. Чита |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А58-5192/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года по делу N А58-5192/2020 по исковому заявлению Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (ИНН 1407005163, ОГРН 1031400310534) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства строительства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435079270, ОГРН 1031402029141) о взыскании 58008400,03 рублей,
третье лицо: Министерство финансов РС (Я),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031400310534, ИНН 1407005163) обратилась в арбитражный суд с иском к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства строительства Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) о взыскании 58 008 400 рублей 30 копеек убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.06.2021 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2020 года по делу N А58-5192/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 года по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационная инстанция не согласилась с выводом суда первой инстанции, а также апелляционной инстанции о том, что заявленная сумма исковых требований ранее взыскана с администрации в связи с нецелевым использованием субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках соглашения от 02.07.2014.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что в предмет исследования необходимо включить следующие юридически значимые обстоятельства:
- какая программа явилась основанием для выкупа истцом у граждан жилых помещений аварийного жилищного фонда на сумму 58 008 400 рублей 30 копеек;
- кем и за счет средств какого бюджета были выполнены мероприятия этапа 2014 года адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
- за счет средств какого бюджета финансируется выполнение мероприятий этапа 2014 года данной программы,
- наличие или отсутствие у администрации обязательств по выполнению программы за счет средств только местного бюджета.
Представитель истца уточнил требование и просил взыскать с Республики Саха (Якутия) за счет казны в лице Министерства строительства Республики Саха 58 008 400,03 рубля. На основании статьи 49 АПК РФ судом принято уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года по делу N А58-5192/2020 заявленные требования удовлетворены. Взыскано с Республики Саха (Якутия) за счет казны в лице Министерства строительства РС (Я) в доход Муниципального образования "Верхневилюйский улус (район)" 58 008 400,03 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Как следует из апелляционной жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что истец самостоятельно приступил к перечислению денежных средств гражданам сразу после направления в адрес Минстроя Республики уведомления о внесении изменений в программу переселения; судом первой инстанции не установлено, какие обязательства могли возникнуть на стороне Минстроя Республики при принятии Администрацией МО "Верхневилюйский район" самостоятельного волевого решения о выплате гражданам денежных средств и инициировании внесения соответствующих изменений в программу переселения; суд не установил в чем выражено ненадлежащее исполнение обязательств Минстроя Республики, не установлена причинная связь между действиями Минстроя Республики и понесенными истцом убытками, и в чем эти действия были выражены.
В материалы дела поступил письменный отзыв Министерства финансов Республики Саха (Якутии), в котором третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы Минстроя, просило удовлетворить апелляционную жалобу.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 10.12.2021.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2022 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Сидоренко В. А. на судью Антонову О. П.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.07.2014 между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (государственный заказчик) и муниципальным районом "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (участник программы) подписано соглашение N 14/РАП2014-мс (в редакции дополнительных соглашений от 10.11.2014, от 22.12.2014, от 01.04.2015) о реализации этапа 2014 года республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы".
По условиям пункта 3.2 соглашения объем финансовой поддержки на этап 2014 года составляет 65 583 612 рублей 90 копеек, в том числе: 6 558 361 рубль 29 копеек за счет средств Фонда, 57 713 579 рублей 35 копеек за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 1 311 672 рубля 26 копеек за счет средств бюджета участника программы.
Участник программы обязуется приобрести у застройщиков жилые помещения в многоквартирных домах (в том числе, строительство которых не завершено, включая дома, строящиеся с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц) или завершить строительство жилых помещений в собственность муниципального образования для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в порядке и сроки, установленные соглашением (пункт 2.3.1).
Дополнительными соглашениями от 10.10.2014, от 22.12.2014, от 01.04.2015 внесены изменения в Соглашение, в соответствии с которыми финансовая помощь установлена в сумме 57 713 579,35 рублей.
Дополнительным соглашением N 2 от 10.11.2014 внесен пункт 2.3.19 "Обеспечить выполнение региональной адресной программы (этап программы) в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2017 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".
Государственным заказчиком на основании соглашения N 14/РАП2014-МС от 02.07.2014 истцу перечислены 57 713 579 рублей 35 копеек.
Администрация во исполнение пункта 2.3.1 соглашения заключила контракты на приобретение у застройщика жилых помещений (квартир) в домах малоэтажной застройки, в строящемся многоквартирном доме путем участия в долевом строительстве; перечислила застройщику 59 006 408 рублей 74 копейки. 29.07.2016 контракты были расторгнуты;
27.10.2016 администрации передан многоквартирный дом - объект незавершенного строительства по адресу: с. Верхневилюйск Республики Саха (Якутия), ул. Ленина, 1/7.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2017 года по делу N А58-7094/2016 с застройщика в пользу администрации взыскано 31 038 586 рублей 26 копеек задолженности и 6 561 240 рублей 49 копеек неустойки. По делу выдан исполнительный лист, который возвращен администрации службой судебных приставов без исполнения.
Истец возвратил Минстрою Республики полученные в рамках соглашения денежные средства в полном объеме на основании решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2019 года по делу N А58-13560/2018 и приказа Минфина Республики N 01-04/1364 от 04.10.2017.
Администрация указала, что при исполнении республиканской адресной программы по переселению граждан ею понесены расходы за счет средств местного бюджета, которые должны быть возмещены за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия). Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленного требования истец представил в материалы дела доказательства понесенных им расходов на выкуп у граждан жилых помещений аварийного жилищного фонда (л.д. 8-112 т. 2), письмо Минстроя Республики о выполнении в полном объеме мероприятий этапа 2014 года указанной программы (л.д. 113 т. 2).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования истца удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно исходил из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 185-ФЗ, настоящий федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, а также регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы (подпункт 3 пункта 2 статьи 16 Закона N 185-ФЗ).
Пунктом 3.2 соглашения от 02.07.2014 был предусмотрен объем долевого финансирования программы за счет средств Фонда, субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Таким образом, законом и соглашением предусмотрено долевое финансирование реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Истец в обоснование исковых требований ссылается на то, что предъявленная ко взысканию денежная сумма является дополнительно затраченными денежными средствами местного бюджета для реализации этапа 2014 года республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы". В связи с чем, истец просит взыскать с ответчиков не 57 713 579 рублей 35 копеек, ранее выделенных для исполнения программы переселения в целях приобретения жилых помещений и возвращенных в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (как установили суды), а 58 008 400 рублей 30 копеек, перечисленных гражданам в целях выкупа у них жилых помещений в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, ненадлежащее исполнение обязательства ответчиком и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и возникшими убытками. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов ответственности.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судом первой инстанции установлено и не оспорено сторонами, что спорные расходы понесены истцом в размере 58 008 400 рублей 30 копеек, в виде перечисленных гражданам денежных средств в целях выкупа у них жилых помещений в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Суд пришел к выводу, что отнесение указанных расходов только к расходным обязательствам муниципального образования противоречит статьям 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд полагает данный вывод суда правильным, в связи со следующим.
Программа, которая явилась основанием для выкупа истцом у граждан жилых помещений жилищного фонда, указана в Соглашении от 02.07.2014 N 14/РАП204-мс (в редакции дополнительных соглашений от 10.11.2014, от 22.12.2014 и от 01.04.2015). Согласно материалам дела другой Программы переселения на 2013-2017 годы не было.
По условиям пункта 3.2. Соглашения от 02.07.2014 N 14/РАП204-мс (в редакции дополнительных соглашений от 10.11.2014, от 22.12.2014 и от 01.04.2015) объем финансовой поддержки на этап 2014 года составляет 65 583 612 рублей 90 копеек, в том числе: 6 558 361 рубль 29 копеек за счет средств Фонда, 57 713 579 рублей 35 копеек за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 1 311 672 рубля 26 копеек за счет средств бюджета участника программы. Таким образом, доля участия истца в финансирования Программы составляет 2%, которые были внесены, путем перечисления денежных средств застройщику ООО "Спланс": 393 501,87 руб. платежным поручением N 2480 от 09.09.2014; 918 170,39 руб. платежным поручением N 3276 от 15.12.2014.
Однако кроме этого истец дополнительно понес расходы на выкуп жилых домов за счет муниципального бюджета в сумме 58 008 400 рублей 30 копеек. Таким образом, Программа исполнена в полном объеме за счет средств только муниципального бюджета, что противоречит и Соглашению, подписанному между истцом и ответчиком N 14/РАП 2014-мс от 02.07.2014, и Федеральному закону N ФЗ-185 от 25.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно письму Минстроя (л.д. 113, т.2) Программа переселения этапа 2012-2016 годов исполнена за счет муниципального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" обязывает субъект Российской Федерации до 1 сентября 2017 года расселить все многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 г.
Действие Администрации и правовое регулирование исполнения Программы не противоречит положениям Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 600, Распоряжения Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р, Федеральному закону от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно материалам дела Программа полностью исполнена за счет муниципального бюджета в сумме 58 008 400, 03 рублей до 1 сентября 2017 года. Платежи по выкупу жилых помещений у граждан из муниципального бюджета оплачены в июле- августе 2017 года, (л.д. 8-112 т.2).
Финансовая поддержка на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных федеральным законом, предоставляется на безвозвратной безвозмездной основе из средств государственного бюджета, исполнение Программы, в том числе и предоставление жилых помещений за счет муниципальной казны, является незаконным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отклонят доводы апелляционной жалобы и полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что истец, исполнив за счет собственного имущества обязательства ответчика, понес убытки, которые подлежат возмещению ответчиком согласно положениям пункта 1 статьи 15, статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд правильно исходил из того, что Министерство строительства РС (Я) является надлежащим ответчиком, поскольку на основании пункта 3.13 Постановления Правительства РС (Я) N 417 от 24.11.2014 он осуществляет функции главного администратора доходов, главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств. Следовательно, убытки подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в заявленном размере, подтвержденном материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года по делу N А58-5192/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5192/2020
Истец: Администрация муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2185/2022
05.03.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7070/20
28.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5192/20
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2715/2021
23.03.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7070/20
08.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5192/20