г. Тула |
|
5 марта 2022 г. |
Дело N А09-6173/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Егураевой Н.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левичевой А.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нормаль-М" на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2021 по делу N А09-6173/2021 (судья Прокопенко Е.Н.), принятое по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (г. Брянск, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582), к обществу с ограниченной ответственностью "Нормаль-М" (г. Брянск, ИНН 3245512114, ОГРН 1133256010359), о взыскании 607 512 руб. 02 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Брянской области "Брянсккоммунэнерго", г.Брянск (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго" или истец), обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нормаль-М", г.Брянск (далее - ООО "Нормаль-М" или ответчик), о взыскании 2 619 080 руб. 46 коп., в том числе 2 596 233 руб. 60 коп. основного долга за отпущенную горячую воду за период с декабря 2020 по апрель 2021 и 22 846 руб. 86 коп. пени за период с 18.05.2021 по 05.07.2021.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно заявлял ходатайство об уточнении исковых требований и согласно последней редакции, просил взыскать с ответчика 607 512 руб. 02 коп., в том числе 548 274 руб. 36 коп. основного долга за отпущенную горячую воду за период с декабря 2020 по апрель 2021 и 59 237 руб. 66 коп. пени за период с 26.05.2021 по 13.09.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ходатайство истца удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "Нормаль-М" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2021 по делу N А09-6173/2021, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод ответчика о том, что ответчик не несет обязательств по оплате услуг горячего водоснабжения собственниками помещений в многоквартирном доме N 44 по адресу г. Брянск, ул. Емлютина, так как собственники осуществляют прямые расчеты с энергоснабжающей организацией.
От государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2016 между ГУП "Брянсккоммунэнерго" (поставщик) и ООО "Нормаль-М" (исполнитель) заключен договор горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 02В-01013232 с приложениями и дополнительными соглашениями.
Согласно п. 1 в редакции дополнительного соглашения от 31.01.2017 (с учетом протокола разногласий от 13.03.2017) поставщик обязуется на условиях, предусмотренных договором с учетом протокола разногласий, осуществлять поставку коммунального ресурса, а исполнитель обязуется оплачивать принятый потребителями коммунальный ресурс на условиях Постановления Правительства N 253 от 28.03.2012 в объеме, оплаченном потребителями.
В силу п. 4.3.1 договора, исполнитель обязан оплачивать поставщику фактический объем коммунального ресурса, принятый исполнителем в соответствии с условиями настоящего договора
Расчетный период для оплаты за горячую воду устанавливается равным календарному месяцу (п. 6.7 договора).
В соответствии с п. 6.3 договора, оплата по настоящему договору производится исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным в размере 100% стоимости фактического объема потребления коммунального ресурса, определенного в соответствии с разделом 5 настоящего договора, с учетом требований, установленных в Постановлении Правительства от 28 марта 2012 N 253.
Во исполнение условий заключенного договора, ГУП "Брянсккоммунэнерго" в период с декабря 2020 по апрель 2021 отпустило в МКД на управлении ответчика горячую воду на общую сумму 2 596 233 руб. 60 коп., что подтверждается выставленными на оплату счет - фактурами.
Ответчик потребленный в спорный период коммунальный ресурс в полном объеме не оплатил.
В связи с нарушением ответчиком срока оплаты задолженности за отпущенную и принятую энергию, истец начислил ко взысканию с ответчика 59 237 руб. 66 коп. пени за период с 26.05.2021 по 13.09.2021 (с учетом принятого судом уточнения).
Претензия истца с требованием оплатить задолженность была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ГУП "Брянсккоммунэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Коммунальный ресурс отпускался ответчиком для содержания общего имущества многоквартирных домов.
Правоотношения сторон, связанные с поставкой коммунальных ресурсов в многоквартирный жилой дом, подлежат регулированию положениями гражданского и жилищного законодательства, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, в случаях, установленных п. 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в п. 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Количество отпущенного коммунального ресурса определено истцом исходя из нормативов на отопление (в случае отсутствия сведений ОДПУ), установленных органами местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Статьей 154 ЖК РФ с 01.01.2017 плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, выведена из состава платы за коммунальные услуги и включена в состав платы за содержание жилого помещения, за исключением случаев, когда собственниками помещений выбрана форма непосредственного управления многоквартирным домом, либо не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован.
Регулируя вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, Жилищный кодекс Российской Федерации в части 11 статьи 155 предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений ч.ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
При наличии в многоквартирном доме товарищества собственников жилья, управляющей организации, жилищного кооператива, именно они участвуют в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в этот дом.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу с 03.04.2018 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ "Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме" дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в том числе договора холодного и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 2 Письма Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 46 ЖК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ).
Проверив расчет задолженности, представленный истцом, суд первой инстанции признал его обоснованным. Данный расчет ответчиком не опровергнут, контррасчет в материалы дела ответчиком не представлен.
В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчик доказательств, подтверждающих оплату 548 274 руб. 36 коп. (с учетом уточнения исковых требований) долга полностью или в какой-либо части, суду не представил.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование истца о взыскании с ответчика долга и пени.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя о том, что поскольку собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Емлютина, д.44, находятся на прямых расчетах с истцом на основании принятых общим собранием собственников решений, то стоимость ресурса, поставленного в этот дом должна быть исключена из расчета взыскиваемой задолженности.
В соответствии с п. 7.1. ст. 155 ЖК РФ ( в редакции, действующей до 03.04.2018 г.) на основании решения общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
На основании изложенного, внесение платы за тепловую энергию и горячую воду непосредственно в ресурсоснабжающую организацию на основании решения общего собрания собственников МКД, принятого до 03.04.2018 года, является исполнением обязательств собственников жилых помещений по оплате перед управляющей компанией и может быть учтено ГУП "Брянсккоммунэнерго" только в счет оплаты ООО "Нормаль-М" по заключенному договору горячего водоснабжения и, в силу действующего на момент принятия законодательства, не являлось основанием для исключения многоквартирного дома из договора ресурсоснабжения.
В настоящее время, в соответствии с п.7.5, ст.155 ЖК РФ, плата за коммунальные, услуги вносится собственниками помещений в МКД соответствующей ресурсоснабжающей организации, только в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, в соответствии с которой, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
В спорный период в адрес истца ГУП "Брянсккоммунэнерго" не поступало, решение общего собрания собственников МКД о заключении прямых договоров на поставку горячего водоснабжения, следовательно, основания для исключения многоквартирного дома по адресу г. Брянск, ул. Емлютина, д.44 из договоров на поставку коммунальных ресурсов, заключенных между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией отсутствуют.
Доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Поскольку истцу при принятии апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка в уплате государственной пошлины, то государственная пошлина в сумме 3 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25 ноября 2021 года по делу N А09-6173/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Нормаль-М" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6173/2021
Истец: ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ "НОРМАЛЬ-М"