г. Москва |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А40-158264/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-158264/2021
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ГБУ г.Москвы МосгорБТИ
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по доверенности от 29.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1260953/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001011:73, суд также обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по государственному кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001011:73 в соответствии с межевым планом от 15.01.2021 в установленном законом порядке и сроки.
В деле участвует третье лицо - ГБУ г.Москвы МосгорБТИ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, поскольку судом не применены нормы материального права, подлежащие применению.
В судебное заседание не явились представители Управления и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете изменений площади и (или) изменением описания местоположения границ в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001011:73, расположенного по адресу: Москва, Средний Золоторожский пер., вл. 17.
Осуществление заявленных учетно-регистрационных действий было приостановлено 26.01.2021 в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в последствии уведомлением от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1260953/2 - отказано.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права заявителя в экономической деятельности, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемый отказ Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ, Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости органом регистрации прав осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона о недвижимости, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о недвижимости и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Судом установлено, что основанием для отказа в государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001011:73 послужило отсутствие в представленных документах переработанного межевого плана с учетом замечаний, изложенных в уведомлении о приостановлении от 26.01.2021.
Между тем, в рассматриваемом случае требования регистрирующего органа не основаны на требованиях Закона о недвижимости и принятых в соответствии с ним правовых актах, иных федеральных законах, содержащих нормы, регламентирующие порядок государственной регистрации прав в силу нижеследующего.
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч. 13 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с положением ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании упомянутого Федерального закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого не установлены в соответствии с требованиями Федерального закона N 218-ФЗ.
Исходя из анализа положений ч. 1 ст. 43, п. 31 ч. 1 ст. 26, ч. 8, 10 ст. 22, ч. 3 ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии в ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости); по решению суда.
Для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
Пунктом 70 Требований к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования) предусмотрено включение в состав раздела "Заключения кадастрового инженера" в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ (письмо Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ").
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Целью кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001011:73, расположенного по адресу: г. Москва, Средний Золоторожский пер., вл. 17, является определение нормативной точности координат характерных точек границ и площади земельного участка, устранение чересполосицы с земельным участком с кадастровым номером 77:04:0001011:1003, а также исключение из границы уточняемого земельного участка частей здания по адресу: г Москва, ул. Золоторожский Вал, д 32, строен 1, расположенного на смежном земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001011:80.
Руководствуясь положением части 10 ст.22 Федерального закона N 218-ФЗ и п.70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N921, в качестве сведений, подтверждающих местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001011:73 использован Договор аренды земельного участка от 31.05.2007 NМ04-509229 (далее - Договор). Копия Договора включена в состав Приложения межевого плана. Границы 2-1-н1-н2-нЗ-н4-6-5-4-3-2 уточняемого земельного участка существуют на местности более 15 лет и полностью соответствуют границам, отраженным на Плане земельного участка, являющегося Приложением 3 к Договору.
Судом установлено, что в целях предоставления картографических материалов для подтверждения прохождения границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001011:73 Департаментом был направлен запрос в ГБУ "Мосгоргеотрест".
Соответствующие картографические материалы масштаба 1:2000 в виде копии с литографического оттиска издания 1998 года создания включены в состав межевого плана.
В связи с вышеизложенным, местоположение границ уточняемого земельного участка также подтверждается копией с литографического оттиска издания 1998 г. и распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 22.08.2019 N 32911Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001011:73".
Границы уточняемого земельного участка полностью соответствуют границам, отображенным в вышеуказанных документах.
На основании изложенного, Департамент, в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ для кадастрового учета изменений земельного участка был представлен межевой план, который полностью соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенное нарушение в установленном законом порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-158264/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158264/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГБУ Москвы МГБТИ