г. Киров |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А29-8114/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми представителя ответчика Абрамова С.Н., действующего на основании доверенности от 01.09.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Коммерческий Банк "Стройкредит"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 по делу N А29-8114/2021
по заявлению открытого акционерного общества Коммерческий Банк "Стройкредит" (ОГРН 1037711012525; ИНН 7744003511)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми
о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество Коммерческий Банк "Стройкредит" (далее - заявитель, Банк) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми (далее - ответчик, Инспекция) от 11.01.2021 N 8 о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто", записи от 04.05.2021, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц за ГРН 2211100072885, о прекращении деятельности ООО "Газтрансавто" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Банк обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в нарушение требований, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), ответчиком решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (11.01.2021) вынесено, а действия по внесению сведений о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ (04.05.2021) совершены ранее наступления условия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, а именно: истечение шестимесячного срока нахождения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений (в рассматриваемом случае ранее 18.05.2021). По мнению заявителя, при реализации процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ налоговый орган знал о принудительном исполнении судебного решения, так как информация об исполнительном производстве в отношении ООО "Газтрансавто" N 203581/21/11007-ИП от 10.08.2017 была размещена в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов http://fssprus.ru/.
Инспекция представила письменный отзыв, в котором опровергла доводы заявителя, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал занятую по делу правовую позицию.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Газтрансавто" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.01.2012, в ЕГРЮЛ внесена запись под основным государственным регистрационным номером 1121102000073.
11.01.2021 на основании справки N 375-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и справки N 375-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов Инспекцией принято решение N 8 о предстоящем исключении недействующего юридического ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ (л. д. 75-77).
Сведения о принятом решении опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 1(820) от 13.01.2021/109, а также размещены в ЕГРЮЛ, запись под ГРН 2211100001814 от 13.01.2021 (л. д. 78, 82).
04.05.2021 ООО "Газтрансавто" исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекративший деятельность, о чем в реестр внесена запись за ГРН 2211100072885.
Не согласившись с решением и действиями Инспекции по исключению названного юридического лица из ЕГРЮЛ, Банк обратился в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Установив, что ООО "Газтрансавто" не представило документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, а также факт отсутствия движения денежных средств по расчетным счетам, Инспекция вынесла решение N 8 от 11.01.2021 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ. В подтверждение непредставления Кооперативом документов отчетности ответчиком в материалы дела представлена справка N 375-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и справка N 375-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Довод заявителя о том, что ответчиком нарушена процедура принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, так как такое решение принято ранее истечения шестимесячного срока с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений о месте нахождения общества, отклоняется апелляционным судом. В рассматриваемом случае решение о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ принято в связи с признанием общества фактически прекратившим свою деятельность, а не в связи с наличием в ЕГРЮЛ в течение более шести месяцев сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.
Таким образом, у ответчика имелись правовые и фактические основания для принятия решения N 8 от 11.01.2021 о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Решение Инспекции N 8 от 11.01.2021 о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 1(820) от 13.01.2021/109 в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации", в том числе с указанием адреса регистрирующего органа, по которому заинтересованными лицами может быть направлено заявление о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из реестра.
Вместе с тем возражений на решение N 8 от 11.01.2021 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от заявителя и иных лиц не поступило.
Надлежащих доказательств того, что заявитель не имел возможности по объективным и не зависящим от него причинам своевременно ознакомиться с публикацией о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ и, как следствие, заявить об имеющейся задолженности, в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).
Пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ установлено, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исполнив обязанность по размещению в публичном доступе информации о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и не получив в установленный законом срок возражения относительно исключения ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ, Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2211100072885 об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном случае Инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом N 129-ФЗ, и обоснованно исключила ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, определениях от 17.01.2012 N 143-О-О, 24.09.2013 N 1346-О, 25.02.2016 N 356-О, согласно которой взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из ЕГРЮЛ, устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Следовательно, указанные выше обстоятельства (отсутствие сведений об открытых банковских счетах юридического лица, непредставление отчетности в течение последних 12 месяцев, а также непоступление в регистрирующий орган в трехмесячный срок заявлений заинтересованных лиц) в совокупности в силу закона являются необходимым и достаточным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган обязанность каким-либо способом удостовериться в фактическом осуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации, по выяснению причин непредставления отчетности и неосуществления операций по банковским счетам или направлению в адрес юридического лица каких-либо уведомлений по данному поводу. По смыслу положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, осуществление хозяйственной деятельности юридическим лицом подразумевает представление документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществление операций по банковским счетам. В совершении таких действий регистрирующий орган может удостовериться самостоятельно.
В материалы настоящего дела не представлены доказательства фактического осуществления ООО "Газтрансавто" хозяйственной деятельности, порядок внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи об исключении из государственного реестра юридического лица регистрирующим органом соблюден в полном объеме.
Заявитель в обоснование требований ссылается на наличие у общества перед Банком задолженности, взысканной по решению Ухтинского городского суда Республики Коми, в отношении которой возбуждено исполнительное производство N 203581/21/11007-ИП от 10.08.2017.
Вместе с тем само по себе наличие у ООО "Газтрансавто" непогашенной задолженности перед кредитором (при условии, что о наличии задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядке заявлено не было) с неизбежностью не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых действий регистрирующего органа.
Возможность исключения недействующего юридического лица из государственного реестра при наличии непогашенных обязательств, о наличии которых в установленном порядке заявлено не было, согласуются с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2016 N 1971-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Б. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в котором указано, что положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (постановление от 18.05.2015 N 10-П; определение от 26.05.2016 N 1033-О).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку у Инспекции имелись основания для применения порядка исключения ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ, порядок внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении общества регистрирующим органом соблюден в полном объеме, действия ответчика не нарушают права и законные интересы заявителя, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 по делу N А29-8114/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества Коммерческий Банк "Стройкредит" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8114/2021
Истец: ОАО КБ "Стройкредит", ОАО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "СТРОЙКРЕДИТ" в лице конкурсного управляющего -Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N5 по Республике Коми (ЕРЦ)
Третье лицо: ООО "ГАЗТРАНСАВТО", Второй арбитражный апеляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9908/2022
04.07.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1078/2022
09.03.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1032/2022
23.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8114/2021