город Томск |
|
9 марта 2022 г. |
Дело N А27-18631/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Дубовика В. С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭлЛи" (N 07АП-668/2022) на решение от 14.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18631/2021 (судья Аникина К.Е.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭлЛи" (660012, город Красноярск, ул. Семафорная, 76, ОГРН 1102468035394, ИНН 2465239910) к Кемеровской таможне (650055, город Кемерово, ул. Сарыгина, 36, ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) о признании недействительными решения от 09.06.2021 о классификации товара, решений N10611020/191218/0036705 и N10611020/191218/0036767 от 09.06.2021,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Насыров М. Д. по дов. от 11.10.2021, удостоверение адвоката,
От заинтересованного лица: Шахлевич Н. И. по дов. от 10.01.2022, диплом; Фабричная А.А. по дов. от 12.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭлЛи" (далее - ООО "ЭлЛи", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне (далее - таможня, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения от 09.06.2021 о классификации товара, решений N 10611020/191218/0036705 и N 10611020/191218/0036767 от 09.06.2021.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что таможенный орган неверно отнес при проведении проверки вывезенный заявителем товар в таможенном режиме экспорта к классификационному коду ТН ВЭД 4403 21 190 0 "прочие", в связи с этим принятые решения таможенного органа являются незаконными; вывод таможенного органа, что товар по спорным ДТ относится к классификационному коду 4403 21 190 0, не является основанием для доначисления таможенных платежей в обжалуемых решениях о внесении изменений в ДТ.
Кемеровская таможня в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и таможни поддержали каждый свою позицию по делу.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей общества и таможни, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ООО "ЭлЛи" в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Кемеровской таможни для помещения вывозимых товаров под таможенную процедуру экспорта поданы ДТ N N 10611020/191218/0036705, 10611020/191218/00336767, в графе 31 которых заявлены сведения о декларируемых товарах: "бревна из сосны (Pinus spp.) обыкновенной вида "Pinus Sylvestris L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более. Лесоматериалы круглые хвойных пород, неокоренные, небрусованные, неокантованные, для дальнейшей переработки, сорт 1-4, ГОСТ 9463-2016, ФР. 1.27.2011.10631...", с характеристиками диаметра в вершинной (верхней) части лесоматериалов от 12 см и более, страна происхождения - Россия.
В графе 33 данных ДТ в отношении декларируемых товаров заявлен классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 4403 21 110 0.
При таможенном декларировании в 44 графе указанных ДТ указаны сведения о лицензии Минпромторга России N 284RU18002010205 от 05.12.2018.
Лицензия выдана на товар "Бревна из сосны (PINUS SPP.) обыкновенной вида "PINUS SYLVESTRIS L." с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (неокоренные, ГОСТ 9463-2016, СОРТ 1-2, ДЛИНА 4-6-8-12 М)", классифицируемый в товарной подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявленный декларантом классификационный код соответствует разделу IX "Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфа или прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетенные изделия", группе 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь", товарной позиции 4403 "Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные", субпозиции 4403 21 "хвойных пород, прочие: из сосны (Pinusspp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, сосна обыкновенная вида "PinussylvestrisL.", подсубпозиции 4403 21 110 0 "Бревна".
Кемеровской таможней в период с 08.02.2020 по 09.06.2021 на основании статей 310, 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, продекларированных в декларациях на товары N 10611020/191218/0036705 и N 10611020/191218/00336767, в ходе которой установлено, что товары, продекларированные Обществом в ДТ и имеющие верхний диаметр (ДВ) 12-14 см., не являются бревнами, в связи с чем, не могут быть классифицированы в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Результаты проверки документов и сведений после выпуска товаров зафиксированы Кемеровской таможней в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 09.06.2021 N 10608000/213/090621/А0040.
09.06.2021 Кемеровской таможней принято решение N РКТ-10608000-21/000040Д о классификации товара, продекларированного по спорным ДТ и имеющего верхний диаметр (ДВ) 12-14 см, в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании принятого решения о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 21 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289", 09.06.2021 Кемеровской таможней приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что определенный таможенным органом код соответствует разделу IX "Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфа или прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетенные изделия", группе 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь", товарной позиции 4403 "Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные", субпозиции 4403 21 "хвойных пород, прочие: из сосны (Pinus spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L."", подсубпозиции 4403 21 190 0 "Прочие".
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поддерживая их и отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 20 вступившего в силу с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) следует, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД); проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по определенной форме.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС применяются последовательно,
начиная с правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, а также с учетом основных критериев для классификации в соответствии с материалом изделия и основными функциями товара.
На основании изложенного, следует, что выбор раздела, группы и товарной позиции осуществляется не только исходя из наименования товара, а также его свойств.
Если при применении правила 1 определяется товарная позиция (четыре первых знака классификационного кода товара), то необходимость в применении последующих Правил 2-5 ОПИ ТН ВЭД отсутствует, а для дальнейшей классификации товара на уровне товарной подсубпозиции (5 и последующие знаки классификационного кода товара) применяется правило 6 ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация
товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Коллегией Евразийской экономической комиссии рекомендовано государствам -членам Евразийского экономического союза применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21) (далее - Пояснения).
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что между тем не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Кроме того, при классификации любого товара необходимо исходить, прежде всего, из его уникальных свойств и целевого назначения.
Применение при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, регламентировано Рекомендацией Евразийской экономической Комиссии от 07.11.2017 N 21.
Согласно Рекомендации ЕЭК, Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются вспомогательным рабочим материалом, призванным обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно абзацу 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД ЕАЭС судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Как верно отметил суд первой инстанции, применение таможенным органом при вынесении оспариваемых решений Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС является обоснованным.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС состоят из шести томов, первые пять которых основаны на Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, которые в свою очередь основаны на русскоязычной версии пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и утверждены Советом руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств.
Шестой том основан на Пояснениях к Комбинированной номенклатуре Европейского союза и содержит пояснения Евразийского экономического союза.
Суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию таможенного органа о том, что пояснения, содержащиеся в шестом томе, не заменяют собой Пояснения, содержащиеся в первых пяти томах, рассматриваются как дополняющие последние и должны использоваться совместно с ними.
В томе III, разделах IX - XIII, группе 44 - 70 Пояснений к ЕТН ВЭД ЕАЭС товарная позиция 4403 детализируется исходя из породы древесины, а также размерных характеристик наибольшего поперечного сечения лесоматериалов. Классификация товаров, описанная в томе III Пояснений, ограничивается детализацией классификации уровнем субпозиций (шесть знаков), то есть 4403 21 "хвойных пород, прочие: из сосны (PINUSSPP), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более".
Для дальнейшей классификации на уровне подсубпозиций используется том VI, разделы I - XXI, группы 01-97 Пояснений к ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Оба тома дополняют друг друга, пояснения, содержащиеся в них, предназначены для совместного использования и осуществления классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в последовательном порядке.
Судом из материалов дела установлено, что спорный товар подлежит классификации на уровне субпозиции 4403 21 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с томом VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к подсубпозиции 4403 21 110 0 термин "брёвна" означает пиловочник, характеризующийся следующими физическими свойствами: бревно цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба, диаметром не менее 15 см.
Как верно отметил суд первой инстанции, имеются отличия товаров, классифицируемых как "бревна", от "прочих лесоматериалов" при наличии размера наибольшего поперечного сечения 15 см или более. Исходя из буквального толкования понятия "бревно", оно не может характеризоваться диаметром менее 15 см. При этом из Пояснений не следует, в каком конкретно месте (точке) (вершинной (верхней) или комлевой (нижней)) диаметр наибольшего поперечного сечения должен составлять 15 см или более. Следовательно, товар "брёвна", имеющий величину диаметра не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, подлежит классификации в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "Прочие" - подлежат классификации лесоматериалы с диаметром менее 15 см.
Понятия диаметр, верхний диаметр, нижний диаметр закреплены в Методике измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов при проведении таможенных операций и таможенного контроля" (рег. N ФР. 1.27.2011.10631). Данную методику применяют для измерения объемов партии круглых лесоматериалов при количестве их в партии от 50 шт. и более при проведении таможенных операций в отношении данных товаров и их таможенном контроле.
В пунктах 3.11, 3.13, 3.20, 3.21, 3.22 Методики закреплены следующие понятия:
- лесоматериалы - материалы из древесины, сохранившие природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев, хлыстов и (или) из их частей путем поперечного сечения;
- бревно - это круглый сортимент для использования в круглом виде или в качестве сырья для выработки пиломатериалов общего назначения и специальных видов лесопродукции;
- диаметр - длина перпендикуляра между двумя параллельными прямыми, касающимися боковой поверхности бревна противоположных сторон. Диаметр измеряют в направлении, перпендикулярном продольной оси бревна;
- верхний диаметр - диаметр бревна в меньшем его торце без коры или с корой;
- нижний диаметр - диаметр бревна в большем его торце без коры или с корой.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно указал, что именно нижний диаметр является диаметром наибольшего поперечного сечения, в связи с чем сосна (PINUSSPP) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более в нижнем диаметре подпадает как под классификационный код 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, так и под классификационный код 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Также суд первой инстанции верно отметил, что отнесение товара к конкретной подсубпозиции зависит от размера верхнего диаметра. Поскольку "бревно" имеет диаметр 15 см или более в любом месте (точке) поперечного сечения, то лесоматериалы с верхним диаметром менее 15 см не подпадают под понятие "бревно" и подлежат классификации в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию таможенного органа о том, что товар "бревна", имеющий величину диаметра не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, подлежит классификации в подсубпозиции 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, а в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС "Прочие" подлежат классификации лесоматериалы с диаметром менее 15 см в любом месте поперечного сечения.
Отклоняя довод заявителя о том, что для определения фактического верхнего диаметра согласно ТН ВЭД ЕАЭС необходимо учитывать показатель "сбежистость", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Руководствуясь ст.ст. 106, 108 ТК ЕАЭС, пунктами 15 и 18 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, суд первой инстанции указал, что в графе 31 ДТ приводятся сведения о товаре, на основании которых производится идентификация товара, отнесение товара к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Обществом в графе 31 ДТ указано: (ДВ) 12-14 см. Соответственно, таможенный орган обоснованно исходил из указанного в графе 31 ДТ диаметра при классификации товаров, продекларированных Обществом, в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на положения ГОСТа 9463-2016 "Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия (с Поправкой)", указывает, что товар "бревна из сосны диаметром 12 см в верхнем торце" соответствует подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, приведенные в Таблице 2 характеристики лесоматериалов, в том числе диаметр в верхнем торце без коры, является исключительно характеристикой самого товара, которой должны соответствовать лесоматериалы. Однако данные характеристики не являются критериями, в соответствии с которыми товары подлежат классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Для целей классификации применяются ТН ВЭД ЕАЭС, Основные правила интерпретации, применяемые с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС. ГОСТы не являются нормативными источниками по классификации товаров, в связи с чем, применение ГОСТов для целей классификации не соответствует целям их создания и требованиям таможенного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при осуществлении классификации товаров должны применяться характеристики (критерии) товаров, предусмотренные исключительно ТН ВЭД ЕАЭС, Примечаниями и Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС, а не ГОСТами.
Отклоняя довод Общества о том, что правомерность классификации спорных лесоматериалов в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС подтверждается лицензией Минпромторга России, выданной Обществу на "бревна из сосны обыкновенной с диаметром наибольшего поперечного сечения 15 см или более, код ТН ВЭД ЕАЭС 403 21 110 0", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199 "Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров" лицензия выдается заявителю на основании заявления. При этом в графе 15 заявления указывается описание товара и его классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, также указываются сведения об объеме.
Таким образом, при предоставлении лицензии на экспорт древесины Минпромторг России руководствуется сведениями о наименовании товара и коде ТН ВЭД ЕАЭС, указанными организацией-заявителем в заявлении на выдачу лицензии на экспорт лесоматериалов и не могут подтверждать фактические параметры лесоматериалов и правильность их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Пунктом 2 Решения Коллегии Евразийской комиссии от 15.11.2016 N 145 "О внесении изменений в некоторые решения комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии" установлено, что лицензии на экспорт или импорт товаров, выданные уполномоченными органами государств-членов Евразийского экономического союза до вступления настоящего Решения в силу (до 01.01.2017), являются действительными до окончания срока действия лицензий.
Решением N 145 внесены изменения в раздел 2.28 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134, в части кодов ТН ВЭД ЕАЭС: Сосна обыкновенная вида "Pinussylvestris L." код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0.
Согласно Приложению к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101, Приложению к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101) товар - "сосна обыкновенная вида "Pinussylvestris L.": бревна, классифицирован кодом 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В лицензии Декларантом заявлен код товара и его описание: бревна из сосны (PINUS SPP.) обыкновенной, вида "PINUS SYLVESTRIS L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (неокоренные, ГОСТ 9463-2016, сорт 1-2, длина 4-6- 8-12 м", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4403 21 110 0). То есть указанная лицензия согласно коду товара по ТН ВЭД ЕАЭС и его описанию была выдана Обществу на определенный товар, а именно: брёвна из сосны обыкновенной "Pinussylvestris L." диаметром не менее 15 см.
Судом установлено, что фактически Общество осуществляло вывоз иного товара - "бревна из сосны обыкновенной, вида "Pinussylvestris L." с диаметром в верхнем торце 12-14 см." (согласно графы 31 ДТ), что не соответствует условиям данных лицензий, и применяло льготную ставку по уплате таможенных пошлин в отношении иного товара - "бревна из сосны обыкновенной "Pinussylvestris L." с диаметром в верхнем торце 15 см. и более", что не давало право Обществу вывозить по выданным лицензиям с применением льготной ставки обложения таможенной пошлины товар, не поименованный в них.
Как верно отметил суд первой инстанции, лицензия Минпромторга России представляет собой разрешительный документ, дающий право вывоза указанного в ней товара, однако не является документом, подтверждающим правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Доводам Заявителя о том, что Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС не позволяют четко разграничить характеристики товара для его отнесения к тому или иному коду, также дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Судом установлено, что при подаче спорных ДТ Общество во всех ДТ указало следующие характеристики декларируемых товаров: "бревна из сосны обыкновенной "PINUS SYLVESTRIS L.", лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, небрусованные, неокантованные, необработанные консервантом, сорт 1-2, ГОСТ 9463-2016, объем ФР. 1.27.2011.10631, номинальная дл 6 м, в том числе ДВ 12-14 см, ДН 18-64 см". Указывая в ДТ вышеперечисленные сведения, Общество заявило таможенному органу, что декларируемые товары являются бревнами, то есть с учетом тома VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС имеют цилиндрическую форму, ровную текстуру древесины, без существенного изгиба.
Как верно отметил суд первой инстанции, спорные товары с верхним диаметром 12-14 см не соответствуют единственному критерию - диаметру, который должен быть не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения (в том числе и в верхней точке), в связи с чем не могут быть классифицированы в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС как бревна.
В целях выработки единообразных подходов по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральной таможенной службой Российской Федерации издан приказ от 14.01.2019 N 28 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров" (зарегистрирован Минюстом России 16.04.2019, регистрационный N 54388).
Приложением к Приказу ФТС России N 28 являются Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, в соответствии с указанными в них классификационными кодами ТН ВЭД ЕАЭС (далее - Разъяснения ФТС России о классификации).
Приказом ФТС России от 07.12.2020 N 1068 "О внесении изменений в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14.01.2019 N28" (зарегистрирован Минюстом России 29.03.2021, регистрационный N 62908, вступил в силу 30.04.2021) Разъяснения ФТС России о классификации дополнены, в том числе, пунктом 225.1, в соответствии с которым бревна хвойных пород, классифицируемые в подсубпозициях 4403 21 110 0, 4403 23 110 0, 4403 23 910 0 и 4403 25 910 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, отличаются следующими характеристиками: цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба (допускается с отношением стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента не более 3% для простой кривизны и 1,5% для сложной), диаметром в наименьшем сечении не менее 15 см и длиной более 1 метра, сучья должны быть срезаны (обрублены) вровень с поверхностью бревна (допускаются сучки высотой не более 2 см от поверхности неокоренного бревна), без наружной трухлявой гнили.
Разъяснения ФТС России о классификации не изменяют правила классификации данного товара, а лишь конкретизируют, каким образом следует определять код ТН ВЭД ЕАЭС товара в соответствии с его фактическим характеристиками. В связи с чем ссылка на приказ ФТС России от 07.12.2020 N 1068 является законной и обоснованной, косвенным образом свидетельствующей об обоснованности позиции таможенного органа, существовавшей уже на момент вынесения оспариваемых решений.
Как следует из текста заявления и не оспаривается Обществом, спорный товар подлежит классификации на уровне субпозиции 4403 21 ТН ВЭД ЕАЭС.
В субпозиции 4403 21 ЕТН ВЭД ЕАЭС классифицируются лесоматериалы из сосны (Pinus spp.) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более, в субпозиции 4403 22 ЕТН ВЭД ЕАЭС классифицируются лесоматериалы из сосны (Pinus spp.), прочие (то есть имеющие размер наибольшего поперечного сечения менее 15 см).
Как верно отметил суд первой инстанции, законодатель разделил лесоматериалы из сосны (Pinus spp.) по классификационному критерию - размеру наибольшего поперечного сечения.
Поскольку ООО "ЭлЛи" при таможенном декларировании в графах 31 всех ДТ указало, что бревна имеют диаметр наибольшего поперечного сечения 15 см или более, соответственно декларируемые лесоматериалы не могут классифицироваться в субпозиции 4403 22 TEI ВЭД ЕАЭС.
Доводам Общества о том, что изменение кода ТН ВЭД ЕАЭС не повлечет за собой изменение в описании лицензируемого товара, поскольку применение ставки вывозной таможенной пошлины зависит от описания товара на уровне товарной позиции, указанной в графе 15 лицензии, также дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Руководствуясь положениями ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе", суд первой инстанции верно указал, что тарифные квоты между участниками внешнеэкономической деятельности распределяются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Лицензия выдается в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.
Проанализировав положения, изложенные в Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что код товара по ТН ВЭД ЕАЭС и соответствующее ему описание, имеет определяющее значение при разрешении вопроса о предоставлении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на лесоматериалы, так как данные сведения подлежат обязательному указанию в лицензии, посредством которых и определяется, на какой конкретно товар выдана лицензия.
Так, в рассматриваемом случае декларанту Минпромторгом России выдана лицензия на определенный товар: бревна из сосны (PINUS SPP.) обыкновенной, вида "PINUS SYLVESTRIS L.":, с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, код 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Однако фактически в счет исполнения лицензий Минпромторга России Общество осуществляло вывоз иного товара - "прочие необработанные лесоматериалы из сосны обыкновенной, вида "Pinus sylvestris L." с диаметром в верхнем торце 12-14 см", что не соответствует условиям данной лицензии, и применяло льготную ставку по уплате таможенных пошлин, в отношении иного товара, что не давало право Обществу вывозить по выданным лицензиям Минпромторга России с применением льготной ставки обложения таможенной пошлины товар, в них не поименованный.
При таких обстоятельствах, определенный таможенным органом код соответствует разделу IX "Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфа или прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетенные изделия", группе 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь", товарной позиции 4403 "Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные", субпозиции 4403 21 "хвойных пород, прочие: из сосны (Pinus spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L."", подсубпозиции 4403 21 190 0 "Прочие".
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае правильность и обоснованность оспариваемого решения о классификации товара, таможенным органом подтверждены, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы, изложенные апеллянтом, повторяют его позицию по делу, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают его выводы, положенные в основу принятого решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18631/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЭлЛи" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭлЛи" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 29.12.2021 N 48.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18631/2021
Истец: ООО "Элли"
Ответчик: Кемеровская таможня