г. Москва |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А40-162107/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ТГК-2" на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-162107/2021
по заявлению: публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования"
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Борецкая А.С. по доверенности от 01.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021, принятым по настоящему делу с учетом уточнений требований принятых судрм в порядке ст. 49 АПК РФ, частично удовлетворены требования публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (заявитель, общество, ПАО "ТГК-2") о признании незаконными пункты 8, 21, 40 предписания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (заинтересованное лицо, административный орган, Росприроднадзор) от 13.05.2021 N 0904- 23Вн-П/008-032. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ПАО "ТГК-2" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, признать недействительными пункты 1,2,3,4,6,10,16,17,18,19,23,28,29,31,35,36,37,38 и 45 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13.05.2021 N 0904- 23Вн-П/008-032.
Росприроднадзор, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ввиду чего апелляционная жалоба рассмотрена в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вего отсутствие.
Представитель ПАО "ТГК-2" в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что Росприроднадзор, признавая факт необходимости выполнения расчетов выбросов, не разъясняет по каким методикам, включенным в перечень на 2019, 2020 года, необходимо было производить расчет, что указывает на формальность требования и его неисполнимость.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Росприроднадзором на основании распоряжения N 23-р от 16.03.2021 в период с 18.03.2021 по 14.04.2021 проведена внеплановая проверка ПАО "ТГК-2", по результатам которой составлен акт проверки (далее - акт), а также выдано предписание N 0904-23ВнП/008-0321 от 13.05.2021 (далее - предписание).
Считая пункты 1-8, 10, 12-13, 15-21, 23, 25, 27-31, 33, 35-44, 45-49 и 51 предписания незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
По вопросу незаконности пункта 1, 2, 17, 16, 35, 36 предписания.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания: инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) проведена с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, утвержденный Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
В силу пункта 16 оспариваемого предписания:
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) проведена с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, утвержденный Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
Согласно п. 32 оспариваемого предписания: В план - графике контроля нормативов выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха, входящем в состав действующей Программы ПЭК ПАО "ТГК-2" Северодвинская ТЭЦ -1 отсутствуют данные об используемых методиках отборов проб от каждого источника загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно п. 2 предписания: расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
В силу п. 17 оспариваемого предписания Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Согласно п. 36 оспариваемого предписания Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Общество ссылается на приложение 18 к Постановлению Правительства РФ N 440 от 03.04.2020, согласно которому до 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При этом, приложение 18 к указанному постановлению дополнительно включено с 08.02.2021 Постановление Правительства РФ от 04.02.2021 N 109. Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440", указанные положения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Таким образом, применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не включенных в перечень, допускается только при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов в период с 1 января 2021 года до 1 июля 2021 года.
Содержащиеся в Приложении N 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 положения не применяются к отношениям, возникшим до 1 января 2021 года.
Вместе с тем Архангельская ТЭЦ ПАО "ТГК-2" представило декларацию о воздействии на окружающую среду, утвержденную и.о. технического директора А.Г. Дудоровым, по объекту 11-0129-001187-П Архангельская ТЭЦ, первоначально 02.04.2019 вх. N 2614, второй раз декларацию о воздействии на окружающую среду, утвержденную и.о. технического директора А.Г. Дудоровым, по объекту 11-0129- 001187-П Архангельская ТЭЦ, представили 17.08.2020 N9265, третий раз представлена 23.11.2020 вх. N 13620 (в связи внесением изменений в раздел 4 "масса выбросов загрязняющих веществ". Срок действия декларации до 2027 года. Расчет нормативов допустимых выбросов в атмосферу утвержден техническим директором АТЭЦ ПАО "ТГК-2" Агафоновым А.Ю. 29.03.2019 года. Инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ проведена в 2019 году. Корректировка инвентаризации не проводилась. Указанные обстоятельства нашли свое отражение на стр. 7 акта проверки.
Таким образом, в данном случае основания применения положений приложения 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 отсутствуют, следовательно, данное обстоятельство доказывает использование при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанное нарушение повлекло за собой иные нарушения предписания, указанные в п. 16 предписания. Проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - одно из обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха для природопользователей в силу статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96 "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96).
Инвентаризация осуществляется владельцами источников на основании соответствующих методик расчета выбросов. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее - Порядок N 352).
В соответствии с пунктом 28 Порядка N 352 для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 (далее - Правила N 422); Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 N341 (далее - Порядок N 341).
Согласно Правилам N 422 такие методики разрабатываются юридическими и физическими лицами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик, хозяйствующий субъект), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от соответствующих источников.
Применение методики расчета допускается после ее включения в перечень методик расчета, который ведет Минприроды России в соответствии с Порядком N 341.
Согласно пункту 6 Порядка N 341 для внесения сведений о методике расчета в перечень методик расчета разработчик (или его представитель) направляет в Минприроды России заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком методики расчета, методику расчета с обосновывающими материалами в соответствии с пунктами 4-11 Правил N 422, а также сведения о методике расчета согласно пункту 3 Порядка N 341.
Таким образом, использование при определении величин выбросов загрязняющих веществ, в том числе, расчетным методом Методик расчета выбросов, не включенных в перечень, является нарушением требований статьи 22 Закона N 96-ФЗ, и пунктов 10, 28 Порядка N 352.
Методики расчета выбросов, применявшиеся для определения показателей выбросов, при проведении инвентаризации выбросов Общества отсутствуют в установленном Перечне методик расчета выбросов, что Заявителем не оспаривается.
Для определения показателей выбросов расчетным методом на источниках выбросов Архангельской ТЭЦ-1 применяются следующие методики: Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом), Москва, 1998 (методика не включена Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден распоряжениями Минприроды РФ от 24.06.2019 N 19-р и от 14.12.2020 N 35-р); Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (на основе удельных показателей)" Спб, 1997 Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятием деревообрабатывающей промышленности, Спб, 2015 1998 (методика не включена Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден распоряжениями Минприроды РФ от 24.06.2019 N 19-р и от 14.12.2020 N 35-р); СТО 201.19-058-2006 Инструкция по расчету и нормированию выбросов ГРС (АГРС, ГРП), ГИС, Газпром Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров. Новополоцк, 1997 Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов. Новороссийск, 2001 (методика не включена Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден распоряжениями Минприроды РФ от 24.06.2019 N 19-р и от 14.12.2020 N 35-р); Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей). Спб 1997 Методические пособия по расчету нормированию и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Спб 2012 (методика не включена Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден распоряжениями Минприроды РФ от 24.06.2019 N 19-р и от 14.12.2020 N 35-В 1 км на юго-восток от СТЭЦ-1, Новый золоотвал (в 6 км южнее СТЭЦ-1), Северодвинская ТЭЦ-1 ПАО "ТГК-2", 11-0129- 001806-П Архангельская область, г. Северодвинск, Ягринское шоссе, 1/32.
При этом в самом заявлении заявитель подтверждает тот факт, что используемая им методика: Методические пособия по расчету нормированию и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Спб 2012 (методика не включена Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден распоряжениями Минприроды РФ от 24.06.2019 N 19-р и от 14.12.2020 N 35-р), действительно не включена в перечень методик расчета, который ведет Минприроды России в соответствии с Порядком N 341. Тем самым подтверждая наличия нарушений, указанных в оспариваемых пунктах предписания. Для определения показателей выбросов расчетным методом на источниках выбросов Северодвинской ТЭЦ-1 ПАО "ТГК-2" применяется следующие методики: Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (на основе удельных показателей)" Спб, 1997; Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей). Спб 1997; Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров. Новополоцк, 1997; Отраслевая методика расчета количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при сжигании угля и технологических процессах горного производства на предприятиях угольной промышленности. Пермь 2014. (методика не включена Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден распоряжениями Минприроды РФ от 24.06.2019 N 19-р и от 14.12.2020 N 35-р). Указанные обстоятельства установлены на стр. 34 Акта проверки.
При этом в самом заявлении заявитель подтверждает тот факт, что отраслевая методика расчета количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при сжигании угля и технологических процессах горного производства на предприятиях угольной промышленности действительно не включена в перечень методик расчета, который ведет Минприроды России в соответствии с Порядком N 341. Тем самым подтверждая наличия нарушений, указанных в оспариваемых пунктах предписания.
Таким образом, поскольку методики расчета выбросов, применявшиеся для определения показателей выбросов, при проведении инвентаризации выбросов Общества отсутствуют в установленном Перечне методик расчета выбросов, проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу было произведено заявителем по недостоверным данным с нарушением установленной процедуры.
Наряду с этим, субъективные суждения специалистов коммерческой организации АО НИИ Атмосфера, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Таким образом, довод общества о том, что указанные методики рекомендованы для применения некоммерческой организацией АО НИИ Атмосфера не могут быть приняты во внимание.
Факты согласования Росприроднадзором проекта предельно-допустимых выбросов Северодвинской ТЭЦ-2 не доказывают отсутствия нарушений, установленных в оспариваемых пунктах предписания и к предмету спора не относятся.
Доводы о незаконности п. 3, п. 18, п. 19 и п. 37, п. 38 предписания правомерно были признаны судом необоснованными в силу следующего.
Согласно п. 3 предписания Программа производственного экологического контроля разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
В силу п. 18 предписания Программа производственного экологического контроля разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Согласно п. 37 предписания Программа производственного экологического контроля разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов.
В силу п. 19 предписания результаты осуществления производственного экологического контроля, содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, в связи с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, сформированный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 38 предписания результаты осуществления производственного экологического контроля, содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, в связи с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, сформированный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 9.1 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" подраздел "производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать: план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.
В силу п. 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Согласно частям 2, 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
Согласно п. 2 и п. 4 приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 Программа должна содержать сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
На основании изложенного, принимая во внимание предыдущие нарушения общества, все указанные пункты предписания являются законными и обоснованными.
Доводы общества в отношении незаконности п. 5 предписания также несостоятельны.
В силу п. 5 предписания: Обществом не разработан паспорт на отход IV класса опасности: обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%).
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы 8 паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) относится к IV класса опасности.
В материалах дела имеются протоколы N ТО026 от 16.04.2021 и N АО-026/01 от 22.04.2021, а также заключение ЦЛАТИ по Архангельской области от 21.04.2021 на 2л., согласно данным протоколам и заключению представителем ЦЛАТИ по Архангельской области установлена острая токсичность промасленной ветоши ПАО "ТГК-2", которая отнесена к IV классу опасности.
Исследовав и оценив представленные вышеуказанные протоколы и заключение, руководствуясь статьями 19, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что у общества образовывался отход IV класса опасности для окружающей среды, а также, что обществом не идентифицирован образующийся в результате производственной деятельности отход IV класса опасности, следовательно, не разработан паспорт, Росприроднадзор правомерно указал данное нарушение в п. 5 предписания.
Доводы заявителя о том, что протоколы ЦЛАТИ являются результатом нерепрезентативной выборки материалами дела не подтверждены и не могут быть приняты во внимание.
Согласно приказу Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I -IV классов опасности" паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).
Таким образом, наличие нарушения указанного в п. 5 предписания полностью подтверждается материалами дела.
Доводы общества в отношении незаконности п. 6 предписания также правомерно были отклонены судом.
Согласно п. 6 предписания - на объекте Архангельской ТЭЦ нефтешламонакопителе, внесенном в ГРОРО (N 29-000214-3-00870-311214) не осуществляется мониторинг подземных вод.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения 9 отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункта 23 "в" Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030, в разделе "Сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей подземных вод.
В соответствии с п. 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94, к профилактическим мероприятиям относятся: в) оборудование на объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, наблюдательных скважин; г) наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уровенным режимом (далее - наблюдение за состоянием подземных вод) путем анализов проб воды и измерений уровней подземных вод в эксплуатационных водозаборных и наблюдательных скважинах.
Согласно п. 2 "в" Правил охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод. Пунктом 4 "в" Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 467, нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб для подземных водных объектов - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, по направлению течения подземных вод. На объекте, внесенном в ГРОРО (N 29-000214-3-00870-311214), нефтешламонакопителе наблюдения за подземными водами не проводятся, наблюдательные скважины отсутствуют.
В Программе мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду Архангельской ТЭЦ в разделе 6 "Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объектов размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" отражено, что на территории нефтешламонакопителя проводится только мониторинг почв и атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мониторинг подземных вод отсутствует. Поскольку разгрузка верхнего водоносного горизонта подземных вод, приуроченного к торфам (blV) и техногенным грунтам (tlV) происходит в 10 водоотводящий канал Архангельской ТЭЦ, являющийся дреной для всей примыкающей к нему территории, то отсутствие наблюдения за состоянием подземных вод на нефтешламонакопителе не позволяет объективно оценить воздействие данного объекта на окружающую среду. Указанные нарушения зафиксированы на стр. 7 Акта проверки.
Для ведения мониторинга за состоянием подземных вод, необходимо оборудовать наблюдательную скважину между нефтешламонакопителем и шламоотвалом. Для ведения мониторинга за состоянием подземных вод, необходимо оборудовать наблюдательную скважину между нефтешламонакопителем и шламоотвалом.
Доводы общества в отношении незаконности п. 7, п. 20 и п. 39 предписания не подтверждаются материалами дела.
Согласно п. 7 предписания Архангельская ТЭЦ ПАО "ТГК-2" не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (Данные учета в области обращения с отходами по приложению N 3 приказа Минприроды от 08.12.2020 N 1028 (Таблица 3. Данные учета переданных другим лицам отходов) в адрес Управления не представлены).
Общество не ведет учет отхода "Обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (сод. нефти или нефтепродуктов менее 15 %)".
Согласно п. 20 предписания - Северодвинская ТЭЦ-1 ПАО "ТГК-2" не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам паи полученных от других лиц, а также размещенных отходов (Данные учета в области обращения с отходами по приложению N 3 приказа Минприроды от 08.12.2020 N 1028 (Таблица 3. Данные учета переданных другим лицам отходов) в адрес территориального управления Росприроднадзора не представлены).
Согласно п. 39 предписания - Северодвинская ТЭЦ-2 ПАО "ТГК-2" не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (Данные учета в области обращения с отходами по приложению N 3 приказа Минприроды от 08.12.2020 N 1028 (Таблица 3. Данные учета переданных другим лицам отходов) в адрес территориального управления Росприроднадзора не представлены). Учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов, образующихся на предприятии. Отход "Обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (сод. нефти или нефтепродуктов менее 15 %)" образуется у Общества, в связи с чем, учет по данному отходу должен был вестись.
В материалах дела имеются протоколы N ТО026 от 16.04.2021 и N АО-026/01 от 22.04.2021, а также заключение ЦЛАТИ по Архангельской области от 21.04.2021 на 2л, согласно данным протоколам и заключению представителем ЦЛАТИ по Архангельской области установлена острая токсичность промасленной ветоши ПАО "ТГК-2", которая отнесена к IV классу опасности и относится к отходу "Обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (сод. нефти или нефтепродуктов менее 15%", согласно приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов".
Исследовав и оценив представленные протоколы и заключение ЦЛАТИ, руководствуясь статьями 19, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что у общества образовывался отход IV класса опасности для окружающей среды, а также, что обществом не идентифицирован образующийся в результате производственной деятельности отход IV класса опасности, следовательно, не ведется учет его движения, не установлены нормативы образования и лимиты размещения, Росприроднадзор правомерно указал данное нарушение в п. 7 предписания.
Доводы общества о том, что данные учета в области обращения с отходами по приложению 3 Приказа Минприроды от 08.12.2020 N 1028 (Приложение 3) не были направлены в Управление Росприроднадзора по запросу от 13.04.2021 N 06-01-17/3554, ввиду большого объема запрошенной информации и ограниченного срока для ее подготовки, не могут быть приняты во внимание, поскольку, данные первичного учета были запрошены в распоряжении о проведении проверки от 16.03.2021.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В 2020 году действовал приказ Минприроды РФ N 721 от 01.09.2011.
С 01.01.2021 Приказ Минприроды от 08.12.2020 N 1028.
Данные учета в области обращения с отходами за 1, 2, 3 кварталы 2020 года и за 2020 год по приложению N 3 в адрес Управления не представлены. Данные учета в области обращения с отходами по приложению 3 Приказа Минприроды от 08.12.2020 N 1028 (Приложение 3) не были представлены.
Доводы общества в отношении незаконности п. 10, п. 23 и п. 45 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
В силу п. 10 предписания ПАО "ТГК-2" не ведет в установленном порядке учет объема сброса сточных вод в водный объект - р. Юрас (отсутствуют приборы учета).
Согласно п. 23 предписания ПАО "ТГК-2" не ведет в установленном порядке учет объема сброса сточных вод в водные объекты - протока Кислая, протока Бычий, Протока Поперечная Паля реки Северная Двина (отсутствуют приборы учета).
В силу п. 45 предписания ПАО "ТГК-2" не ведет в установленном порядке учет объема сброса сточных вод в водный объект - р. Кудъма, р. Кислая (отсутствуют приборы учета).
В Решении о предоставлении водного объекта в пользование отмечено, что учет объема сброса сточных вод должен определяться инструментальными методами, однако учет косвенный, согласованный Двинско-печорским БВУ, прибор учета отсутствует. Письмом Двинско-Печорского БВУ от 03.09.2019 N А-22/1273 согласован косвенный метод учета объема сброса сточных и дренажных вод через технологический канал в р. Юрас. Основанием для согласования косвенного метода учета объема сбрасываемых сточных вод в т. 2000-м послужило письмо ФБУ "Архангельский ЦСМ" от 09.08.2018 N 1/2419 о технической возможности установки средств измерений объемов сбрасываемых сточных вод по выпускам Архангельской ТЭЦ.
Согласно указанному письму, ФБУ "Архангельский ЦСМ": дана оценка невозможности обустройства измерительного лотка на выпусках N 4, 5 (Циркводоводы) непосредственного в технологический канал; дана оценка невозможности обеспечения в измерительном лотке расчетной зависимости скорости воды на выпуске N1 (ПЛК) непосредственного в технологический канал (какой-либо измерительный лоток на выпуске отсутствует); дана оценка невозможности обеспечения в измерительном лотке расчетной зависимости скорости воды на выпуске N 3 (с ХВО шламоотвала) непосредственного в технологический канал (какой-либо измерительный лоток на выпуске отсутствует).
Более того, оценка невозможности установки измерительного прибора учета потока/расхода/уровня стоков в т. 2000 м или т.4800 м технологического канала ФБУ "Архангельский ЦСМ" не давалась, что не учтено Двинско-Печорским БВУ при согласовании косвенного метода учета объема сброса сточных вод в т. 2000 м. технологического канала в р. Юрас. Оценка невозможности установки измерительных приборов учета потока/расхода/уровня стоков на участках выпускных трубопроводов "выше" по сети, в том числе на территории предприятия - не дана.
Согласно п. 9 условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 00-03.02.03.005-М-РСВХ-Т-2018-04300/00 от 08.11.2018 учет объема сброса в протоку Бычий реки Северная Двина должен определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.
Пунктом 11 Порядка определено, что по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 приложения к Порядку).
При этом в письме при согласовании косвенного метода учета объема сброса сточных вод отсутствует информация об оценке невозможности установки измерительного прибора учета потока/расхода/уровня стоков на выпуске N 1 в протоку Кислая р. Северная Двина, на выпуске N 2 в Протоку Поперечная Паля р. Северная Двина, на выпуске N 4,5 в протоку Бычий р. Северная Двина.
Согласно п. 10 условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 29-03.02.03.005-Р-РСВХ-С-2019-04682/00 от 25.10.2019 и п. 9 условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 29-03.02.03.005-Р-РСВХС-2018-04308/00 от 09.11.2018 учет объема сброса должен определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений.
Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.
Пунктом 11 Порядка определено, что по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 приложения к Порядку).
Основанием для согласования косвенного метода учета объема сбрасываемых сточных вод в р. Кудьма послужило письмо ФБУ "Архангельский ЦСМ" от 07.11.2014 N 1/3858 о технической возможности установки средств измерений объемов сбрасываемых сточных вод по выпускам Северодвинской ТЭЦ-2.
Согласно указанному письму, ФБУ "Архангельский ЦСМ" установка расходомеров на выпуске N 1 в р. Кудьма невозможна, ввиду влияния приливов и отливов, изменения солености воды, пенообразования во время интенсивных атмосферных осадков и льдообразования в зимний период времени.
Кроме этого отсутствует прямолинейный измерительный участок, строительство которого неосуществимо без реконструкции участка Кородского шоссе, прилегающего к месту выпуска. Оценка невозможности установки измерительных приборов учета потока/расхода/уровня стоков на участках выпускных трубопроводов "выше" по сети, в том числе на территории предприятия - не дана.
Доводы общества в отношении незаконности п. 12 предписания также не нашли своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 12 предписания ПАО "ТГК-2" на Архангельской ТЭЦ не осуществляет производственный экологический контроль за качеством сбрасываемых сточных вод в соответствии с установленной периодичностью по показателю "токсичность", не осуществляет отбор и анализ проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта в соответствии с установленной периодичностью.
В пункте 13.3 Распоряжения N 23 от 16.03.2021 на проведение плановой выездной проверки были указаны документы, предоставление которых необходимо в ходе проверки, в том числе: протоколы аналитического контроля сточных и природных вод.
Довод Общества о том, что протоколы результатов производственного контроля по показателю "токсичность" не были запрошены - не соответствует действительности.
Так, программой ведения регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами (р. Юрас) Архангельской ТЭЦ установлена неверная периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод (4 раза в год) в точках 500-м выше по течению от впадения технологического канала в р. Юрас; 500-м ниже по течению от впадения технологического канала в р. Юрас (от т. 3000 м); т. 3000 м.
В соответствии с п 9.2.3 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно.
Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категории, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.
Согласно п. 9.2.2 требований Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц 14 осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность -не менее одного раза в квартал. В имеющейся программе регулярных наблюдений за качеством сточных вод установлена периодичность - 1 раз в месяц.
На основании изложенного материалами дела полностью подтверждается наличие нарушений, указанных в п. 12 предписания.
Доводы общества в отношении незаконности п. 13 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 13 предписания Сведения, приведенные в отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по объекту НВОС: Архангельская ТЭЦ недостоверны в части отсутствия сведений об источнике "нефтеитамонакопителе" и выбросах вредных веществ от данного источника. На нефтешламонакопителе размещается отход "Осадок (шлам) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащих нефтепродукты в количестве 15% и более". Согласно паспорту отхода, отход состоит из нефтепродуктов - 71,02 %, песок - 18,03%), вода - 10,95 %>. В инвентаризации не обоснованно исключение данного источника, так как отсутствуют сведения о полной изоляции испаряемой поверхности водой. Для исключения источника Обществу необходимо провести замеры на границе источника в жаркий период года по загрязняющим веществам углеводороды предельные С12-С19 и сероводород. В инвентаризации должны быть учтены все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В связи с чем, Обществом нарушена статья 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.
Доводы общества в отношении незаконности пунктов 15, 33 и 51 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 15 и 51 предписания планом предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов для Архангельской ТЭЦ и Северодвинской ТЭЦ-2 ПАО "ТГК-2", предусмотрено привлечение ПАСФ Северо-Западного центра "Экоспас" не аттестованного для проведения работ (противофонтанные работы), включающих в себя деятельность по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно п. 33 предписания планом предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов для Северодвинской ТЭЦ-1 ПАО "ТГК-2", предусмотрено привлечение ПАСФ-Ярославский центр "Экоспас" не аттестованного для проведения работ (противофонтанные работы), включающих в себя деятельность по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.04.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон от 22.04.1995 N 151 -ФЗ), относятся к видам аварийно-спасательных работ.
Статьей 2 Федерального закона от 13.07.2020 N 207-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены в числе прочего изменения в статью 5 Федерального закона от 22.04.1995 N 151-ФЗ, в том числе в части определения вида аварийно-спасательных работ -противофонтанные работы, к которым с 01.01.2021 также относятся действия, направленные на предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
Также пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 N 2124 "Об утверждении требований к составу и оснащению аварийноспасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов" работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации отнесены к видам аварийно-спасательных работ. Данное постановление Правительства вступает в силу вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027.
В настоящее время согласно пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 22.04.1995 N 151-ФЗ действия, направленные в том числе на ликвидацию газонефтеводопроявлений на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции, включены только в противофонтанные работы, отнесенные к видам аварийно-спасательных работ.
Согласно подпункту "з" пункта 5 раздела III Правил организации мероприятий по ППЛРН, ППЛРН должен включать состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и аттестованных в установленном порядке или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, аттестованных в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 22.04.1995 N 151-ФЗ, установлено, что все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 утверждено Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, согласно которому аттестация проводится по видам аварийно-спасательных работ.
Таким образом, учитывая виды аварийно-спасательных работ, приведенные в статье 5 Федерального закона от 22.04.1995 N 151-ФЗ, аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, выполняющие работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, должны быть аттестованы по виду - противофонтанные работы.
Доводы общества в отношении незаконности п. 25 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 25 предписания Объект, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность с использованием водного объекта, предоставленного в пользование по договору водопользования N 00-03.02.03.005-М-ДЗВО-Т-2017- 03345/00 от 09.06.2017 ПАО "ТГК-2" не поставлен на государственный учет.
Согласно пункту 5 раздела III Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398, действующим с 01.01.2021 (далее Критерии), объект, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с водным кодексом РФ не указанной в разделах I, II разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа относится к объектам негативного воздействия III категории.
В настоящее время Договор водопользования N 00-03.02.03.005-М-ДЗВО-Т2017-03345/00 от 09.06.2017 (срок действия с 09.06.2017 по 09.06.2036) не учтен при постановке на учет объекта НВОС.
Доводы общества в отношении незаконности п. 27 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 27 предписания ПАО "ТГК-2" на Северодвинской ТЭЦ-1 не осуществляет производственный экологический контроль за качеством сбрасываемых сточных вод в соответствии с утвержденной программой производственного экологического контроля по показателю "токсичность", не осуществляет отбор и анализ проб воды в водных объектах в контрольном створе в соответствии с установленными программами.
Судом установлено, что в рамках проверки были запрошены результаты аналитического контроля сточных вод со всех водоотводящих сооружений. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод предусматривает анализ сточных вод по показателю токсичность.
Доводы общества в отношении незаконности п. 28 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 28 предписания ПАО "ТГК-2" Северодвинская ТЭЦ-1 не учло в отчете о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выброс от загрязняющего вещества пыль каменного угля (37 (1)) 10.05.2019 года загрязняющее вещество "пыль каменного угля" было включено в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (распоряжение Правительства РФ от 10.05.2019 N 914-р).
В соответствии с подпунктом 42 пунктом 6 порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки, утвержденным Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, где корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при выявлении неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ.
Общество обязано было провести корректировку и определить выбросы по данному загрязняющему веществу.
Доводы общества в отношении незаконности п. 29 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 29 предписания ПАО "ТГК-2" не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы пыли каменного угля от источников выбросов ИЗА N 6001, N 6002, N 6003, ИЗА N 6004, N 6006 за 2020 год.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата исчисляется по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 131 б-р, по соответствующим ставкам платы, применяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. N 39 "О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду".
10.05.2019 загрязняющее вещество "пыль каменного угля" было включено в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (распоряжение Правительства РФ от 10.05.2019 N 914-р). Ставка платы за выброс "пыли каменного угля" установлена Постановлением Правительства РФ от 24.01.2020 N 39.
Доводы общества в отношении незаконности п. 30 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 30 предписания ПАО "ТГК-2" необоснованно применение на источниках выбросов Северодвинской ТЭЦ-1 ИЗ А N N : 0003-0006 расчетных методов контроля.
Согласно порядку проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки, утвержденному Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов. Порядком определено, что использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях: отсутствие аттестованных методик измерения <1 загрязняющего вещества; отсутствие практической возможности отбора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов; отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).
В ходе проверки не установлены случаи, указанные выше.
Доводы общества в отношении незаконности п. 31 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 31 предписания - Декларация о воздействии на окружающую среду для объекта HBOC 11-0129-001806-П, представленная в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора 10.12.2019 содержит недостоверные сведения об объеме и массе выбросов (не учтены выбросы пыли каменного угля).
10.05.2019 года загрязняющее вещество "пыль каменного угля" было включено в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (распоряжение Правительства РФ от 10.05.2019 N 914-р).
Общество обязано было включить в декларацию о воздействии на окружающую среду для объекта "Северодвинская ТЭЦ-1" выбросы по данному загрязняющему веществу во исполнении п. 3 ст. 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ; абз. 15 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ.
Доводы общества в отношении незаконности п. 41 предписания также не нашли своего подтверждения ввиду следующего.
В силу п. 41 предписания - Объект, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность с использованием водного объекта, предоставленного в пользование по договору водопользования N 29-03.02.03.005-Р-ДЗВО-С-2018-04002/00 от 20.04.2018 ПАО "ТГК-2" не поставлен на государственный учет. Актуализация сведений об объекте негативного воздействия Северодвинская ТЭЦ-2, с учетом имеющихся земельных участков под ГТС не проведена.
Согласно пункту 5 раздела III Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. N 2398, действующим с 01.01.2021 (далее Критерии), объект, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с водным кодексом РФ не указанной в разделах I, II разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа относится к объектам негативного воздействия III категории.
В настоящее время Договор водопользования N 00-03.02.03.005-М-ДЗВО-Т-2017-03345/00 от 09.06.2017 (срок действия с 09.06.2017 по 09.06.2036) не учтен при постановке на учет объекта НВОС.
Доводы общества в отношении незаконности п. 42 предписания также не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 42 предписания - ПАО "ТГК-2" не осуществляет производственный экологический контроль за качеством сбрасываемых сточных вод в соответствии с утвержденной программой производственного экологического контроля по показателю "токсичность".
В рамках проверки были запрошены результаты аналитического контроля сточных вод со всех водоотводящих сооружений.
Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод предусматривает анализ сточных вод по показателю токсичность.
Доводы общества в отношении незаконности п. 44 предписания не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 44 предписания - ПАО "ТГК-2" на выпуске Северодвинской ТЭЦ-2 в р. Кудьма допускаются превышения установленных нормативов допустимых сбросов по взвешенным веществам в 1,5 раза, по сульфат-ионам в 1,09 раза, по меди в 1,1 раз.
Объем сброса на выпуске N 1 в реку Кудьма установлен Водохозяйственным расчетом водохранилища-охладителя оз. Новое (Водохозяйственным расчетом водохранилища-охладителя оз. Новое (выполнение фирмой "Латвеста" при разработке проекта реконструкции фильтрующего рыбозаградителя для 95 % обеспеченности водой). Сброс происходит в месяцы, установленные Водохозяйственным расчетом водохранилища-охладителя оз. Новое (выполнение фирмой "Латвеста" при разработке проекта реконструкции фильтрующего рыбозаградителя для 95 % обеспеченности водой). Сброс сточных вод из водоема - охладителя осуществляется по соединительному каналу длиной 0,35 км через фильтрующий рыбозаградитель в реку. Согласно расчету, а также решению о предоставлении водного объекта в пользование, водоотведение в реку Кудьма в марте не осуществляется.
Вместе с тем, при отборе проб 30.03.2021 осуществлялся сброс сточных вод через соединительный канал, на выпуске сточных вод были отобраны пробы воды. Невозможность отбора проб вследствие отсутствия сброса сточных вод специалистами ЦЛАТИ по Архангельской области, а также лабораториями, привлекаемыми обществом не зафиксировано.
Доводы общества в отношении незаконности п. 46 предписания также не нашли своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 46 предписания - ПАО "ТГК-2" Допускается нарушение условий Решений о предоставлении водного объекта в пользование: - пунктов 13,15 части 2.3 Решений, а именно контроль воды в р. Кислая в месте сброса сточных вод не осуществляется.
Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод в реку Кислая предусматривает контроль воды только в одной точке -Выпуск N 2. Контроль воды в р. Кислая в месте сброса сточных вод подразумевает собой отбор проб из реки и не может быть включен Программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод.
Доводы общества в отношении незаконности п. 47 предписания не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 47 предписания Контроль качества воды в водном объекте по программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом (р. Кислая) ниже сброса производственных вод с выпуска N 2 программой не предусмотрен и не осуществляется.
Контроль качества воды в водном объекте по программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом (р. Кислая) ниже сброса производственных вод с выпуска N 2 программой не предусмотрены в 2020 году не осуществлялся.
Согласно п. 3.1 Программы проводить наблюдения в точке ниже сброса ливневых сточных вод не предоставляется возможным по причине труднодоступности места отбора пробы. Местность в данном районе летом -зарастает кустарником, зимой -достаточно высокий уровень снежного покрова, поэтому применение механизированной техники для расчистки невозможно. Кроме того, речной сток в летнее время часто обсыхает, а зимний период - леденеет.
Согласно п. 9.2.3. Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды от 58.02.2018 N 74 Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов).
Контроль в реке Кислая выше выпуска осуществляется регулярно, что само собой исключает отсутствие стока в реке ниже по течению.
Согласно картографическим данным река Кислая ниже выпуска сточных вод N 2 имеет достаточно широкое русло.
Общество самостоятельно выбирает точку для ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной ниже выпуска сточных вод. Отсутствие имеющихся подъездных путем не освобождает общество от обязанности ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной.
Доводы общества в отношении незаконности п. 49 предписания не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 49 предписания ПАО "ТГК-2" необоснованно применение на источниках выбросов Северодвинской ТЭЦ-2 ИЗ А N : 1001 по загрязняющим веществам Сера диоксид, Ангидрид сернистый, Мазутная зола электростанций (в пересчете на ванадий) расчетных методов контроля
В соответствии с п. 17 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденным приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что вышеназванные пункты предписания являются законными и обоснованными, не противоречат действующему законодательству и документально подтверждены, следовательно, в указанной части требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, суд согласился с позицией заявителя о незаконности п. 8, 21 и 40 оспариваемого предписания по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п. 2. ст. 46 Закона об охране окружающей среды эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при хранении углеводородного сырья и произведенной из него продукции, допускается при наличии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ.
Под рекультивацией земель, как следует из п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Целевое назначение и использование земель объектов ПАО "ТГК-2" на дату проверки соответствует разрешенному:
Архангельская ТЭЦ - для эксплуатации зданий и сооружений мазутного хозяйства, категория земель - земли промышленности (стр. 31 акта);
Северодвинская ТЭЦ-1 - для эксплуатации комплекса недвижимого имущества Северодвинской ТЭЦ-1, категория земель - земли населенных пунктов (стр. 60 акта).
Северодвинская ТЭЦ-2 - для производственной деятельности, для размещения промышленных объектов, категория земель - земли промышленности (стр. 92 акта).
Судом отмечено, что все объекты эксплуатируются, окончание пользования земельными участками не определено, состояние земель - пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Постановлением Правительства Российской федерации 10.07.2018 года "О проведении рекультивации и консервации земель" N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800).
Согласно п. 6 Правил N 800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Земли, подлежащие рекультивации в обязательном порядке, во владении ПАО "11 К-2" отсутствуют.
В Росприроднадзор была предоставлена справка об отсутствии объектов землепользования, подлежащих проведению мер по рекультивации.
Разработанные проекты рекультивации загрязненных нефтепродуктами земель на территории мазутных хозяйств Архангельской ТЭЦ, Северодвинской ТЭЦ-1 и Северодвинской ТЭЦ-2, утвержденные техническими директорами были направлены в Росприроднадзор в досудебном порядке с пояснениями письмом от 28.05.2021 года N 2000/3862.
Таким образом, нарушений, зафиксированных в п. 8, 21 и 40 предписания судом правомерно не установлено, заявителем не допущено. При этом суд отметил, что в указанной части ответчик требования заявителя признал. Следовательно, в указанной части заявленные требования подлежат удовлетворению.
Довод заявителя жалобы о формальности предписания и его неисполнимости суд апелляционной инстанции признает необоснованным, так как ПАО "ТГК-2" не приведено достаточных доводов подтверждающих их обоснованность.
В этой связи предписание Росприроднадзора в оспоренной части, предписывающее заявителю устранить указанные нарушения, является законным и обоснованным. Предписание также отвечает критериям конкретности и исполнимости.
Соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о необоснованности заявленных учреждением требований.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-162107/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162107/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: Министерство природный ресурсов и экологии РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67656/2022
29.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12913/2022
09.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5081/2022
16.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-162107/2021