г. Саратов |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А06-2207/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей В.В. Землянниковой, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области (414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Победы, д. 41, ИНН 3015009330, ОГРН 1023000826892)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 ноября 2021 года по делу N А06-2207/2021
по заявлению акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" (107045, Московская область, г. Москва, Уланский переулок, д. 26, пом 3.01, ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Астраханской области (414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Победы, д. 41, ИНН 3015009330, ОГРН 1023000826892)
о признании недействительными акта N 27 внеплановой тематической проверки в Астраханском филиале акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" от 03.12.2020; предписания от 14.12.2020N 06-13/15п, вынесенное по результатам акта N 27 от 03.12.2020, заключения от 14.12.2020 на возражения от 07.12.2020 исх. NИ-5389/Р-30/20 Астраханского филиала акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", в части требований об уплате в бюджет Фонда за счет собственных средств штраф размере 196 183,34 рублей и возврате денежных средств в размере 1 961 833,37 рублей,
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;
по встречному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования (414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Победы, д. 41, ИНН 3015009330, ОГРН 1023000826892)
к акционерному обществу "Страховая компания "Согаз-Мед" (107045, Московская область, г. Москва, Уланский переулок, д. 26, пом. 3.01, ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440) в лице Астраханского филиала акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул.. Красного знамени, д. 16 А, лит И)
о взыскании суммы средств, использованных не по целевому назначению в размере 1 961 833,37 руб., а так же штрафа в размере - 196 183,34 руб.
третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Приволжская районная больница" (416457, Астраханская область, Приволжский район, с. Килинчи, ул. Луконина, д. 4, ИНН 3009005866, ОГРН 1023000850080),
при участии в судебном заседании с использованием систем ВКС при содействии Арбитражного суда Астраханской области представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области - В.В. Круглова по доверенности от 10.01.2022, А.М. Белова, по доверенности от 26.05.2021, акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" - И.С. Помогаевой по доверенности от 16.07.2021, Е.И. Самойловой, по доверенности от 18.01.2021, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Приволжская районная больница" - Е.Н. Колотова по доверенности от 01.03.2022, Е.В. Максаковой, по доверенности от 14.12.2021, А.И. Кенжеевой, по доверенности от 28.02.2022.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховая компания "Согаз-Мед" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Астраханской области (далее - Фонд) о признании недействительными Акта N 27 внеплановой тематической проверки в Астраханском филиале АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" от 03.12.2020 г. и Предписания N 06-13/15п от 14.12.2020 г., вынесенного по результатам Акта N 27 от 03.12.2020 и заключения от 14.12.2020 г. на возражения от 07.12.2020 г. исх. NИ-5389/Р-30/20 Астраханского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", в части требований об уплате в бюджет Фонда за счет собственных средств штрафа размере 196 183,34 рублей и возврате денежных средств в размере 1 961 833,37 рублей, а также обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Фонд обратился в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к Обществу о взыскании суммы средств, использованных не по целевому назначению в размере 1 961 833,37 руб., а так же штрафа в размере - 196 183,34 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09 ноября 2021 года предписание ТФОМС Астраханской области об устранении нарушений N 06-13/15п от 14.12.2020 г., вынесенное по результатам Акта N 27 от 03.12.2020 и заключения от 14.12.2020 г. на возражения от 07.12.2020 г. исх. NИ-5389/Р-30/20 Астраханского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", в части требований об уплате в бюджет Фонда за счет собственных средств штрафа размере 196 183,34 рублей и возврате денежных средств в размере 1 961 833,37 рублей признано незаконным. В части требований Акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" о признании недействительным акта проверки N 27 от 03.12.2020 г. производство по делу прекращено. В остальной части заявленных Акционерным обществом "Страховая компания "Согаз-Мед" требований отказано. В удовлетворении встречного иска ТФОМС Астраханской области отказано.
Фонд не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание явились представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области, акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Приволжская районная больница".
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области огласили позицию по делу. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 ноября 2021 года по делу N А06-2207/2021 считают незаконным и необоснованным, просят отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" огласили позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражают. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 ноября 2021 года по делу N А06-2207/2021 считают законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Приволжская районная больница" огласили позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражают. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 ноября 2021 года по делу N А06-2207/2021 считают законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Фонда N 266 от 20.11.2020 г. в Астраханском филиале Общества проведена внеплановая тематическая проверка за период с 01.01.2020 г. по текущий период 2020 г. на предмет обоснованности финансового обеспечения из средств ОМС фельдшерских /фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) Астраханской области (п. 1 Программы проверки от 20.11.2020 г.).
Результаты проверки отражены в Акте внеплановой тематической проверки N 27 от 03.12.2020 г., подписанном заявителем с возражениями в виде Протокола разногласий от 07.12.2020 г. к Акту проверки.
Рассмотрев протокол разногласий, 17.12.2020 г. Фонд направил в адрес Общества Заключение от 14.12.2020 г. на возражения от 07.12.2020 г. исх. N И-5389/Р-30/20 Астраханского филиала Общества по акту внеплановой тематической проверки от 03.12.2020 г. N 27, изложенные в Протоколе разногласий.
По результатам внеплановой проверки, Фондом вынесено Предписание N 06-13/15п от 14.12.2020 г.
На основании Предписания Обществу вменено нарушение условий Договора о финансовом обеспечении ОМС - в нарушение п. 2.6 Тарифного соглашения на 2020 год, при отсутствии медицинской помощи, оказанной ФАПами ГБУЗ АО "Приволжская РБ", Обществом в ГБУЗ АО "Приволжская РБ" (далее - медицинская организация, МО) были необоснованно направлены средства ОМС в размере 1 961 833,37 руб., а именно, средства на финансовое обеспечение ФАПов ГБУЗ АО "Приволжская РБ" п. Начало, п. Ассадулаево, п. Нартовский, п. Яманцуг, с. Водяновка, с. Кулаковка за период с марта по июль 2020 г.
Предписанием Фонд указал на необходимость возврата в бюджет Фонда средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 1 961 833,37 руб. и уплате штрафа в бюджет Фонда в сумме 196 183,34 руб.
Общество, не согласившись с выводами Фонда о нецелевом использовании денежных средств, не согласившись с актом проверки и выданным предписанием об устранении нарушений N 06-13/15п от 14.12.2020 г. обратилось в суд с настоящим заявлением.
Фонд обратился в суд со встречным исковым заявлением к Обществу о взыскании суммы средств, использованных не по целевому назначению в размере 1 961 833,37 руб., а так же штрафа в размере - 196 183,34 руб., указав, что 14.12.2020 в адрес Общества было направлено Предписание N 06-13/15п от 14.12.2020 г об устранении нарушений, которое до настоящего времени Обществом не выполнено, что и послужило причиной для обращения в суд со встречным иском.
Удовлетворяя заявленные требования Общества в части признания незаконным предписания, суд первой инстанции исходил из отсутствия факта нецелевого использования Обществом средств ОМС, указав, что все затраты, произведенные Обществом в спорный период были осуществлены на организацию оказания медицинской помощи в системе ОМС Астраханской области, без несения спорных затрат Общество не реализовало бы право застрахованных лиц на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи. Поскольку судом не установлен факт нецелевого использования средств, в удовлетворении встречного иска Фонда отказано. Прекращая производство по делу в части оспаривания акта проверки, суд первой инстанции основывался на том, что указанный акт проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть предметом рассмотрения арбитражного суда.
Фонд, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в апелляционный суд с жалобой.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в нарушение условий Договора о финансовом обеспечении ОМС - "в нарушение п. 2.6 Тарифного соглашения на 2020 год, при отсутствии медицинской помощи, оказанной ФАПами ГБУЗ АО "Приволжская РБ", Обществом в ГБУЗ АО "Приволжская РБ" (далее - медицинская организация, МО) были необоснованно направлены средства ОМС в размере 1 961 833,37 руб.", а именно, средства на финансовое обеспечение ФАПов ГБУЗ АО "Приволжская РБ" п. Начало, п. Ассадулаево, п. Нартовский, п. Яманцуг, с. Водяновка, с. Кулаковка за период с марта по июль 2020 г.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
Характерной особенностью ненормативного правового акта как результата проверки является содержание в нем обязательных для исполнения предписаний, влекущих юридические последствия. Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании ненормативного акта в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно подпункту 23.3 пункта 23 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утверждённым приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 по результатам проверки составляется акт проверки, включающий в себя заключительную часть, включающую обобщённую информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщённая информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
В рассматриваемом случае, на основании приказа ТФОМС N 266 от 20.11.2020 г. проведена внеплановая тематическая проверка Общества, по результатам которой составлен акт от 03.12.2020 г. N 27, содержащий выводы о том, что в период январь-октябрь 2020 Обществом ненадлежащим образом исполнялись условия договора о финансовом обеспечении ОМС от 30.12.2019 г., в нарушение п. 2.6 Тарифного соглашения на 2020 год, при отсутствии медицинской помощи, оказанной ФАПами ГБУЗ АО "Приволжская РБ", Обществом в ГБУЗ АО "Приволжская РБ" были необоснованно направлены средства ОМС в размере 2 280 900,05 руб., а также рекомендации о необходимости возврата 1 961 833,37 руб. и оплаты штрафа в размере 228 090 руб.
Впоследствии по результатам проверки Фондом Обществу выдано предписание, которое является властно-распорядительным документом обязательным к исполнению.
Таким образом, в рассматриваемом случае акт проверки ТФОМС, не является окончательным документом, не содержит властно-распорядительные предписания, не содержит требования о возврате средств, а содержит рекомендации по возврату денежных средств.
Указанный акт проверки от 03.12.2020 N 27 не содержит обязательных предписаний, распоряжений, нарушающих права и законные интересы Общества, не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности конкретных лиц, имеет рекомендательный характер, содержит рекомендации.
Поскольку акт проверки не является ненормативным актом, он не может быть предметом рассмотрения арбитражного суда.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в указанной части.
В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
Возражения на судебный акт в указанной части от АО Страховая компания "Согаз-Мед" не поступили.
Правоотношения между страховой медицинской организацией и территориальным фондом обязательного медицинского страхования в системе обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федерального закона N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что участниками обязательного медицинского страхования являются: 1) территориальные фонды; 2)
страховые медицинские организации; 3) медицинские организации.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с ч. 11 ст. 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Порядок осуществления территориальным фондом обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций установлен разделом VI Порядка организации и проведения контроля объемов сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (утв. Приказом ФФОМС от 28.02.2019 г. N 36) и Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами об обязательного медицинского страхования (утв. Приказом ФФОМС от 16.04.2012 г. N 73).
Исходя из положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определённые законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утверждёнными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 38 БК РФ определён принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечёт за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закон N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются, в том числе за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования. Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Формирование целевых средств и собственных средств страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, и использование указанных средств осуществляются в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона формирование собственных средств страховой медицинской организации осуществляется в порядке, установленном договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 37 Закона N 326-ФЗ правовым основанием финансовых отношений между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой организацией является договор о финансовом обеспечении.
Статьёй 38 Федерального закона N 326-ФЗ определено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счёт целевых средств. Указанный договор заключается между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включённой в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счёт средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключённых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признаётся использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждёнными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлёкшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая её состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Материалами дела установлено, что между Обществом и Фондом заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.12.2019 г. N 1, в соответствии с условиями которого, Фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности Общества в сфере обязательного медицинского страхования в 2020 году, а Общество обязалось оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Согласно п. 6.2 договора страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за использование не по целевому назначению целевых средств.
Согласно п. 7 договора страховая медицинская организация выплачивает штрафы, пеню и осуществляет восстановление средств ОМС, использованных не по целевому назначению, по условиям настоящего договора за счет собственных средств, а также в случае невыполнения условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи за счет средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по ОМС путем перечисления на расчетный счет территориального фонда в течение 10 рабочих дней с даты предъявления требований территориальным фондом.
29.01.2020 г. между Министерством здравоохранения Астраханской области, ТФОМС Астраханксой области. Астраханским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Региональной общественной организацией "Врачебная палата Астраханской области", Астраханской областной организацией профессионального союза работников здравоохранения заключено тарифное соглашение на оплату медицинской помощи в системе ОМС в Астраханской области на 2020 г.
Пунктом 2 тарифного соглашения предусмотрены способы оплаты медицинской помощи.
Согласно п. 2.6 тарифного соглашения при условии соответствия ФП, ФАП требованиям, установленным положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, финансирование МО, имеющих в своем составе ФП, ФАП осуществляется СМО в размере 1/12 от размера финансового обеспечения, с учетом доли застрахованного СМО населения в разрезе МО и рассчитывается на месяц по формуле. Медицинской организацией, которой утверждены объемы МП для межучрежденческих расчетов составляется реестр счетов по установленным тарифам с обязательным указанием сведений о МО, выдавшей направление в соответствующих полях реестров счетов. Расчеты страховыми медицинскими организациями осуществляются на основании данных сверки между медицинскими организациями при осуществлении окончательного расчета за медицинскую помощь.
01.01.2019 между Обществом и ГБУЗ АО "Приволжская районная больница" заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N ДГ-1019/19/Р-30, согласно п.1 которого, медицинская организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу п.3.1 договора организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании настоящего договора в соответствии с установленными тарифами.
Согласно п. 4.1 договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к настоящему договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет Организации на основании предъявленных Организацией счетов и реестров счетов, до последнего числа каждого месяца включительно.
Согласно п. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 5.6, п. 5.7 договора Организация обязуется обеспечить застрахованным лицам реализацию права на выбор медицинской организации и врача в соответствии с законодательством Российской Федерации; бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень видов которой содержится в сведениях, представляемых в соответствии с пунктом 5.15 настоящего договора; направлять в страховую медицинскую организацию в срок до десятого числа текущего месяца Заявку на авансирование в размере до 50 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца, либо с периода начала действия настоящего договора (в случае периода действия договора менее трех месяцев); представлять страховой медицинской организации в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам; представлять отчетность об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи и иную отчетность в порядке, устанавливаемым Федеральным фондом в соответствии со статьей 33 Федерального закона.
Принять к учету целевые денежные средства и направить их в медицинскую организации, Общество может только во исполнение условий Договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в рамках сохранения их целевого назначения.
Из предмета указанных договоров следует, что за счет целевых средств ОМС оплате подлежит медицинская помощь, предусмотренная территориальной программой ОМС.
По условиям Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. постановлением Правительства Астраханской области от 30.12.2019 г. N 597-П (далее - ТП ОМС, Программа), в рамках программы бесплатно гражданам предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе, первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (Приложение N 1 к ТП ОМС "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме").
Особенности финансового обеспечения ФП и ФАПов предусмотрены как территориальной программой ОМС, так и Тарифным соглашением от 29.01.2020 г. на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Астраханской области на 2020 год.
Приложением N 3 к ТП ОМС "Территориальная программа обязательного медицинского страхования" установлено, что источниками финансового обеспечения ТП ОМС являются средства ОМС.
За счет средств ОМС в рамках ТП ОМС оплачивается первичная медико-санитарная помощь, оказанная, в том числе, медицинскими работниками со средним медицинским образованием, ведущими самостоятельный прием (Приложение N 4 к ТП ОМС, раздел "Средства ОМС").
Согласно Приложению N 3 к ТП ОМС, финансовое обеспечение фельдшерских/фельдшерско-акушерских пунктов в составе медицинских организаций (при условии их соответствия требованиям, установленным нормативным правовым актом Министерства здравоохранения Российской Федерации) определяется исходя из размеров, установленных приложениями N 3, N 7 к Программе.
Оплата медицинской помощи при реализации ТП ОМС производится по тарифам, утвержденным тарифным соглашением на оплату медицинской помощи в системе ОМС в Астраханской области, сформированным с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с вышеперечисленными способами оплаты медицинской помощи.
В соответствии с п.1.3.6 Тарифного соглашения на 2020 год, финансовое обеспечение ФАПов определяется исходя из нормативов, утвержденных ТП ОМС, при условии их соответствия требованиям, установленным положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным Министерством здравоохранения РФ.
Приложением N 7 к ТП ОМС установлены средние нормативы финансового обеспечения ФАПов: фельдшерский/фельдшерско-акушерский пункт, обслуживающий от 100 до 900 жителей, - 957,2 тыс. рублей; фельдшерский/фельдшерско-акушерский пункт, обслуживающий от 900 до 1500 жителей, -1516,4 тыс. рублей; фельдшерский/фельдшерско-акушерский пункт, обслуживающий от 1500 до 2000 жителей, -1702,8 тыс. рублей.
Приложением N 36 к Тарифному соглашению на 2020 г. установлен перечень ФАПов, соответствующих требованиям Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи. В данный перечень входят ФАПы ГБУЗ АО "Приволжская РБ" п. Начало, п. Ассадулаево, п. Нартовский, п. Яманцуг, с. Водяновка, с. Кулаковка.
По результатам проверки Фондом установлено, что за период с 01.01.2020 г. по 27.11.2020 г. при отсутствии медицинской помощи, оказанной ФАПами ГБУЗ АО "Приволжская РБ", Обществом в ГБУЗ АО "Приволжская РБ" были необоснованно направлены средства ОМС в размере 2 280 900,05 руб.
В предписании указано, что при проведении Фондом проверки использования средств ОМС ГБУЗ АО "Приволжская РБ" проверена фактически оказанная медицинская помощь в ФАПах.
Анализ медицинской документации ФАПов (журналов регистрации посещений пациентов, медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях) и информации о принятых к оплате медицинских услугах, оказанных застрахованным в условиях ФАПов и представленных АФ СК "СОГАЗ-Мед" за период с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. показал следующее.
В проверенных журналах регистрации посещений на ФАПах пос. Яманцуг, пос. Ассадулаево, пос. Стеклозавод отсутствуют записи с апреля по июнь 2020 г.
В представленных медицинских картах пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (взрослое население), отсутствуют записи фельдшерских осмотров на ФАПах:пос. Яманцуг, пос. Ассадулаево, пос. Веселая Грива в апреле-июне 2020 г.; пос.Стеклозавода, - в январе-июне 2020 г.; с.Водяновка - в апреле и июне 2020 г.
В информации о принятых к оплате медицинских услугах, оказанных застрахованным в условиях ФАПов и представленных АФ СК "СОГАЗ-Мед" за период с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. отсутствуют сведения об услугах, оказанных в ФАПах: пос. Нартовский, пос. Ассадулаево в апреле-июне 2020г.с. Кулаковка - в мае - июне 2020 г. Документация ФАПа п.Начало не представлена, в информации к оплате медицинских услугах, оказанных застрахованным лицам в условиях ФАПов и представленных АФ СК "СОГАЗ-Мед" за период с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. отсутствуют сведения об услугах, оказанных в марте- июне 2020 г.: на ФАПах пос.Яманцуг и пос.Стеклозавод в представленных медицинских картах пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях имеются сведения о единичных фельдшерских осмотрах (патронаж, профилактические осмотры перед проведением прививки) детского населения.
Указанное, по мнению Фонда, нарушает п.2.6. Тарифного соглашения на 2020 год, медицинская помощь не оказана, следовательно, Филиалом были необоснованно направлены в ГБУЗ АО "Приволжская РБ" средства ОМС в размере 1 961 833,37 руб.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьёй 30 Федерального закона N 326-ФЗ определено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчёта тарифов на оплату медицинской помощи, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе Правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных названным Федеральным законом,- в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается названным Федеральным законом.
Согласно п. 2.6 тарифного соглашения при условии соответствия ФП, ФАП требованиям, установленным положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, финансирование МО, имеющих в своем составе ФП, ФАП осуществляется СМО в размере 1/12 от размера финансового обеспечения, с учетом доли застрахованного СМО населения в разрезе МО и рассчитывается на месяц по формуле. Медицинской организацией, которой утверждены объемы МП для межучрежденческих расчетов составляется реестр счетов по установленным тарифам с обязательным указанием сведений о МО, выдавшей направление в соответствующих полях реестров счетов. Расчеты страховыми медицинскими организациями осуществляются на основании данных сверки между медицинскими организациями при осуществлении окончательного расчета за медицинскую помощь.
Как верно указано судом первой инстанции, принять к учету целевые денежные средства и направить их в медицинскую организации, Общество может только во исполнение условий Договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в рамках сохранения их целевого назначения.
При этом, из условий указанных договоров следует, что за счет целевых средств ОМС оплате подлежит медицинская помощь, предусмотренная территориальной программой ОМС.
В ходе проверки Обществом представлены платежные поручения на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, в составе которых организованы фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФП и ФАП), информация о способах оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, в составе которых организованы фельдшерско-акушерские пункты (т.1 л.д.19-20).
Фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации, организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерками и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Проверкой обоснованности оплаты из средств ОМС финансового обеспечения ФАПов установлено, что финансовое обеспечение ФАПов осуществляется Филиалом ежемесячно в размере 1/12 от годового размера финансового обеспечения. В реестрах счетов и счетах на оплату медицинской помощи, оказанной в ФАПах, принятых Обществом к оплате, отражены все единицы объема оказанной медицинской помощи с указанием размера установленных тарифов. Реестры счетов и счета на оплату медицинской помощи, оказанной в ФАПах, соответствуют требованиям, установленным п.2.6 тарифного соглашения за 2020 год.
При этом, как верно установлено судом, в указанный период медицинская помощь оказывалась ФАПами ГБУЗ АО "Приволжская РБ" с учетом требований эпидемиологической ситуации, обусловленной распространением заболевания COVID-19.
Приказом руководителя медицинской организации от 01.04.2021 N 230 (с изменениями от 17.04.2020, от 12.05.2020 и от 01.06.2020) для обеспечения доступности медицинской помощи в связи с отсутствием сотрудников старше 65 лет по причине карантина, оказание медицинской помощи на ФАПах было возложено на участковых врачей терапевтов, что не противоречит действующему законодательству.
Основным критерием отнесения расходов на оплату медицинской помощи (заработной платы, начисления на оплату труда, прочих выплат, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, медицинского оборудования) является его целевая направленность на оказание гражданам медицинской помощи.
Отказ медицинской организации в оказании гражданам медицинской помощи противоречил бы в данном случае положениям статьи 41 Конституции Российской Федерации и статьям 4 - 7, 10, 11 Закона N 323-ФЗ.
Материалами дела установлено, что вышеуказанными работниками ФАПов в спорный период оказывалась медицинская помощь населению, что подтверждается представленными в материалы дела документами: журналами приема, реестрами случаев оказания медицинской помощи медицинской организации, приказами медицинской организации от 01.04.2020 N 230, N 239, от 17.04.2020 N 268, от 12.05.2020 N 320, от 01.06.2020 N 361, реестром Фонда.
В ходе рассмотрения дела представителем Фонда, Общества и медицинской организации указано, что спорные реестры случаев оказания медицинской помощи не были своевременно выгружены в базу Фонда по причине некорректности их оформления, в связи с чем, Общество в адрес Фонда направило письмо от 01.09.2020 (Т. 2 л.д.88) о согласовании корректировки реестров счетов.
В период с сентября по декабрь 2020 года медицинской организаций неоднократно проводилось корректирование реестров счетов, окончательная информация была загружена в базу Фонда 03.12.2020 и была принята Фондом после окончания проверки Общества.
Данные обстоятельства сторонами не оспорены.
Доказательств того, что спорные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также об их чрезмерности, Фондом не представлено.
Расходы на выплаты, произведенные Обществом, являются целевыми и экономически обоснованными.
Учитывая изложенное, доводы Фонда о том, что спорные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), что медицинская помощь не оказана, и Обществом были необоснованно направлены в ГБУЗ АО "Приволжская РБ" средства ОМС, отклонены апелляционной коллегией как несостоятельные.
Несвоевременное направление медицинской организацией реестров о случаях оказания медицинской помощи в ФАПах, само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, не свидетельствует о не оказании медицинской помощи и необоснованном направлении средств ОМС.
Суд соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что выводы Фонда основаны на формальном признаке - отсутствии своевременно направленных медицинской организацией реестров случаев оказания медицинской помощи в ФАПах, что само по себе, без установления нарушения условий расходования средств, не имеет правового значения при решении вопроса о целевом характере произведенных затрат.
Средства ОМС соответствуют целям получения, поскольку фактически затрачены на обеспечение застрахованных лиц медицинской помощью, предоставленной в рамках обязательного медицинского страхования.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признаётся использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждёнными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, все затраты, произведённые обществом в спорный период, были осуществлены на организацию оказания медицинской помощи в системе ОМС Астраханской области, фактически затрачены на обеспечение застрахованных лиц медицинской помощью, иная деятельность обществом не осуществлялась. Без несения спорных затрат общество не реализовало бы право застрахованных лиц на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Учитывая изложенное, факт нецелевого использования обществом средств ОМС, факт необоснованного направления средств ОМС в спорный период, отсутствует.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным предписания ТФОМС Астраханской области об устранении нарушений N 06-13/15п от 14.12.2020 г., в части требований об уплате в бюджет Фонда за счет собственных средств штрафа размере 196 183,34 рублей и возврате денежных средств в размере 1 961 833,37 рублей.
В связи с этим, заявленные требования Фонда по встречному исковому заявлению в части взыскания с Общества суммы 1961833,37 руб. и суммы штрафа в размере 196183,34 руб. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 ноября 2021 года по делу N А06-2207/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2207/2021
Истец: АО "Страховая компания "Согаз-Мед"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области
Третье лицо: Арбитражный суд Астраханской области, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Приволжская районная больница", 12ААС