г. Москва |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А41-2196/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Пивоваровой Л.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение (определение) Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу N А41-2196/21, принятое судьей А.А. Летяго, по иску Администрации городского округа Мытищи Московской области (ИНН 5029009950, ОГРН 1025003534423) к Федеральному агентству лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) третьи лица: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, 2) Комитет лесного хозяйства Московской области, 3) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Мытищи Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ,
- об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 4826 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., городской округ Мытищи, д. Голенищево, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:259 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища, в соответствующих координатах; определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:259, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади равной 4 531 433 кв. м, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок площадью 4826 кв. м;
- об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 1935 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи д. Голенищево, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7):ЗУ1 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища, в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади, равной 256 971 кв. м, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок площадью 1935 кв. м;
- установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 993 кв. м по адресу: Московская обл., городской округ Мытищи, д. Голенищево, расположенного в защитных лесах Дмитровского лесничества Дмитровского сельского участкового лесничества в квартале N 1, части выдела 2 в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок площадью 2 928 кв. м по адресу: Московская обл., городской округ Мытищи, д. Голенищево;
- установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 6563 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., городской округ Мытищи, д. Николо-Прозорово, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища, в соответствующих координатах; определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524 в соответствующих координатах, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади равной 468 685 кв. м, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок площадью 6563 кв. м;
- установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 3577 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., городской округ Мытищи, д. Юрьево, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968 и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади равной 12 295 523 кв. м, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок площадью 3577 кв. м;
- установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 464 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., городской округ Мытищи, пос. Пироговский, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность"; установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 6549 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168 и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади равной 5 039 362 кв. м в соответствующих координатах, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованные земельные участки площадью 464 кв. м и 6549 кв. м по адресу: Московская обл., городской округ Мытищи, пос. Пироговский.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу N А41-2196/21 исковые требования администрации удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
22.02.2022 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Администрации городского округа Мытищи Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования - городской округ Мытищи расположены четыре общественных кладбища вблизи населенных пунктов д. Голинищево, д. Николо-Прозорово, д. Юрьево, пос. Пироговский.
Данные кладбища в настоящее время являются закрытыми:
- кладбище в д. Голинищево закрыто на основании постановления Администрации городского округа Мытищи Московской области от 11.05.2017 N 2358;
- кладбища в д. Николо-Прозорово и в д. Юрьево закрыты на основании постановления Главы сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 15.04.2010 N 95;
- кладбище в пос. Пироговский закрыто на основании постановления Администрации городского округа Мытищи Московской области от 25.08.2020 N 2701.
Погребения на указанных кладбищах осуществлялись в период с 30 годов XX века, что подтверждается выписками из книг инвентаризации захоронений.
Решением Совета депутатов Мытищинского района Московской области от 23.08.2001 N 20/4 "Об утверждения Перечня объектов специализированного назначения-кладбищ, составляющих муниципальную собственность Мытищинского района Московской области" вышеуказанные кладбища включены в утвержденный перечень.
Постановлением Главы Мытищинского района Московской области от 03.08.2001 N 2111 "О признании муниципальной собственностью объектов специализированного бытового назначения - кладбищ (внешнее благоустройство), расположенных на территории Мтыищинского района" объекты специализированного бытового назначения - кладбища, расположенные на территории Мытищинского района признаны муниципальной собственностью.
Согласно Перечню объектов специализированного назначения, являющемуся приложением к данному постановлению (Перечень N 1), кладбища в д. Голинищево, д. Николо-Прозорово, д. Юрьево, пос. Пироговский переданы в муниципальную собственность.
Постановлением Главы Мытищинского муниципального района Московской области от 10.09.2001 N 2510 в указанное выше постановление от 03.08.2001 N 2111 внесены изменения.
Данным постановлением в связи с уточнением площадей в процессе подготовки планов земельных участков объектов специализированного назначения - кладбищ, расположенных на территории Мытищинского района, приложение N 1 к постановлению от 03.08.2001 N 2111 признано утратившим силу. Данное приложение постановлено читать в новой редакции.
Согласно Перечню - приложению N 1 к постановлению Главы Мытищинского муниципального района Московской области от 10.09.2001 N 2510, -в пос. Пироговский расположено кладбище общей площадью 27 070 кв. м; в д. Николо-Прозорово кладбище общей площадью 11 639 кв. м; в д. Юрьево кладбище общей площадью 4385 кв. м; в д. Голинищево кладбище общей площадью 8 019 кв. м.
В соответствии с Законом Московской области от 28.12.2006 N 251/2006-03 "О разграничении муниципального имущества между Мытищинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" вышеуказанные кладбища переданы в муниципальную собственность городских и сельских поселений.
При этом, как указал истец, ни Закон Московской области, ни решение Совета депутатов, ни постановление Главы не содержали какого-либо картографического материала, позволяющего определить границы кладбищ на местности, в связи с чем, площадь территории, занимаемой кладбищами, указанная в данных правовых актах, носит предположительный характер.
В дальнейшем в соответствии с Законом Московской области от 23.09.2015 N 147/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района" Мытищинский муниципальный район Московской области и входящие в его состав поселения преобразованы в городской округ Мытищи.
Истец, ссылаясь на то, что указанные кладбища, располагаются в границах муниципального образования на землях лесного фонда - земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259, 50:12:0030503:524, 50:12:0070222:168, 50:12:0000000:49968, которые, в силу закона, отнесены к федеральной собственности, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Так, согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о погребении, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
По смыслу пункта 2 статьи 15 Закона о погребении места погребения по своей принадлежности могут быть государственные или муниципальные.
При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища (статья 9).
Следовательно, земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, в силу прямого указания закона, могут находиться в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого располагаются указанные кладбища.
Судом первой инстанции установлено, что кладбища, расположенные вблизи населенных пунктов д. Голинищево, д. Николо-Прозорово, д. Юрьево, пос. Пироговский, относятся к общественным кладбищам.
При данных обстоятельствах, исходя из совокупности приведенных положений следует, что спорные земельные участки, занимаемые захоронениями общественных кладбищ и ранее выделенные под них, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что с момента принятия Закона о погребении, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорные земельные участки в силу положений данных нормативных актов фактически были переведены из земель лесного фонда в иную категорию земель.
Истец просит суд установить границы под указанными кладбищами.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 6 ЗК РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Истцом по данной категории дел может выступать лицо, которому земельный участок, в отношении которого он просит установить границы, принадлежит ему на праве собственности либо на ином вещном праве, а ответчиком правообладатель смежного земельного участка с которым возник спор по установлению смежной границы земельных участков.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истцом избран надлежащий способ защиты своего нарушенного права.
В целях установления границ земельных участков фактически занятых кладбищами по ходатайству истца определением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2021 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Лаборатория Судебных Экспертиз" Пашко Андрею Игоревичу и Чистякову Дмитрию Алексеевичу.
На разрешение экспертов арбитражным судом поставлены следующие вопросы:
Установить фактические границы кладбища вблизи дер. Голинищево, с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого кладбищем, с приложением картографического материала.
3.1.2. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 3.1 установить имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также с землями лесного фонда. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
3.1.3. В том случае, если при ответе на вопрос 3.1.2 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 3.1, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259 и 50:12:0000000:59260 (7), то установить границы и площадь данных земельных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
4.1 Установить фактические границы кладбища вблизи дер. Николо-Прозорово, с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого кладбищем, с приложением картографического материала.
4.1.1. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 4.1 установить имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также с землями лесного фонда. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
4.1.2. В том случае, если при ответе на вопрос 4.1.1 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 4.1, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524, то установить границы и площадь данного земельного участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
5.1 Установить фактические границы кладбища вблизи дер. Юрьево, с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого кладбищем, с приложением картографического материала.
5.1.1. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 5.1 установить имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также с землями лесного фонда. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
5.1.2. В том случае, если при ответе на вопрос 5.1.1 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 5.1, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968, то установить границы и площадь данного земельного участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
6.1 Установить фактические границы кладбища вблизи пос. Пироговский, с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого кладбищем, с приложением картографического материала.
6.1.1. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 6.1 установить имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также с землями лесного фонда. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
6.1.2. В том случае, если при ответе на вопрос 6.1.1 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 6.1, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168, то установить границы и площадь данного земельного участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
Согласно экспертному заключению от 17.06.2021 N 384-ЗЭ, фактические границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Голинищево на местности выражены ограждением. Земельный участок состоит из трех контуров: контур 1 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:259; контур 2 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7); контур 3, свободный от наложения границ с земельными участками. Площадь и границы земельного участка кладбища вблизи дер. Голинищево составляют: - контур 1, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:259 - 4826 кв. м; - контур 2, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7) - 1935 кв. м; - контур 3, свободный от наложения границ с земельными участками - 993 кв. м.
Границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Голинищево имеют пересечение с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259, 50:12:0000000:59260 (7): площадь пересечения земельного участка территории кладбища вблизи дер. Голинищево с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0000000:259-4826 кв. м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 1; площадь пересечения земельного участка территории кладбища вблизи дер. Голинищево с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7) - 1935 кв. м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 2.
Площади и описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259 и 50:12:0000000:59260 (7), свободные от наложения границ кладбища составляют: земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:259 - площадь 4 531 433 кв. м, описание местоположения границ приведено в таблице N 4; земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7) - площадь 256 971 кв. м, описание местоположения границ приведено в таблице N 5.
Фактические границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Николо-Прозорово на местности выражены ограждением. Площадь земельного участка составляет 6 563 кв. м. Описание местоположения границ земельного участка приведено в таблице N 6.
Границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Николо-Прозорово имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524. Площадь пересечения земельного участка территории кладбища вблизи дер. Николо-Прозорово с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0030503:524-6563 кв. м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 6.
Площадь местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524, свободная от наложения границ кладбища, составляет 468 685 кв. м, описание местоположения границ приведено в таблице N 7.
Фактические границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Юрьево на местности выражены ограждением. Площадь земельного участка составляет 3 577 кв. м. Описание местоположения границ земельного участка приведено в таблице N 8.
Границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Юрьево имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968.
Площадь пересечения земельного участка территории кладбища вблизи дер. Юрьево с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0000000:49968-3 577 кв. м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 8.
Площадь местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968, свободная от наложения границ кладбища, составляет 12 295 523 кв. м, описание местоположения границ приведено в таблице N 9.
Фактические границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Пироговский на местности выражены ограждением. Площадь земельного участка составляет 29001 кв. м. Описание местоположения границ земельного участка приведено в таблице N 10.
Границы земельного участка территории кладбища вблизи пос. Пироговский имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168: площадь пересечения (контур 1) земельного участка территории кладбища вблизи пос. Пироговский с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0070222:168-464 кв. м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 11; площадь пересечения (контур 2) земельного участка территории кладбища вблизи пос. Пироговский с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0070222:168 - 6549 кв. м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 12.
Площадь местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168, свободная от наложения границ кладбища составляет 5 039 362 кв. м, Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 13.
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Представленное экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах экспертов отсутствуют.
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы экспертов предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение экспертов по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены.
Указанное экспертное заключение правомерно признано судом надлежащим доказательством по делу.
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах, учитывая, что спорные кладбища не относятся к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, земельные участки на которых находятся данные кладбища не могут находиться в федеральной собственности, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт нахождения кладбищ в муниципальной собственности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что исковые требования об установлении границ фактически занятых кладбищами и о признании на них права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи", а также об установлении границ лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельных участков под кладбищами, с учетом выводов судебных экспертов, изложенных в экспертном заключении, подлежат удовлетворению.
С учетом вышеизложенного, земельные участки, необходимые для использования по назначению кладбищ, расположенных в Московской области, городской округ Мытищи, вблизи населенных пунктов д. Голинищево, д. Николо-Прозорово, д. Юрьево, пос. Пироговский относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Согласно указанному классификатору описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом вида разрешенного использования земельного участка 12.1 (ритуальная деятельность) включает в себя: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
Таким образом, требования администрации об определении категории и вида разрешенного использования указанных земельных участков, необходимых для эксплуатации кладбищ, также правомерно удовлетворены.
Судом первой инстанции так же правомерно принято во внимание, что установление границ и площади лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельных участков под кладбищами является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что границы спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259, 50:12:0030503:524, 50:12:00700222:168, 50:12:0000000:49968 установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на основании действующих материалов лесоустройства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод, поскольку в материалах дела содержаться сведения, в частности выписки из книг инвентаризации захоронений, подтверждающие, что погребения на указанных кладбищах осуществлялись в период с 30 годов XX века.
В настоящее время кладбища на спорных земельных участках являются закрытыми, что также подтверждает тот факт, что захоронения на указанных территориях осуществлялись задолго до постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259, 50:12:0030503:524, 50:12:00700222:168, 50:12:0000000:49968 и регистрации права Российской Федерации.
Исходя из изложенного с указанного периода времени и по настоящее время органы местного самоуправления, на территории которых находились данные кладбища открыто и добросовестно осуществляли делегированные им полномочия на соответствующей территории, не предполагали и не знали, что государственный орган в сфере лесных отношений осуществил по факту кадастровые работы и часть участков перешла в земли лесного фонда.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 года по делу N А41-2196/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2196/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА