город Москва |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А41-2196/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 06 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Рослесхоза
на решение от 16 декабря 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 10 марта 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-2196/21
по иску Администрации городского округа Мытищи Московской области
об установлении границ земельных участков
к Рослесхозу,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Мособлкомлес, ТУ Росимущества в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрации городского округа Мытищи Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Рослесхозу (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):
- об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 4.826 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, д. Голенищево, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:259 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территории кладбища, в соответствующих координатах; определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:259, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади, равной 4.531.433 кв.м, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок, площадью 4.826 кв.м;
- об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 1.935 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи д. Голенищево, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:59260(7):ЗУ1 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища, в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади, равной 256.971 кв.м, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок, площадью 1.935 кв.м;
- об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 993 кв.м, по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, д. Голенищево, расположенного в защитных лесах Дмитровского лесничества Дмитровского сельского участкового лесничества в квартале N 1, части выдела 2 в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок, площадью 2.928 кв.м, по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, д. Голенищево;
- об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 6.563 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, д. Николо-Прозорово, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища, в соответствующих координатах; определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524 в соответствующих координатах, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади, равной 468.685 кв.м, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок, площадью 6.563 кв.м;
- об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 3.577 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, д. Юрьево, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968 и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади, равной 12.295.523 кв.м, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованный земельный участок, площадью 3.577 кв.м;
- об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 464 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, пос. Пироговский, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность"; установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 6.549 кв.м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах территория кладбища в соответствующих координатах, определении данному земельному участку категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вида разрешенного использования "ритуальная деятельность", установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168 и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади, равной 5.039.362 кв.м, в соответствующих координатах, признании права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" на образованные земельные участки, площадью 464 кв.м и 6.549 кв.м, по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, пос. Пироговский.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Мособлкомлес и ТУ Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на территории муниципального образования - городской округ Мытищи расположены четыре общественных кладбища вблизи населенных пунктов д. Голинищево, д. Николо-Прозорово, д. Юрьево, пос. Пироговский.
Данные кладбища в настоящее время являются закрытыми:
- кладбище в д. Голинищево закрыто на основании постановления администрации от 11.05.2017 N 2358;
- кладбища в д. Николо-Прозорово и в д. Юрьево закрыты на основании постановления Главы сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 15.04.2010 N 95;
- кладбище в пос. Пироговский закрыто на основании постановления администрации от 25.08.2020 N 2701.
Погребения на указанных кладбищах осуществлялись в период с 30-х годов XX века, что подтверждается выписками из книг инвентаризации захоронений.
Решением Совета депутатов Мытищинского района Московской области от 23.08.2001 N 20/4 "Об утверждения Перечня объектов специализированного назначения-кладбищ, составляющих муниципальную собственность Мытищинского района Московской области" вышеуказанные кладбища включены в утвержденный перечень.
Постановлением Главы Мытищинского района Московской области от 03.08.2001 N 2111 "О признании муниципальной собственностью объектов специализированного бытового назначения - кладбищ (внешнее благоустройство), расположенных на территории Мтыищинского района" (далее - Постановление N 2111) объекты специализированного бытового назначения - кладбища, расположенные на территории Мытищинского района, признаны муниципальной собственностью.
Согласно Перечню объектов специализированного назначения, являющемуся приложением к Постановлению N 2111 (далее - Перечень N 1), кладбища в д. Голинищево, д. Николо-Прозорово, д. Юрьево, пос. Пироговский переданы в муниципальную собственность.
Постановлением Главы Мытищинского муниципального района Московской области от 10.09.2001 N 2510 в Постановление N 2111 внесены изменения.
Данным постановлением в связи с уточнением площадей в процессе подготовки планов земельных участков объектов специализированного назначения - кладбищ, расположенных на территории Мытищинского района, Перечень N 1 (приложение к Постановлению N 2111) признан утратившим силу. Данное приложение постановлено читать в новой редакции.
Согласно Перечню - приложению N 1 к постановлению Главы Мытищинского муниципального района Московской области от 10.09.2001 N 2510, в пос. Пироговский расположено кладбище, общей площадью 27.070 кв.м; в д. Николо-Прозорово - кладбище, общей площадью 11.639 кв.м; в д. Юрьево - кладбище, общей площадью 4.385 кв.м; в д. Голинищево - кладбище, общей площадью 8.019 кв.м.
В соответствии с Законом Московской области от 28.12.2006 N 251/2006-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Мытищинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" (далее - Закон N 251/2006-ОЗ), вышеуказанные кладбища переданы в муниципальную собственность городских и сельских поселений.
При этом суды отметили, как указала администрация, ни Закон N 251/2006-ОЗ, ни решение Совета депутатов, ни постановление Главы не содержали какого-либо картографического материала, позволяющего определить границы кладбищ на местности, в связи с чем площадь территории, занимаемой кладбищами, указанная в данных правовых актах, носит предположительный характер.
В дальнейшем в соответствии с Законом Московской области от 23.09.2015 N 147/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района", Мытищинский муниципальный район Московской области и входящие в его состав поселения преобразованы в городской округ Мытищи.
Администрация, ссылаясь на то, что указанные кладбища располагаются в границах муниципального образования на землях лесного фонда - земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259, 50:12:0030503:524, 50:12:0070222:168, 50:12:0000000:49968, которые в силу закона отнесены к федеральной собственности, обратилась в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные администрацией требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, как правомерно отметили суды, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Так, согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о погребении, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении, размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется, исходя из предполагаемого количества захоронений на нем, и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Соответственно, как правомерно заключили суды, для того, чтобы предоставлять участок земли на кладбище, соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о погребении, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении, создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
По смыслу пункта 2 статьи 15 Закона о погребении, места погребения по своей принадлежности могут быть государственные или муниципальные.
При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении, все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области", в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища (статья 9).
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, в силу прямого указания закона могут находиться в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого располагаются указанные кладбища.
Судами установлено, что кладбища, расположенные вблизи населенных пунктов д. Голинищево, д. Николо-Прозорово, д. Юрьево, пос. Пироговский, относятся к общественным кладбищам.
При данных обстоятельствах, исходя из совокупности приведенных положений, суды правомерно указали, что спорные земельные участки, занимаемые захоронениями общественных кладбищ и ранее выделенные под них, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что с момента принятия Закона о погребении, Федерального закона N 137-ФЗ спорные земельные участки в силу положений данных нормативных актов фактически были переведены из земель лесного фонда в иную категорию земель.
Кроме того, суды указали, что администрация просила установить границы под указанными кладбищами.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 10/22, к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Таким образом, суды правомерно отметили, что иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек. Истцом по данной категории дел может выступать лицо, которому земельный участок, в отношении которого он просит установить границы, принадлежит ему на праве собственности либо на ином вещном праве, а ответчиком правообладатель смежного земельного участка с которым возник спор по установлению смежной границы земельных участков.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией избран надлежащий способ защиты своего нарушенного права.
В целях установления границ земельных участков, фактически занятых кладбищами, по ходатайству администрации определением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2021 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Лаборатория Судебных Экспертиз" Пашко А.И. и Чистякову Д.А.
На разрешение экспертов арбитражным судом поставлены следующие вопросы:
установить фактические границы кладбища вблизи дер. Голинищево с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого кладбищем, с приложением картографического материала.
3.1.2. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 3.1 установить имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также с землями лесного фонда. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
3.1.3. В том случае, если при ответе на вопрос 3.1.2 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 3.1, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259 и 50:12:0000000:59260 (7), то установить границы и площадь данных земельных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
4.1. Установить фактические границы кладбища вблизи дер. Николо-Прозорово, с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого кладбищем, с приложением картографического материала.
4.1.1. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 4.1 установить, имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также с землями лесного фонда. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
4.1.2. В том случае, если при ответе на вопрос 4.1.1 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 4.1, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524, то установить границы и площадь данного земельного участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
5.1. Установить фактические границы кладбища вблизи дер. Юрьево с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого кладбищем, с приложением картографического материала.
5.1.1. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 5.1 установить имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также с землями лесного фонда. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
5.1.2. В том случае, если при ответе на вопрос 5.1.1 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 5.1, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968, то установить границы и площадь данного земельного участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
6.1. Установить фактические границы кладбища вблизи пос. Пироговский, с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого кладбищем, с приложением картографического материала.
6.1.1. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 6.1 установить, имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также с землями лесного фонда. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
6.1.2. В том случае, если при ответе на вопрос 6.1.1 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 6.1, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168, то установить границы и площадь данного земельного участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
Согласно экспертному заключению от 17.06.2021 N 384-ЗЭ, фактические границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Голинищево на местности выражены ограждением. Земельный участок состоит из трех контуров: контур 1 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:259; контур 2 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7); контур 3, свободный от наложения границ с земельными участками. Площадь и границы земельного участка кладбища вблизи дер. Голинищево составляют: - контур 1, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:259 - 4.826 кв.м; - контур 2, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7) - 1.935 кв.м; - контур 3, свободный от наложения границ с земельными участками - 993 кв.м.
Границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Голинищево имеют пересечение с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259, 50:12:0000000:59260 (7): площадь пересечения земельного участка территории кладбища вблизи дер. Голинищево с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0000000:259 - 4.826 кв.м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 1; площадь пересечения земельного участка территории кладбища вблизи дер. Голинищево с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7) - 1.935 кв.м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 2.
Площади и описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259 и 50:12:0000000:59260 (7), свободные от наложения границ кладбища составляют: земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:259 - площадь 4.531.433 кв.м, описание местоположения границ приведено в таблице N 4; земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:59260 (7) - площадь 256.971 кв.м, описание местоположения границ приведено в таблице N 5.
Фактические границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Николо-Прозорово на местности выражены ограждением. Площадь земельного участка составляет 6.563 кв.м. Описание местоположения границ земельного участка приведено в таблице N 6.
Границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Николо-Прозорово имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524. Площадь пересечения земельного участка территории кладбища вблизи дер. Николо-Прозорово с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0030503:524 - 6.563 кв.м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 6.
Площадь местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030503:524, свободная от наложения границ кладбища, составляет 468.685 кв.м, описание местоположения границ приведено в таблице N 7.
Фактические границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Юрьево на местности выражены ограждением. Площадь земельного участка составляет 3.577 кв.м. Описание местоположения границ земельного участка приведено в таблице N 8.
Границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Юрьево имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968.
Площадь пересечения земельного участка территории кладбища вблизи дер. Юрьево с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0000000:49968 - 3.577 кв.м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 8.
Площадь местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:49968, свободная от наложения границ кладбища, составляет 12.295.523 кв.м, описание местоположения границ приведено в таблице N 9.
Фактические границы земельного участка территории кладбища вблизи дер. Пироговский на местности выражены ограждением. Площадь земельного участка составляет 29.001 кв.м. Описание местоположения границ земельного участка приведено в таблице N 10.
Границы земельного участка территории кладбища вблизи пос. Пироговский имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168: площадь пересечения (контур 1) земельного участка территории кладбища вблизи пос. Пироговский с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0070222:168 - 464 кв.м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 11; площадь пересечения (контур 2) земельного участка территории кладбища вблизи пос. Пироговский с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0070222:168 - 6.549 кв.м. Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 12.
Площадь местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070222:168, свободная от наложения границ кладбища, составляет 5.039.362 кв.м, Описание местоположения границ выявленного пересечения приведено в таблице N 13.
В соответствии с частью 1 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды правомерно заключили, что представленное экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах экспертов отсутствуют.
Суды указали, что эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы экспертов предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение экспертов по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, судам не представлены.
Указанное экспертное заключение правомерно признано судами надлежащим доказательством по делу.
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах, учитывая, что спорные кладбища не относятся к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, соответственно, земельные участки на которых находятся данные кладбища не могут находиться в федеральной собственности, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт нахождения кладбищ в муниципальной собственности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования администрации об установлении границ фактически занятых кладбищами и о признании на них права собственности муниципального образования "Городской округ Мытищи", а также об установлении границ лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельных участков под кладбищами, с учетом выводов судебных экспертов, изложенных в экспертном заключении, подлежат удовлетворению.
С учетом вышеизложенного суды обоснованно заключили, что земельные участки, необходимые для использования по назначению кладбищ, расположенных в Московской области, городской округ Мытищи, вблизи населенных пунктов д. Голинищево, д. Николо-Прозорово, д. Юрьево, пос. Пироговский, относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
Согласно Классификатору, описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом вида разрешенного использования земельного участка 12.1 (ритуальная деятельность) включает в себя: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
Таким образом, требования администрации об определении категории и вида разрешенного использования указанных земельных участков, необходимых для эксплуатации кладбищ, также правомерно удовлетворены судами.
Судами принято во внимание, что установление границ и площади лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельных участков под кладбищами является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных администрацией требований.
Апелляционный суд указал, что Рослесхоз ссылался на то, что границы спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259, 50:12:0030503:524, 50:12:00700222:168, 50:12:0000000:49968 установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании действующих материалов лесоустройства.
Судом апелляционной инстанции указанный довод обоснованно отклонен, поскольку в материалах дела содержатся сведения, в частности, выписки из книг инвентаризации захоронений, подтверждающие, что погребения на указанных кладбищах осуществлялись в период с 30-х годов XX века.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что в настоящее время кладбища на спорных земельных участках являются закрытыми, что также подтверждает тот факт, что захоронения на указанных территориях осуществлялись задолго до постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:259, 50:12:0030503:524, 50:12:00700222:168, 50:12:0000000:49968 и регистрации права Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что с указанного периода времени и по настоящее время органы местного самоуправления, на территории которых находились данные кладбища открыто и добросовестно осуществляли делегированные им полномочия на соответствующей территории, не предполагали и не знали, что государственный орган в сфере лесных отношений осуществил по факту кадастровые работы и часть участков перешла в земли лесного фонда.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года по делу N А41-2196/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
...
Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2022 г. N Ф05-14198/22 по делу N А41-2196/2021