г. Санкт-Петербург |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А42-3750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Короткевичем В.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-113/2022) АО "Мурманский морской рыбный порт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 по делу N А42-3750/2021 (судья Н.В.Воронцова), принятое
по иску АО "Компания Уфаойл"
к АО "Мурманский морской рыбный порт"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Компания Уфаойл" (далее -АО "Компания Уфаойл", истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к акционерномуобществу "Мурманский морской рыбный порт" (далее -АО "Мурманский морской рыбный порт", ответчик) о взыскании убытков в сумме 145 500 руб. с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 29.11.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, ответчик не является лицом, в результате действий которого возник ущерб. Также ответчик полагает, что заказчик несет ответственность только за время оборота вагонов, исчисляемого с момента передачи вагонов владельцу путей необщего пользования до момента возврата вагонов на выставочные пути.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.02.2017 между истцом (Поставщик) и ответчиком (Покупатель) заключен договор поставки нефтепродуктов N 04/1-36/14 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого, Поставщик обязался поставить, а Заказчик - принять и оплатить Продукцию - нефтепродукты, в количестве, ассортименте и по цене, установленным в Дополнительных соглашениях к Договору поставки.
В пункте 2.7 Договора Стороны согласовали, что время нахождения у Заказчика вагонов составляет 48 (сорок восемь) часов.
Согласно пункту 5.7 Договора поставки, в случае превышения срока оборота вагонов-цистерн, указанного в пункте 2.7 настоящего Договора при наличии документально подтвержденной вины Заказчика, Поставщик вправе потребовать от Заказчика возмещения всех документально подтвержденных расходов, понесенных Поставщиком, связанных с уплатой сумм за превышение Заказчиком срока оборота вагонов-цистерн.
Истцом в адрес ответчика была отгружена продукция в в/цистернах N 73501587, 54242771, 57589897, 51569200, 51590727, 50561091, 51615631, 51094019, 50716398, 74936477, 57359267, 51563120, 51438117, 51444552, 50495043, 51590511, 73005415, 51424661, 50648914, 5390764, 50093905, 53966123, 50690130, 50997667, 51071991, 51080190, 50658608, 50622653, 51950186, 50622638, 50985449, 55831143, 53964870, 73691339, 73003402, 51445013, 51638211, 54087077, 50759364, 51574614, 51640183, 51798643, 50930809, 50672468, 54241575, 51596500, 50761832, 57379141, 57025066, 53959714,54253844, 70724356, 51094019, 57023962, 53970737, 51698736.
Продукция была приобретена истцом на основании Генерального соглашения N 100016/05864Д от 18.07.2016, заключенного с ПАО "НК "Роснефть", Генерального соглашения N 1921/10/15-ПС-СПБМТСБ от 19.10.2015, заключенного с ООО "Солид-товарные рынки", Генерального соглашения N ГПН15/27160/01490/Д от 23.06.2015, заключенного с ПАО"Газпром нефть", в соответствии с которыми Поставщики обязались поставить в адрес истца, а истец - принять и оплатить товар в количестве, ассортименте, по цене, условиям и срокам поставки, указанными в приложениях к Договору.
Поставка продукции в соответствии с генеральными соглашениями осуществлялась путем ее отгрузки железнодорожным транспортом в адрес ответчика на основании отгрузочных разнарядок истца.
Указанные генеральные соглашения заключены с целью обеспечения взаимодействия в соответствии с Правилами проведения организованных торгов в Секции "Нефтепродукты" Акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 06.19.1 Правил срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х суток.
Правилами также установлено, что в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения Покупатель уплачивает Поставщику неустойку:
- в размере 1 500 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- или возмещает документально подтвержденные расходы Поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми Поставщиком заключены Договоры на организацию транспортировки Товара Покупателя (пункт 15.05 Правил от 24.04.2015, от 19.05.2015, пункт 17.05 Правил от 19.04.2016).
Истцом получены претензии от Поставщиков N 73-46263/пр от 04.04.2018, N 73-49957/пр от 29.05.2018, N 73-51673/пр от 22.06.2018, N 73-39418/пр от 28.11.2018, N 73-57128/пр от 01.10.2018, N01540/18/ПЖД от 25.06.2018, N 73- 63552/пр от 18.01.2019, N 73-88227/пр от 30.12.2019, N 73-84075/пр от 11.11.2019, N 73-85561/пр от 25.11.2019, NГПН-Л-01-05-3945 от 05.04.2019, N 73-91263/пр от 03.02.2020, N 73-90294/пр от 27.01.2020 об оплате штрафных санкций за сверхнормативный простой в/цистерн NN 73501587, 54242771, 57589897, 51569200, 51590727, 50561091, 51615631, 51094019, 50716398, 74936477, 57359267, 51563120, 51438117, 51444552, 50495043, 51590511, 73005415, 51424661, 50648914, 5390764, 50093905, 53966123. 50690130, 50997667, 51071991, 51080190, 50658608, 50622653, 51950186, 50622638, 50985449, 55831143, 53964870, 73691339, 73003402, 51445013, 51638211, 54087077, 50759364, 51574614, 51640183, 51798643, 50930809, 50672468, 54241575, 51596500. 50761832, 57379141, 57025066, 53959714, 54253844, 70724356, 51094019,57023962, 53970737, 51698736.
По факту простоя цистерн истец направил в адрес ответчика претензии с требованием о возмещении убытков.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условием обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что он регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
В пункте 2.7 Договора Стороны согласовали, что время нахождения у Заказчика вагонов составляет 48 (сорок восемь) часов.
Срок оборота вагонов-цистерн определяется по памятке приемосдатчика и ведомостям подачи и уборки вагонов.
Порожние вагоны приводятся Заказчиков в транспортабельное состояние, очищенные внутри и снаружи, подготовленные для дальнейшей перевозки в соответствии с требованиями статьи 44 Устава.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) период пользования вагоном не ограничивается непосредственно фактом его выгрузки и подачи уведомления о завершении грузовой операции, после выгрузки, вагон должен быть зачищен и передан на пути общего пользования (на станцию) для отправки вагона на новую станцию назначения.
Пунктом 50 Приказа Министерства транспорта РФ от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" регламентировано, что отправителем порожних вагонов является грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
Вагоны, прибывшие на станцию назначения в груженом состоянии до момента выхода со станции в порожнем состоянии, проходят ряд операций по прибытии и выгрузке железнодорожных грузов, а именно: прием груженых вагонов и перевозочных документов на станции назначения; расформирование вагонов; регистрация прибывших грузов; уведомление грузополучателя о прибытии груза и времени подачи вагонов, контейнеров под выгрузку на подъездные пути грузополучателя локомотивом АО "РЖД"; выгрузка грузов на путях грузополучателя; уведомление грузополучателем диспетчера о готовности вагонов к уборке; очистка и промывка вагонов и контейнеров после выгрузки; отправка вагонов на выставочный путь для дальнейшего следования.
Соответственно, погрузка/выгрузка вагонов является одной из операций, которую проходит вагон, при этом грузополучатель, покупатель до истечения установленного срока нахождения вагонов, обязан обеспечить незамедлительный возврат очищенных внутри и снаружи согласно статье 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и в соответствии с Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" вагонов, принадлежащих поставщику, либо арендованных поставщиком, либо вагонов организаций, с которыми покупателем заключен договор на оказание транспортных услуг по полным грузовым документам на станцию погрузки или другую станцию назначения, указанную продавцом.
Согласно статье 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из указанных норм права, для взыскания понесенных убытков истец должен доказать: нарушение ответчиком договорных обязательств; причинную связь между убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; размер убытков (реальных и упущенной выгоды), возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ), на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред лежит бремя доказывания своей невиновности (пункт 2 статьи 401, пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Факт сверхнормативного простоя цистерн на станции назначения подтверждается данными ОАО "РЖД" о датах отправки порожних вагонов-цистерн.
Следовательно, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что при осуществлении разгрузки цистерн, поставленных во исполнение договора, ответчиком допущено сверхнормативное использование вагонов (цистерн).
Документы, подтверждающие отсутствие сверхнормативного простоя цистерн или вины грузополучателя, ответчиком в материалы дела не представлены.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требований как по праву, так и по размеру.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 по делу N А42-3750/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3750/2021
Истец: АО "КОМПАНИЯ УФАОЙЛ"
Ответчик: АО "МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ"