г. Москва |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А40-117782/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В
судей: |
Суминой О.С., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2021 г. по делу N А40-117782/21,
по заявлению ООО "Нормет"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным отказ,
в присутствии:
от заявителя: |
Еретенко А.П. по дов. от 29.01.2021 г.; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нормет" (далее - Заявитель, ООО "Нормет", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦАТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным отказа от 27.04.2021 г. N 15-12/11309 во внесении изменений в графы 33 таможенных деклараций N 10009199/141219/0009275, 10009199/201219/0009502, 10009199/241219/0009601, 10009199/100620/0003149, 10009199/190620/0003323, 10009199.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2021 г. заявление ООО "Нормет" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦАТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Нормет" ввезло через Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни на территорию России 9 подземных горно-шахтных машин моделей CHARMEC SF 405 D(V) и CHARMEC MF 605 DA(V), предназначенных для заряжания шпуров взрывчатыми веществами в горных выработках (далее - "Самоходные машины"), по ДТ N 10009199/141219/0009275, N10009199/201219/0009502, N 10009199/241219/0009601, N10009199/100620/0003149, N 10009199/190620/0003323, N 10009199/250620/0003444, N10009100/230820/0074625, N 10009100/041220/0137539.
Все указанные Самоходные машины были выпущены Таможенным органом для свободного обращения на территории России "для внутреннего потребления". В графе 33 ДТ в отношении всех самоходных машин был указан коды ТН ВЭД ЕАЭС: 8705908005.
Указанный код был навязан ООО "Нормет" таможенным органом (при указании иного кода Таможенный орган не выпускал товар) и указание в ДТ таких кодов было необходимо для скорейшего выпуска товара.
ООО "Нормет" указало, что классификация специализированной горно-шахтной техники в товарной группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС является неверной, поскольку эта группа предназначена для классификации наземного транспорта, к которому ввезенные ООО "Нормет" Самоходные машины не относятся: ГРУППА 87 СРЕДСТВА НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ИЛИ ТРАМВАЙНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, И ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
В этой связи ООО "Нормет" направило в ЦАТ Обращение о внесении изменений в графы 33 ДТ N N 10009199/090819/0005148, N 10009199/141219/0009275, N10009199/201219/0009502, N 10009199/241219/0009601, N 10009199/100620/0003149, N10009199/190620/0003323, N 10009199/250620/0003444, N 10009100/230820/0074625, N 10009100/041220/0137539, N 10009100/040920/0082514, N 10009100/131120/0124769 от 23.03.2021 г. б/н (входящий ЦАТ N 20621 от 30.03.2021 г. и входящий в северо-западный акцизный таможенный пост N 1628 от 30.03.2021 г.) (далее - "Обращение").
В Обращении ООО "Нормет" подробно обосновывало правомерность классификации самоходных машины по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8430 50 000 3 (Машины и механизмы самоходные прочие: специально разработанные для подземных работ: прочие).
В ответ ЦАТ вынесла Решение N РКТ-1000900-21/000041 от 12.05.2021 г. о внесении изменений в части таможенного кода по ДТ N10009199/090819/0005148, а по ДТN10009199/141219/0009275,10009199/201219/0009502, N10009199/241219/0009601,10009199/100620/0003149,N10009199/190620/0003323,
N 10009199/250620/0003444, N 10009100/230820/0074625, N 10009100/041220/0137539 отказала во внесении изменения в части применимого таможенного кода.
Письмом от 27.04.2021 г. N 15-12/11309 по направленному ООО "Нормет" Обращению ЦАТ отказала во внесении изменений в графу 33 в отношении ДТ N 10009199/141219/0009275, N 10009199/201219/0009502, N 10009199/241219/0009601, N10009199/100620/0003149, N 10009199/190620/0003323, N 10009199/250620/0003444, N 10009100/230820/0074625, 10009100/041220/0137539 посчитав, что ООО "Нормет" не представило документы, подтверждающие правомерность выбранного Заявителем таможенного кода.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Группа 87 ТН ВЭД ЕАЭС предназначена исключительно для классификации средств наземного транспорта, используемого для движения по дорогам общего пользования, вместе с тем, Самоходные машины Общества не являются средствами наземного транспорта.
Согласно ТН ВЭД ЕАЭС Группа 87 включает средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
При этом, действующее правовое регулирование предусматривает разделение на наземный и подземный транспорт.
Так, Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 г. N 599 (далее - "Приказ РТН N 599"), среди прочего устанавливаются правила ведения горных работ подземным способом. В частности, Приказом РТН N 599 предусматриваются требования к использованию самоходных машин, эксплуатируемых в подземных условиях:
- самоходные машины, эксплуатируемые в подземных условиях, должны оснащаться автономной системой пожаротушения (пункт 349 Приказа РТН N 599);
- электрооборудование самоходных транспортных средств и стационарных установок, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, должно иметь защиту от перегрузки и короткого замыкания; сопротивление изоляции электрооборудования должно быть не менее 500 кОм (пункт 339 Приказа РТН N 599); кабина машин, предназначенных для эксплуатации на объекте ведения горных работ, должна быть снабжена устройством защиты оператора при опрокидывании машины и устройством защиты от падающих кусков горной массы сверху и сбоку (пункт 618 Приказа РТН N 599).
Пунктами 90, 94, 95, 97, 99, абзацем 1 пункта 144, пунктами 263, 265, 269, 322, 324, 325, абзацем 1 пункта 331 Приказа РТН N 599 установлены требования к организации движения подземных самоходных машин.
Кроме того, приказом Минтруда России от 01.02.2017 г. N 128н2 (далее - "Приказ Минтруда N 128н") определены требования к машинисту подземных самоходных оборонных машин (раздел 3.3 Приказа Минтруда N 128н).
Как следует из материалов дела, ввезенные ООО "Нормет" Самоходные машины специальным образом сконструированы для работы в горных выработках и шахтах и соответствуют законодательным требованиям к безопасности ведения подземных работ.
Закон не только разграничивает такие виды самоходной техники как наземная и подземная, но и предъявляет особые требования к машинам, предназначенным для использования под землей, а именно:
- машины укомплектованы осветительными приборами (фарами, в том числе заднего освещения, стоп-сигналом, габаритными сигналами); спидометром; звуковой сигнализацией; счетчиком моточасов или пробега в километрах; установкой пожаротушения, электрооборудованием в рудничном нормальном исполнении;
- электрооборудование машин имеет защиту от перегрузки и короткого замыкания, пункт 339 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых";
- машины оснащены автономной системой пожаротушения, пункт 349 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых";
- машины оборудованы кабиной, предохраняющей машиниста от падающих кусков горной породы и вместе с тем обеспечивающей достаточный обзор, что соответствует требованиям пункт 8.6.11 ПБ 03-428-02, пнкт 6.1.9 ГОСТ 12.2.011-2012, пункт 11.13 РД 05-325-99;
- конструкция кабины обеспечивает защиту машиниста при опрокидывании (ROPS) в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3471 и от падающих предметов (FOPS) в соответствии с ГОСТ 27719, пункт 329 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых".
Все указанные требования в отношении Самоходных машин соблюдены, что подтверждается заключением экспертизы промышленной безопасности в отношении машин ООО "Нормет" модели CHARMEC N 050/03-16 от 15.04.2016 г. (далее - "Заключение"), а именно:
Страница 30 Заключения:
<... > Машины укомплектованы:
- осветительными приборами (фарами, в том числе заднего освещения, стоп-сигналом, габаритными сигналами);
- спидометром;
- звуковой сигнализацией;
- счетчиком моточасов или пробега в километрах;
- установкой пожаротушения, электрооборудованием в рудничном нормальном исполнении.
Согласно сведений на странице 31 Заключения:
<...> Электрооборудование машин имеет защиту от перегрузки и короткого замыкания, п. 339 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" <...>;
<...> Машины оснащены автономной системой пожаротушения, п. 349 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" <...>;
Страница 32 Заключения:
<...> Машины оборудованы кабиной, предохраняющей машиниста от падающих кусков горной породы и вместе с тем обеспечивающей достаточный обзор, что соответствует требованиям пункт 8.6.11. ПБ 03-428-02, пункт 6.1.9. ГОСТ 12.2.011-2012, пункт 11.13 РД 05-325-99 <...>;
<...> Конструкция кабины обеспечивает защиту машиниста при опрокидывании (ROPS) в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3471 и от падающих предметов (FOPS) в соответствии с ГОСТ 27719, пункт 329 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" <...>.
Дополнительно в Заключении прямо подтверждено, что машины специально сконструированы для работы в подземных выработках (шахтах) по иным параметрам:
Страница 31 Заключения:
<...> Расположение выхлопных отверстий машин исключает возможность попадания выхлопных газов в кабину машиниста. Направление и скорость струи выхлопных газов не приводит к завихрению пыли в выработках, пункт 341 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" <...>.
Страница 31 Заключения:
<...> Габаритные размеры, конструкция ходовой части и рулевого управления машин обеспечивает вписывание их в горные выработки на прямолинейных и криволинейных участках с соблюдением нормируемых зазоров, пункт 11.1. РД 05-325-99, ПБ 03-428-02 <...>.
Таким образом, Самоходные машины ООО "Нормет" сконструированы и предназначены для использования в горных выработках (шахтах) и не относятся к наземному транспорту.
Между ООО "Нормет" и таможенным органом отсутствует спор о том, что ввезенные ООО "Нормет" Самоходные машины представляют собой специализированную горно-шахтную технику, предназначенную исключительно для выполнения подземных работ.
При ввозе в Россию во всех перечисленных выше таможенных декларациях ООО "Нормет" указывало, что Самоходные машины представляют собой самоходные шарнирно-сочлененные подземные колесные горно-шахтные машины, предназначенные для выполнения работ в горных выработках.
Самоходные машины были выпущены таможенным органом для обращения на территории России "для внутреннего потребления" без замечаний.
В выданных ЦАТ паспортах самоходных машин в графе "Тип машины" ЦАТ также указала, что машины представляют собой "Самоходные машины для работы в подземных выработках".
Самоходные машины ООО "Нормет" также не могут использоваться на дорогах общего пользования.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории РФ путем их регистрации и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств, участвующих в дорожном движении, осуществляется в подразделениях Госавтоинспекции: регистрации подлежат автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (пункты 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938, пункт 1 Приказа МВД России от 26.06.2018 г. N 399, пункт 51 Приказа МВД России от 07.08.2013 г. N 605).
Технические, в том числе тягово-скоростные (не более 25 км/час) характеристики Самоходных машин CHARMEC, подтверждаются техническими спецификациями на Самоходные машины и исключают использование последних на дорогах общего пользования.
Самоходные машины CHARMEC в силу их конструктивных особенностей, технических характеристик и целевого назначения не являются автомобилями, наземными транспортными средствами и не предназначены для движения по дорогам общего пользования, поскольку представляют собой специализированное горно-шахтное оборудование, специально разработанное в целях передвижения и выполнения работ в подземных горных выработках, и имеют максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч.
Таким образом, Самоходные машины предназначены именно для работы в подземных выработках и не предназначены для движения по дорогам общего пользования, то есть фактически не являются наземным транспортом.
Самоходные машины ООО "Нормет" не относятся к транспортным средствам, а представляют собой специализированное горно-шахтное оборудование.
В силу требований Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. N 823 Самоходные машины ООО "Нормет" подлежат сертификации в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" TP ТС 010/2011, а не в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" TP ТС 018/2011.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которых при их таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие таких товаров обязательным требованиям, включены в перечни продукции, утвержденные техническими регламентами Таможенного союза, (пункт 2 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. N 294).
При этом требования к безопасности "Машин и оборудования" установлены в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011), на соответствие требованиям которого подлежат проверке ввозимые в Россию машины и оборудование. Требования к безопасности ввозимых в Россию транспортных средств установлены в другом документе, а именно в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011).
Указанные Технические регламенты имеют различный объект регулирования и предусматривают различные (исходя из объекта регулирования) требования к безопасности.
К объектам технического регулирования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся:
- колесные транспортные средства категорий L, М, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - "Транспортные средства"), а также шасси;
- компоненты Транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность Транспортных средств.
Действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011) распространяется на машины и (или) оборудование, под которыми понимаются:
- машина - ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала);
- оборудование, применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему.
При этом пунктом 4 из сферы регулирования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011) прямо исключены колесные транспортные средства.
Все Самоходные машины ООО "Нормет" сертифицированы в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011).
Сертификаты соответствия предоставляются в таможенный орган при ввозе каждой машины в качестве приложения к таможенной декларации. В противном случае ввоз Самоходных машин в Россию был бы невозможен. Самоходные машины ООО "Нормет" не сертифицированы и не проходили проверку соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Самоходные машины ООО "Нормет" не являются транспортными средствами, а классифицируются самими таможенными органами при ввозе как "машины и оборудование", что исключает возможность их классификации в товарной группе 87, предназначенной для классификации наземных транспортных средств.
Самоходные машины CHARMEC должны классифицироваться по товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 8430 по правилам ОПИ.
На основании пункта 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза и единого таможенного тарифа евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 2 пункта 21 Постановления Пленума N 49 от 26.11.2019 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" указал, что для правильной классификации товара согласно ТН ВЭД необходимо руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (ОПИ), а также Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ и последовательность применения ОПИ.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. N 522 Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Согласно ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В данном случае классификация Самоходных машин может быть осуществлена на основании ОПИ 1, исходя из текста товарной позиции 8430 50 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС.
Так, согласно ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8430 50 000 3 включатся:
Группа 84 - реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части;
8430 - Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные:
8430 50 000 - машины и механизмы самоходные прочие: специально разработанные для подземных работ:
8430 50 000 3 - прочие.
Таким образом, сам текст товарной позиции 8430 50 000 3 позволяет классифицировать горношахтные машины CHARMEC, предназначенные для заряжания шпуров в горных выработках в указанную товарную позицию. Применения иных ОПИ не требуется.
Однако необходимость классификации горно-шахтных машин CHARMEC в товарной подсубпозиции 8430 50 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС также очевидно следует и при дальнейшем последовательном применении иных ОПИ, в частности:
ОПИ 2 в данном случае не применимо.
Согласно ОПИ 3 (а) в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно ОПИ 4 товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
Группа 84 - реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части Группа 87 - средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности
8430 - Машины и механизмы прочие для 8705 - Моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов:
перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные:
8430 50 ООО - машины и механизмы самоходные прочие: специально разработанные для подземных работ: 8705 90 800 - прочие
8430 50 000 3 - прочие 8705 90 800 5 - новые
Применяя ОПИ 3(a) и ОПИ 4 к специализированным горно-шахтным машинам ООО "Нормет", полагает, что:
во-первых, товарная позиция 8430 50 000 3 (Машины и механизмы самоходные прочие: специально разработанные для подземных работ) содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями 8705 90 800 5 (Моторные транспортные средства специального назначения), которые содержат лишь общее описание;
во-вторых, наиболее сходным (близким) с горно-шахтными машинами являются как раз товары, описанные в товарной позиции 8430 50 000 3, а не в товарной позиции 8705 90 800 5.
Таким образом, руководствуясь Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. N 522 и при последовательном и единообразном применении ОПИ, специализированные горно-шахтные машины, предназначенные для заряжания шпуров взрывчатыми материалами в горных выработках, должны классифицироваться по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8430 50 000 3, а не по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705 90 800 5.
Самоходные машины CHARMEC в любом случае должны классифицироваться в товарной позиции 8430, поскольку согласно Пояснениям к этой товарной позиции в нее включаются машины, предназначенные для разрушения горных пород, выполнения подготовительных земляных работ и уплотнения горных пород.
Согласно Пояснениям к товарной группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС товарные позиции 8425-8478 включаются машины и устройства, которые за некоторыми исключениями классифицируются по отрасли промышленности, в которой они применяются, независимо от их конкретных функций в этой отрасли.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8430 в данную товарную позицию включаются машины, кроме самоходных машин товарной позиции 8429 и сельскохозяйственных, садовых или лесохозяйственных машин, предназначенные для воздействия на твердый поверхностный слой земной коры (например, для резания и разрушения горных пород, грунта, угля и т.п.; выемки грунта, бурения и т.п.), выполнения подготовительных земляных работ или уплотнения грунтов (например, для послойного резания, планировки, профилирования, трамбования или укатывания).
Под разрушением горных пород ГОСТ Р 57704-2017 понимает, в том числе операции по заряжанию и забойке зарядных камер (шпуров, скважин), а СП 69.13330.2016 "Подземные Горные Выработки" относит к буровзрывным работам само взрывание и подготовительное к нему бурение шпуров и скважин при добыче полезных ископаемых, проведение горных выработок, строительство сооружений в крепких горных породах.
Таким образом, с учетом того, что основной функцией Самоходных машин CHARMEC SF 405 D(V) и CHARMEC MF 605 DA(V) является заряжание шпуров взрывчатыми материалами в горных выработках, т.е. эти машины предназначена для разрушения горных пород, все эти машины подлежат классификации в товарной позиции 8430 50 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС, как машины и механизмы самоходные прочие - специально разработанные для подземных работ.
Самоходные машины CHARMEC не могут быть классифицированы в товарных позициях 8705 ТН ВЭД ЕАЭС в силу своих конструктивных характеристик.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8430 не включаются машины, которые устанавливаются на конструкциях, обладающих существенными признаками автомобильного шасси или грузовика: имеют двигатель, коробку передач и рычаги управления переключением скоростей, а также рулевое управление и тормоза (такие агрегаты включаются в товарную позицию 8705 ТН ВЭД ЕАЭС как автомобили специального назначения).
И наоборот, в товарную позицию 8430 ТН ВЭД ЕАЭС включаются машины, если один или более элементов привода в движение или управления расположены в кабине машины, установленной на колесном шасси, независимо от того, может ли агрегат в целом двигаться по дороге своим ходом или нет. Кроме того, если шасси и рабочая машина специально разработаны одно для другого и образуют один механический агрегат, данные самоходные машины также включаются в товарную позицию 8430 ТН ВЭД ЕАЭС. Такие машины прямо исключены из товарной позиции 8705.
Так, согласно Пояснениям к товарной позиции 8705 в данную товарную позицию не включаются самоходные колесные машины, в которых шасси и рабочее оборудование специально подогнаны одно к другому и образуют единый механический агрегат. В этом случае оборудование не просто установлено на автомобильном шасси, а полностью интегрировано с ним; шасси не может использоваться для иных целей и может иметь основные характеристики автомобиля.
Таким образом, в соответствии с Пояснениями к товарным позициям 8430 и 8705 ТН ВЭД ЕАЭС для включения товара в товарную позицию 8430 ТН ВЭД ЕАЭС последний должен представлять собой самоходную машину, предназначенную для выполнения подземных работ, а также характеризоваться следующими признаками (хотя бы одним из них):
- один или более элементов привода в движение или управления расположены в кабине машины, установленной на колесном шасси, независимо от того, может ли агрегат в целом двигаться по дороге своим ходом или нет;
- шасси и рабочая машина специально разработаны одно для другой и образуют единый механический агрегат; машина не просто установлена на автомобильном шасси, а конструктивно полностью объединена с шасси, которое не может быть использовано для других целей и которое может содержать существенные признаки автомобиля.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС наличие у товара указанных признаков исключает его отнесение к товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС.
Машины модели CHARMEC состоят из двух соединенных между собой полурам, которые составляют целостную конструкцию. Передняя и задняя полурамы полностью интегрированы друг с другом и не могут ни передвигаться, ни выполнять какие-либо функции отдельно друг от друга.
Шасси и рабочие части машины специально разработаны одно для другой и образуют единый механический агрегат. Рабочие части не просто установлены на автомобильном шасси, а конструктивно полностью объединены с шасси, которое не может быть использовано для других целей кроме как для основной цели - эксплуатации машин в особых (подземных) условиях.
Конструктивные особенности и схема соединения шасси с рабочей кабиной подробно изображены в технической документации на Самоходные машины.
Таким образом, у Самоходных машин имеются прямо определенные в Пояснениях в товарной позиции 8430 признаки, а именно: (1) привод в движение и управления расположены в кабине машин и (2) шасси и рабочая часть машин специально разработаны одно для другой и образуют единый механический агрегат, и (3) рабочие части машин не просто установлены на шасси, а конструктивно полностью объединены с шасси, которое не может быть использовано для других целей.
Правомерность отнесения Самоходные машин к товарной позиции 8430 50 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС также подтверждается экспортными декларациями производителя и сертификатами соответствия на эти машины.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер.
В обоснование правильности избранного варианта классификации товаров участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы также вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему, в подтверждение которой представлять суду классификационные решения, принятые таможенными органами других стран и международными организациями, содержащие аргументацию классификации и иные подобные доказательства.
В экспортных декларациях продавца-производителя товара согласно Международной конвенции о Гармонизированной системе указан классификационный код товара "8430 50" Комбинированной номенклатуры Европейского союза, также основанной на Гармонизированной системе и, соответственно, содержательно совпадающий с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8430 50.
По результатам проведенного таможенной службой Финляндии таможенного контроля Самоходные машины были выпущены в соответствии с кодом, заявленным продавцом-производителем.
Более того, на основании протоколов испытаний самоходных машин модели CHARMEC ООО "Нормет" также получен сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" со сроком действия с 04.09.2017 г. по 03.09.2022 г. с указанием соответствующего названным машинам кода ТН ВЭД ЕАЭС 8430 50 0003.
Указанные обстоятельства имеют дополнительное доказательственное значение при определении применимого к Самоходным машинам таможенного кода и при таких обстоятельствах отнесение установок к коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705 90 800 5 является неправомерным.
Таким образом, поскольку ввезенные ООО "Нормет" Самоходные машины:
- являются специализированной горно-шахтной техникой, предназначенной выполнения работ в горных выработках (шахтах); и
- не относятся к наземному транспорту;
- не предназначены для движения по дорогам общего пользования; и
- рабочие части машины неотделимы от шасси машины и образуют единый механический агрегат, а элементы привода в движение или управления расположены в кабине машины.
Самоходные машины подлежат классификации по коду 8430 50 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механизмы самоходные прочие: специально разработанные для подземных работ: прочие).
В отношении классификации самоходной техники ООО "Нормет" имеется сложившаяся судебная практика, согласно которой все горно-шахтные машины классифицированы по коду 8430 50 000 3.
Все машины ООО "Нормет" имеют схожие конструктивные характеристик: колесное шарнирно-сочлененное шасси, состоящее из двух полурам. В зависимости от модели машины в раму интегрируется различное рабочее оборудование. Шасси, соответственно, разрабатывается исключительно под нужды использования каждой конкретной модели самоходного оборудования. Все машины ООО "Нормет" имеют исключительно горно-шахтное предназначение.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первй инстанции обязал Центральную акцизную таможню устранить нарушение прав и законных интересов ООО "НОРМЕТ" путем принятия решения о внесении изменений в графы 33 таможенных деклараций N 10009199/141219/0009275, 10009199/201219/0009502, 10009199/241219/0009601, 10009199/100620/0003149, 10009199/190620/0003323, 10009199/250620/0003444, 10009199/230820/0074625, 10009199/041220/0137539 в течение месяца с даты вступления в законную силу решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "Нормет".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2021 по делу N А40-117782/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117782/2021
Истец: ООО "НОРМЕТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ