Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2024 г. N Ф05-14244/24 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А40-198469/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей В.А. Яцевой, С.Л. Захарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Леликовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Л-Ком" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2024 по делу N А40-198469/23 -72-1638
по заявлению ООО "Л-Ком" (ИНН 7729072510)
к 1) Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ИНН 7701679961); 2) Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (ИНН 7707695409),
о признании незаконными действий,
при участии от заявителя: Чекаева Д.А. по дов. от 17.07.2022; от заинтересованных лиц 1) Хайбуллин Р.Р. - по дов. от 27.12.2023; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Л-Ком" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действия Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Госинспекция по недвижимости), выразившихся в направлении заявителю рекомендаций по соблюдению обязательных требований от 31.05.2023 N 9021550, и действия ГБУ "МКМЦН" по направлению уведомления от 06.06.2023 N МКМЦН-ИСХ-3529/23, содержащее предписания о демонтаже объектов; о признании незаконными действия Госинспекции по недвижимости по составлению акта от 31.05.2023 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 30.06.2023 N9021756.
Решением суда от 22.01.2024 заявление ООО "Л-Ком" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Госинспекции по недвижимости поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ГБУ "МКМЦН", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Л-Ком" принадлежит на праве собственности Центр оптово-розничной торговли "Бухта", который представляет собой нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0025015:1000, площадью 51 810,2 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ш. Дмитровское, д. 165, корп. 1 (далее - Здание).
Здание расположено на земельном участке, предоставленным на праве аренды, по договору аренды N М-02-053855 от 25.03.2019 (далее - договор аренды) для целей эксплуатации здания под размещение организаций оптовой торговли в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
26.08.2019 заключено дополнительное соглашение к договору аренды в части изменения целевого назначения использования земельного участка, а именно: "для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка".
Была разработана проектная документация по строительству на земельном участке объекта "Расширение комплекса оптовой торговли "Бухта" по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Северное, Дмитровское шоссе, вл. 165, корп.1". Проектом разработано возведение 4-х одноэтажных складских корпусов, без подвала.
Однако разрешение на строительство еще не получено, выдан отказ N 09-З-2468/19-(0)-1 от 01.11.2019 г. в выдаче разрешения на строительство объекта по заявлению N 09-З-2468/19-(0)-0 от 25.10.2019.
ООО "Л-Ком" были получены рекомендации N 9020452 от 20.01.2023, в соответствии которыми в срок до 19.07.2023 рекомендовано прекратить использовать земельный участок с нарушением разрешенного использования под эксплуатацию, либо оформить изменения разрешенного использования указанного земельного участка в установленном законодательством порядке.
Рекомендации выданы на основании результатов выездного обследования земельного участка от 20.01.2023.
09.06.2023 заявителем получена телеграмма с текстом уведомления ГБУ "МКМЦН" от 06.06.2023 N МКМЦН-3529/23, в соответствии которым установлен факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025015:11, площадь 106 750 кв. м, адрес: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 165, корп. 1 (далее - земельный участок), в срок до 16.06.2023 предложено добровольно освободить земельный участок от возведенных бытовок, контейнеров, металлических каркасов, металлических строений, деревянных строений, контрольно-пропускных пунктов (объекты общей площадью 413,5 кв.м.).
16.06.2023 по почте от Госинспекции по недвижимости получены рекомендации по соблюдению обязательных требований от 31.05.2023 N 9021550.
Не согласившись с действиями Госинспекции по недвижимости, выразившимися составлении акт от 31.05.2023 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, акта от 30.06.2023 N 9021756 о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, и в направлении заявителю рекомендаций по соблюдению обязательных требований от 31.05.2023 N 9021550, а также действиями ГБУ "МКМЦН" по направлению уведомления от 06.06.2023 N МКМЦН-ИСХ-3529/23, ООО "Л-Ком" обратилось в суд с заявленными требованиями,
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
- оспариваемые действия являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов общества, поскольку Госинспекция по недвижимости действовала в рамках предоставленных ей полномочий, с соблюдением приведенных норм законодательства Российской Федерации;
- действия Госинспекции по недвижимости по составлению акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка полностью соответствуют требованиям Раздела II Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП;
- заинтересованным лицом правомерно выявлены признаки нарушения требований действующего законодательства, а также признаки совершения им административных правонарушений, в то время как доводы заявителя об обратном не свидетельствуют;
- выдача рекомендаций не подменяет собой предписание об устранении выявленных нарушений, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ, и также, как и направленное уведомление ГБУ "МКМЦН", не несет правовых последствий для пользователя земельного участка, а имеет исключительно информационный характер, предоставляя пользователю земельного участка сведения о выявленных Госинспекцией по недвижимости обстоятельствах, связанных с использованием земельного участка, и соответствии такого использования действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции полагает законными и обоснованными указанные выводы суда первой инстанции по следующим основаням.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Как указано в пункте 2 приведенной нормы субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В соответствии с указанным положением Госинспекция по недвижимости обладает полномочиями по выявлению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контролю за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Порядок занятия и (или) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена установлен Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москвы" (далее - Закон г. Москвы от 19.12.2007 N 48).
Согласно ч. 6 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее - Положение).
Указанное Положение определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Разделом II Приложения 1 к указанному Положению установлен Порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
В силу пункта 3.3 приложения 1 к Положению в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Госинспекцией по недвижимости в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:
- Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Положения, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим право на использование земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.1).
- Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (пункт 3.3.2).
- Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.3).
Пунктом 4.1.1 положения установлено, что Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судпришел к выводу о том, что оспариваемые действия являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов общества, поскольку Госинспекция по недвижимости действовала в рамках предоставленных ей полномочий, с соблюдением приведенных выше норм законодательства Российской Федерации.
В частности, Госинспекцией по недвижимости в ходе проведения обследования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025015:11 площадью 106750 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 165, корп. 1 (далее - Участок) установлено, что Участок предоставлен ООО "Л-Ком" (далее - Общество) в аренду для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 20.09.2017 N RU77189000-033097. На Участке расположено четырехэтажное здание (ОКС 77:02:0025015:1000) площадью 51 810,2 кв.м, принадлежащее обществу на праве собственности, а также размещены временные (некапитальные) объекты общей площадью 413,5 кв.м (бытовки, контейнеры, металлические строения и каркасы, деревянные строения, контрольно-пропускные пункты).
В соответствии с частью 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Размещение на территории города Москвы некапитальных объектов регулируется постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов".
Однако, земельный участок для размещения вышеуказанных объектов не предоставлялся, разрешительная документация не оформлялась.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действия Госинспекции по недвижимости осуществлены в соответствии предоставленными полномочиями, при отсутствии нарушений действующего законодательства.
Судом первой инстанции верно установлено, что действия Госинспекции о недвижимости по составлению о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка полностью соответствуют требованиям Раздела II Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП.
В отсутствие доказательств, подтверждающих отведение спорного земельного участка в установленном порядке для размещения спорных некапитальных объектов, суд также соглашается с доводами заинтересованного лица о том, что заинтересованным лицом правомерно выявлены признаки нарушения требований действующего законодательства, а также признаки совершения им административных правонарушений, в то время как доводы заявителя об обратном не свидетельствуют.
Госинспекцией по недвижимости на основании полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы", в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) проведено выездное обследование земельного участка без взаимодействия с контролируемыми лицами (п. 4.2.4 Положения).
Обследования земельных участков проводятся Госинспекцией по недвижимости в рамках полномочий по муниципальному земельному контролю в форме выездных обследований, которые в соответствии со статьями 56, 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) относятся к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым без взаимодействия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с контролируемым лицом.
Статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ регламентированы решения, принимаемые по результатам контрольных мероприятий. Если нарушения выявлены, контрольный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований (ч.2 ст.90 Федерального закона N 248-ФЗ").
Рекомендации выносятся в целях профилактики нарушений обязательных требований, носят предупредительный характер и не могут нарушать права заявителя, поскольку само по себе вынесение рекомендаций предполагает принятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в будущем.
Таким образом, по своей правовой природе рекомендация является мерой правового реагирования, а не актом понуждения к совершению определенных действий, неисполнение которого влечет административную ответственность.
Рекомендации не устанавливают факт нарушения со стороны заявителя требований законодательства и не порождают препятствий для осуществления им экономической деятельности, а только устанавливают их признаки.
В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрены часть 1.2 статьи 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", находятся за пределами предмета спора, поскольку актами и рекомендациями и уведомлениями, действия по вынесению (составлению) которых оспаривает заявитель, заявитель к ответственности не привлекался.
Выданные рекомендации обязательный характер не носят, при этом установление в данных рекомендациях соответствующего срока об обратном не свидетельствует.
При этом, суд также учёл, что за невыполнение выданных рекомендаций от 31.05.2023 N 9021550 заявитель к административной ответственности также не привлекался, и в связи с истечением срока, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ привлечен не может.
Кроме этого, выдача рекомендаций не подменяет собой предписание об устранении выявленных нарушений, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, и также, как и направленное уведомление ГБУ "МКМЦН", не несет правовых последствий для пользователя земельного участка, а имеет исключительно информационный характер, предоставляя пользователю земельного участка сведения о выявленных Госинспекцией по недвижимости обстоятельствах, связанных с использованием земельного участка, и соответствии такого использования действующему законодательству.
Рассмотрев требование Заявителя относительно незаконности действий ГБУ МКМЦН, суд первой инстанции пришел к верному выводу об их необоснованности ввиду следующего.
Учитывая, что обеспечение проведения мероприятий Госинспекцией по недвижимости по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществляется на основании Положения, выдача ГБУ "МКМЦН" уведомления не образует правовых последствий для пользователя земельного участка, а носит информационный характер, предоставляя пользователю земельного участка сведения о выявленных Госинспекцией по недвижимости обстоятельствах, связанных с использованием земельного участка и соответствию такого использования действующему законодательству.
ГБУ "МКМЦН" не является государственным органом власти и не осуществляет публично-властные полномочия. Согласно Уставу учреждения ГБУ "МКМЦН" создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий, города Москвы, отнесенных к компетенции Госинспекции по недвижимости.
Таким образом, обжалуя действия ГБУ "МКМЦН" в порядке главы 24 АПК РФ, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты права.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Госинспекция по недвижимости исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Л-Ком" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2024 по делу N А40-198469/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198469/2023
Истец: ООО "Л-КОМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"