г. Владимир |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А38-5369/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 09.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росхолод-Инвест" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.12.2021 по делу N А38-5369/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росхолод-Инвест" (ИНН 1216029396, ОГРН 1121224001271) о признании недействительным распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 06.08.2021 N 726.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Росхолод-Инвест" (далее - Общество) 26.06.2017 обратилось в Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Министерство) с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159. В заявлении указана цель использования земельного участка: для строительства склада площадью 2 400 кв.м.
На основании распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 10.08.2017 N 351-р "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл" Министерством проведен аукцион на право заключения договора аренды спорного земельного участка.
По результатам аукциона 07.11.2017 Министерством, действующим от имени публично-правового образования (арендодатель), и Обществом (арендатор) заключен договор N 1952-р аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл. В силу пункта 1.1 договора арендодатель передает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 12:15:1002002:159, общей площадью 12 174 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных нужд, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, в юго-западной части кадастрового квартала. Земельный участок предоставлен Обществу для строительства склада (пункт 1.2 договора).
В пункте 4.1 установлен срок действия договора аренды - с 01.12.2017 по 31.07.2020. Земельный участок передан арендатору по акту от 17.11.2017, договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл 29.11.2017.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159 изготовлен 19.12.2017. Обществу 10.10.2018 выдано разрешение на строительство склада.
В отношении склада изготовлен технический паспорт от 14.12.2018. Указанный объект 07.03.2019 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 12:15:1002002:375.
Обществом 02.04.2019 в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на построенный склад, общей площадью 582,7 кв.м, количество этажей - один, материал наружных стен - из прочих материалов, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск.
В связи с вводом здания склада в эксплуатацию 25.04.2019 договор аренды от 07.11.2017 расторгнут на основании соглашения сторон с ретроспективной оговоркой - с 02.04.2019.
В этот же день, 25.04.2019, Министерством, действующим от имени публично-правового образования (арендодатель), и Обществом (арендатор) заключен договор N 2001-р аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл. В силу пункта 1.1 договора арендодатель передает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 12:15:1002002:159, общей площадью 12 174 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных нужд, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала.
В пункте 4.1 установлен срок действия договора аренды - с 02.04.2019 по 01.04.2068. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 25.04.2019.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 17.05.2019.
Общество 28.06.2021 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159 в собственность за плату без проведения торгов по правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Распоряжением Министерства от 06.08.2021 N 726 Обществу отказано на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункта 25 статьи 39.16, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159 в связи с отсутствием обоснования площади испрашиваемого земельного участка как необходимого для использования и эксплуатации объекта недвижимости. Подробные основания принятия решения об отказе изложены Министерством в письме от 06.08.2021 N 08-4400.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства от 06.08.2021 N 726.
Решением от 09.12.2021 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что Министерством в оспоренном отказе не приведены нормы, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении в собственность земельного участка. Общество поясняет, что оно является арендатором земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в его собственности, в связи с чем оно в силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ, отсутствуют.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.
Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.02.2018 N 39, определено, что Министерство осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Марий Эл.
На основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
При этом с учетом положения пункта 1 статьи 35 ЗК РФ земельный участок может быть предоставлен лишь в той его части, которая занята зданием или сооружением и необходима для их использования.
Согласно норме, содержащейся в подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий и сооружений осуществляется без проведения торгов. Порядок такой продажи урегулирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Для приватизации поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка гражданин или юридическое лицо подают в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, в котором указывают сведения, перечисленные в пункте 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321, действующим с 09.01.2021 (далее - Перечень).
В силу пункта 6 Перечня в случае приобретения земельного участка на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ заявителем предоставляются: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН); документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; выписка из ЕГРН об испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРН о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить проект такого договора для подписания заявителю либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как установлено судом первой инстанции, факт представления Обществом при обращении в Министерство всех документов из указанного перечня подтвержден материалами дела и Министерством не оспорен.
Общество при обращении в Министерство посчитало, что для использования принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости необходима вся площадь земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159 в размере 12 174 кв.м.
Министерство, рассмотрев представленные Обществом документы, пришло к выводу о том, что Обществом не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка как необходимого для использования и эксплуатации склада общей площадью 582,7 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск.
Отказывая в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159, Министерство указало на отсутствие обоснования необходимости организации открытого склада для нормальной эксплуатации склада площадью 582,7 кв.м, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Министерство также обратило внимание на то, что в представленном Обществом технико-экономическом обосновании указано на наличие на земельном участке разворотных площадок. При этом такая документация в этом обосновании отсутствует. Отсутствует расчетная часть разворотных площадок для автотранспорта, груженного товаром. Тем самым, площадь разворотных площадок в размере не менее 1 980 кв.м является неподтвержденной.
Согласно технико-экономическому обоснованию на земельном участке располагается 69 единиц транспорта, для размещения которых необходимо 2 504 кв.м. При этом земельный участок для размещения парковки не предоставлялся, норматив парковочных мест для обслуживания склада не указан. Нормативное обоснование необходимой площади стоянок транспортных средств для функционирования здания склада, расположенного на испрашиваемом земельном участке, отсутствует.
Кроме того, в технико-экономическом обосновании указано на необходимость организации проезжей части транспортных средств с погрузочно-разгрузочными площадками площадью 4 061,9 кв.м, но в нем не отражена информация о категории автомобильных дорог, применяемой в рассматриваемом случае, не обосновано применение в расчете двух полос движения отдельно для въезда и отдельно для выезда, отсутствует графический материал о замерах длины проезжей части транспортных средств, а именно 150 м, следовательно, ее размер является неподтверждённым.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
При этом на лицо, желающее выкупить земельный участок, возлагается бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что испрашиваемый Обществом земельный участок с кадастровым номером 12:15:1002002:159 образован из земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:120, общей площадью 31 082 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Йошкар-Олинское шоссе, д. 20, который принадлежал на праве собственности Республике Марий Эл.
На земельном участке с кадастровым номером 12:15:1002002:120 располагались объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Республики Марий Эл "Волжское автотранспортное предприятие" (далее - ГУП РМЭ "Волжское АТП"). На основании договоров купли-продажи от 12.11.2007 вышеназванные объекты недвижимого имущества перешли в собственность гражданина Аникина Виталия Анатольевича.
Аникин В.А. 16.09.2008обратился в Министерство с заявлением о разделении земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:120.
В результате раздела указанного земельного участка образованы три земельных участка с кадастровыми номерами 12:15:1002002:159, 12:15:1002002:160, 12:15:1002002:161.
Земельный участок с кадастровым номером 12:15:1002002:159, общей площадью 12 174 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, вид разрешенного использования: для производственных нужд, использовался для размещения временной автомобильной заправочной станции, эксплуатируемой ГУП РМЭ "Волжское АТП". Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27.01.2009.
Земельный участок с кадастровым номером 12:15:1002002:160, общей площадью 18 817 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, вид разрешенного использования: для производственных нужд, поставлен на государственный кадастровый учет 27.01.2009. На данном земельном участке располагались следующие объекты недвижимого имущества, принадлежащие Аникину В.А: здание с кадастровым номером 12:15:0601001:35; здание с кадастровым номером 12:15:0601001:39; здание с кадастровым номером 12:15:0601001:41.
На земельном участке с кадастровым номером 12:15:1002002:161, общей площадью 91 кв.м, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, вид разрешенного использования: для производственных нужд, располагалась трансформаторная подстанция. Названный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27.01.2009.
Разделение земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:120 было обусловлено необходимостью выделения земельного участка, необходимого для размещения и обслуживания трех зданий, принадлежащих физическому лицу; образования земельного участка под трансформаторной подстанцией; а также выделения земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159, свободного от объектов капитального строительства.
Таким образом, спорный земельный участок площадью 12 174 кв.м был сформирован более 10 лет назад для производственных нужд, о чем имеются сведения в ЕГРН.
Общество 26.06.2017 обратилось в Министерство с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка с целью строительства склада.
По результатам рассмотрения в 2017 году заявления Общества о предоставлении земельного участка во временное владение и пользование Министерством не проводились мероприятия по формированию земельного участка конкретно под предполагаемый к возведению объект недвижимости, а был предоставлен спорный земельный участок, сформированный в 2008 году и поставленный на государственный кадастровый учет в 2009 году.
Тем самым земельный участок с кадастровым номером 12:15:1002002:159 формировался не для целей размещения Обществом здания склада, и площадь этого земельного участка (12 174 кв.м) определялась не с учетом планируемой площади возводимого на нем склада. Более того, первоначально обращаясь с зачвлением о проведении аукциона, Общество указывало о намерении возвести склад площадью 2 400 кв.м, в то время как осуществил строительство склада площадью всего 582,7 кв.м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отклонил как несостоятельный довод Общества о том, что границы фактического землепользования определены договором аренды, по которому земельный участок с кадастровым номером 12:15:1002002:159 предоставлен Обществу для обеспечения эксплуатации расположенного на нем здания склада.
По условиям заключенного сторонами договора аренды от 25.04.2019 N 2001-р арендодатель передает Обществу во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 12 174 кв.м с разрешенным использованием - для производственных нужд. Положения договора не содержат указания на предоставление спорного земельного участка для эксплуатации расположенного на нем здания склада.
Судом первой инстанции установлено, что площадь принадлежащего Обществу и находящегося на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости составляет 4,8 % от всего участка, в то время как площадь в размере 95,2 % земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159 свободна от объектов недвижимости.
В целях обоснования площади испрашиваемого земельного участка Обществом представлено в Министерство "Технико-экономическое обоснование необходимости площади земельного участка с кадастровым номером 12:15:1002002:159 для функционального обслуживания объекта недвижимости, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск" (далее - технико-экономическое обоснование), составленное муниципальным бюджетным учреждением "Центр земельных и имущественных отношений" городского округа "Город Йошкар-Ола".
Согласно проведенному исследованию площадь земельного участка, необходимого для функционального обслуживания объекта недвижимости, составляет 12 443,34 кв.м, в том числе площадь застройки объектом капитального строительства (склад с кадастровым номером 12:15:1002002:375) - 591,5 кв.м, расчетная площадь склада временного хранения открытого типа - 4 338,1 кв.м, площадь дорожного полотна для проезжей части транспортных средств категории "В" и "С" - 4 061,9 кв.м, временная стоянка (площадь отстоя) транспортного средства категории "В" и "С" - 2 504 кв.м, временная стоянка для транспорта сотрудников - 50 кв.м, площадка под контейнеры для сбора ТБО и его вывоза спецтехникой - 57,4 кв.м, площадка для разворота пожарной техники - 225 кв.м, разворотная площадка в тупиковом проезде для автопоездов - 615,44 кв.м.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что технико-экономическое обоснование по своей сути является описанием производственной деятельности Обществом, а не доказательством обоснованности площади земельного участка, необходимого для эксплуатации здания склада.
В обоснование необходимости всей площади испрашиваемого земельного участка Общество указало на наличие помимо объекта недвижимости (здания склада площадью 582,7 кв.м) склада временного хранения открытого типа, который является неотъемлемой частью складского технологического процесса подготовки и продажи оборудования.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что склад временного хранения открытого типа представляет собой асфальтовую площадку, на которой размещены деревянные паллеты с целью хранения товаров на открытой местности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что организованный Обществом склад временного хранения открытого типа не является объектом недвижимого имущества. Общество безосновательно включило в обоснование расчета площади испрашиваемого земельного участка площадь склада временного хранения открытого типа (4 338,1 кв.м), который используется им для производственной деятельности.
Указание Общества на необходимость организации временной стоянки транспортных средств (2 504 кв.м) и проезда транспортных средств (4 061,9 кв.м) правомерно не принято судом первой инстанции в качестве достаточного основания для предоставления всего земельного участка в собственность без торгов, поскольку намерение использовать земельный участок для организации движения транспорта не является основанием для приобретения прав на публичный земельный участок, значительно превышающий площадь застройки расположенного на нем здания, в том числе при реализации исключительного права на его приобретение на льготных условиях без торгов.
Как верно указал суд первой инстанции, сам по себе факт использования спорного земельного участка в предпринимательской деятельности не может являться достаточным основанием для предоставления всего земельного участка в собственность без торгов.
Согласно правовой позиции высшей судебной инстанции предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 12:15:1002002:159 испрашивается Обществом не для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, а для осуществления производственной деятельности, что не соответствует статье 39.20 ЗК РФ.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если, в том числе, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ).
Оспоренное распоряжение принято Министерством в рамках его компетенции, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 25 статьи 39.16, пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, и не нарушает предоставленное статьей 39.20 ЗК РФ исключительное право Общества на приобретение земельного участка, на котором находится принадлежащее ему недвижимое имущество, поскольку не исключает возможность выкупа им земельного участка, размер которого будет определен в соответствии с требованиями законодательства.
Суд первой инстанции правильно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.12.2021 по делу N А38-5369/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росхолод-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-5369/2021
Истец: ООО Росхолод-Инвест
Ответчик: Министерство государственного имущества РМЭ