город Воронеж |
|
10 марта 2022 г. |
дело N А64-10469/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова В.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская теплоэнергетическая компания": Болтнев А.С., представитель по доверенности N 01/22 от 10.01.2022, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Новый дом": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2021 по делу N А64-10469/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская теплоэнергетическая компания" (ОГРН: 1166820055357, ИНН: 6829121079) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Новый дом" (ОГРН: 1166820055489, ИНН: 6829121199), третье лицо: Управление по регулированию тарифов Тамбовской области, о взыскании 8 582 554,29 руб., и ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская теплоэнергетическая компания" (далее - ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Новый дом" (далее - ООО УК "Новый дом") с требованием о взыскании задолженности по договору N 7 от 26.01.2017 в размере 6 998 346,72 руб. за период март - август 2018 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.12.2021 в отдельное производство выделены требования истца о взыскании с ответчика задолженности по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения N 7 от 26.01.2017 в размере 805 086,17 руб. за период с 01.09.2018 по 16.09.2018, с присвоением регистрационного номера N А64-9936/2021.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2021 по настоящему делу исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения N 7 от 26.01.2017 за период с 01.03.2018 по 31.08.2018 в размере 3 675 280,67 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 30 455 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
На основании статей 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания" (Поставщик) и ООО УК "Новый дом" (Исполнитель) был заключен Договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 7 от 26.01.2017 (далее - Договор), согласно пункту 2.1 которого Поставщик обязался осуществлять поставку коммунального ресурса, а Исполнитель - оплачивать принятый объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса.
Согласно пункту 2.2 Договора расчетная продолжительность отопительного периода - 7 календарных месяцев, в том числе неполных (октябрь - апрель).
Адреса многоквартирных домов, по которым производится поставка коммунального ресурса, указаны в Приложении N 2 к Договору (пункт 2.3. Договора).
В соответствии с Приложением N 2 к Договору точкой поставки является МКД по ул. Сабуровская, д. 2а, корпус 2.
Дополнительным соглашением N 1-17 от 14.03.2017 в Договор включены следующие адреса: ул. Магистральная, д.39, корпус 5; ул.Магистральная, д. 41, корпус 2.
Дополнительным соглашением N 2-17 от 30.06.2017 в Договор включен следующий адрес: ул. Сабуровская, д.2а, корпус 1.
Дополнительным соглашением N 2-17 от 26.07.2017 в Договор включен следующий адрес: ул. Магистральная, д. 39, корпус 4.
В соответствии с пунктом 5.1 Договора количество фактически поставленного коммунального ресурса на нужды отопления и (или) горячего водоснабжения в домах, оборудованных приборами учета определяется исходя из показаний соответствующих общедомовых приборов учета (Приложение N 5 к Договору).
В силу пункта 5.2 Договора количество фактически поставленного объема на нужды отопления и (или) горячего водоснабжения и не оборудованных общедомовыми приборами учета определяется расчетным методом, исходя из нормативов потребления коммунального ресурса с учетом положений Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Количество (объем) коммунального ресурса, принятого Исполнителем в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме, если у таких собственников заключены договора непосредственно с Поставщиком (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета) (пункт 5.4. Договора).
В соответствии с пунктом 6.1 Договора стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным власти в области государственного регулирования тарифов.
Поставщик вправе в одностороннем порядке изменять цену настоящего Договора при вступлении в силу нормативно-правовых актов, изменяющих порядок определения стоимости коммунального ресурса, а также принятия уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов, peшения об изменении действующего тарифа (тарифов). В указанных случаях, расчеты за коммунальный pecyрс будут производиться по стоимости, определенной на основании вновь принятых и вступивших в законную силу нормативно-правовых актов (пункт 6.2 Договора).
Пунктом 6.3. Договора установлено, что расчетным периодом является календарный месяц. Оплата Исполнителем за потребленный коммунальный ресурс производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным: а) при наличии общедомового прибора учета - по показаниям прибора учета; б) при отсутствии общедомового прибора учета - по нормативному расчету.
В силу пункта 6.5. Договора для целей определения обязательств Исполнителя по оплате за коммунальный ресурс за расчетный период, Поставщик ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, выставляет в адрес Исполнителя акт приема-передачи тепловой энергии, счет-фактуру и счет на оплату поставленного в многоквартирный дом за расчетный период коммунального ресурса.
Исполнитель подписывает акт приема-передачи тепловой энергии в течение трех дней со дня получения и один экземпляр возвращает Поставщику, а при своем несогласии с составленным актом приема-передачи - возвращает в тот же срок с письменными замечаниями (пункт 6.6 Договора).
Согласно пункту 6.7 Договора в случае непредставления Исполнителем акта приема-передачи тепловой энергии Поставщику в течение 5 дней со дня получения, акт приема-передачи тепловой энергии считается принятым Исполнителем.
Пунктом 6.8 Договора установлено, что сверка расчетов между Исполнителем и Поставщиком за фактический объем коммунального ресурса, поданный в многоквартирный дом в расчетном периоде, осуществляется путем оформления сторонами акта сверки расчетов, составляемого (не реже 1 раза в квартал).
Договор вступает в законную силу с момента его подписания сторонами, распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2017 и действует по 31.12.2017, а в части денежных обязательств - до полного их исполнения. Договор считается продленным на каждый последующий год, если за месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит письменно о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (пункты 9.1, 9.2 Договора).
В рамках исполнения обязательств по Договору истцом за период с марта 2018 года по август 2018 года были оказаны услуги на общую сумму 12 423 506,39 рублей, что подтверждено представленными в материалы дела универсальными передаточными документами: N 39 от 31.03.2018 на сумму 5 583 391,78 руб.; N 40 от 30.04.2018 на сумму 4 135 887,34 руб. (с учетом корректировочного счета-фактуры N 1 от 23.08.2018); N 42 от 31.05.2018 на сумму 630 077,02 руб.; N 167 от 30.06.2018 на сумму 534 725,20 руб.; N 139 от 31.07.2018 на сумму 1 021 229,26 руб. (с учетом корректировочного счета-фактуры N 3 от 21.09.2018); N 49 от 31.08.2018 на сумму 518 195,79 руб.
Ответчиком оплата задолженности произведена частично, задолженность в размере 6 998 346,72 руб. (с учетом последнего уточнения) за период март-август 2018 года оплачена не была.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 09.11.2018 с предложением погасить просроченную задолженность в добровольном порядке. Требования истца, изложенные в претензии, ответчик оставил без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на тот факт, что ответчиком в добровольном порядке задолженность в полном объеме оплачена не была, истец обратился в суд с требованием о взыскании задолженности по Договору за период с 01.03.2018 по 31.08.2018 в сумме 6 998 346,72 руб. (с учетом уточнения).
Принимая обжалуемый судебный акт и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статьям 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (статья 548 ГК РФ).
В силу норм статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства сторон возникают из теплоснабжения и горячего водоснабжения N 7 от 26.01.2017.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 13, пункта 2 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, а также положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Поскольку коммунальными услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. При этом исключение из данного правила может быть установлено жилищным законодательством, как это сделано в отношении объема коммунального ресурса, израсходованного на предоставление соответствующих коммунальных услуг на общедомовые нужды, который, по общему правилу, не подлежит распределению между конечными потребителями в той части, которая превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД (пункт 44 Правил N 354).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
Применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2). В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений МКД приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду - однокомпонентный или двухкомпонентный.
Судом области установлено, что находящиеся в управлении ООО УК "Новый дом" многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г.Тамбов, ул. Магистральная д. 39 (корпуса 3, 4, 5), д. 41 (корпуса 2, 3), ул.Астраханская, д. 261, д. 263, не имеют централизованного горячего водоснабжения. Горячая вода приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов - индивидуального теплового пункта - ИТП, оборудованных общедомовыми приборами учета, позволяющими определить количество Гкал поставляемой тепловой энергии.
Индивидуальный тепловой пункт - это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что индивидуальный тепловой пункт и трубопровод, по которому поставляется тепловая энергия для подогрева горячей воды, являются общедомовым имуществом.
Как установил суд первой инстанции, ООО УК "Новый дом" приобретало у ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания" только тепловую энергию, которая использовалась для приготовления горячей воды на индивидуальном тепловом пункте (ИТП), входящем в состав общего имущества собственников помещений МКД, тогда как холодная вода для приготовления горячей воды приобреталась компанией не у предприятия, а у иной ресурсоснабжающей организации.
Факт потребления тепловой энергии для подогрева холодной воды в целях предоставления собственникам услуги по горячему водоснабжению в спорный период ответчиком не оспаривается.
Разногласий по объему тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в отопительный период, равно, как и разногласий по объему холодной воды, используемой управляющей компанией при приготовлении горячей воды, у сторон не имеется.
Разногласия сторон возникли по объему (количеству) тепловой энергии (Гкал), используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в неотопительный период в указанных многоквартирных домах с нецентрализованной системой горячего водоснабжения.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирных домах, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с указанным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать его приготовление с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД.
При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма:
1) объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей,
2) объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета,
3) объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:
1) произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
2) произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, от 22.05.2019 N 637).
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, как верно указано судом области, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению. В этой связи, при разрешении настоящего спора имеет значение, взыскивается ли задолженность за всю поставленную в МКД тепловую энергию либо только за ту ее часть, которая использована ответчиком для приготовления горячей воды на ИТП.
В последнем случае объем подлежащей оплате ответчиком тепловой энергии следует определять в соответствии с формулами 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N354. При этом бремя доказывания фактических величин расхода тепловой энергии на отопление и на подогрев холодной воды лежит на ООО УК "Новый дом", как лице, в управлении которой находится спорный ИТП.
Такой подход соответствует позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381 по делу N А41-32043/2018.
Как следует из материалов дела, истец определяет объем тепловой энергии (Гкал), переданной в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии, позволяющих определить количество Гкал поставляемой тепловой энергии, принимая во внимание то, что приборами учитывается вся тепловая энергия, поступающая в дом, используемая как на отопление, так и на подогрев горячей воды (изготовление горячей воды из холодной путем подогрева ее в теплообменнике), а ответчик - в соответствии с нормативом потребления тепловой энергии, затрачиваемой на подогрев холодной воды в целях оказания услуг горячего водоснабжения.
В связи с возникшими у сторон разногласиями по определению объема и стоимости тепловой энергии в спорный период судом первой инстанции назначены судебная экспертиза, а также дополнительная судебная экспертиза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения, возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. На основании пункта 2 статьи 62, пункта 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
В силу статьи 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
В ходе проведенных экспертных исследований было установлено, что в рассматриваемом случае при определении размера обязательств управляющей компании следует применять формулу 20, указанную в приложении N 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по ГВС (удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и соответствующего тарифа, а также формулу 20 (2) из приложения 2 к Правилам N 354. Эти формулы содержатся в главе IV приложения 2 к Правилам N 354, в которой установлен порядок определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Для рассматриваемых многоквартирных домов удельный расход (норматив) тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по ГВС в спорный период составлял:
- в период с 01.03.2018 по 30.06.2018 - 0,055 Гкал/м3 (приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2017 N 220-т);
- в период с 01.07.2018 по 30.09.2018 - 0,065 Гкал/м3 (приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 22.12.2017 N 03/247).
Достоверных доказательств, опровергающих выводы проведенных судебных экспертиз, в материалы дела представлено не было.
В силу статьи 64 АПК РФ заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно статье 86 АПК РФ, экспертное заключение является доказательством по делу, подлежащим оценке наряду с остальными доказательствами.
Проанализировав экспертные заключения, арбитражный суд области пришел к верному выводу о том, что они соответствуют требованиям статьи 86 АПК РФ по форме и содержанию, не содержат противоречий, отсутствуют основания для иного толкования выводов экспертиз, и оснований считать заключение эксперта недостоверным доказательством. Заключение судебной экспертизы является ясным, полным и непротиворечивым, выводы эксперта - мотивированными. Недостатков в дополнительном экспертном заключении, сомнений в правильности и объективности содержащихся в нем выводов не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что эксперт имеет соответствующие знания и опыт на оказание данного вида услуг, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При назначении экспертизы отводов в порядке статей 23, 24 АПК РФ эксперту заявлено не было.
Доводы ответчика о несогласии с выводами эксперта отклоняются судом, поскольку выражение несогласия с ее выводами, не свидетельствует о недостоверности и незаконности заключения судебной экспертизы, поскольку мнение, отличное от заключения эксперта, является субъективным мнением, направленным на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
В письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению" Минстрой России дал следующие разъяснения: Правилами N 354 не предусмотрено применение в качестве коммунальной услуги тепловой энергии, что соответствует положениям пункта 4 статьи 154 ЖК РФ. В связи с этим, предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Данный вывод соответствует складывающейся судебной практике (Определение Верховного суда РФ от 28.02.2020 N 307-ЭС19-28684 по делу NА21-12763/2018, Определение Верховного суда от 09.12.2020 N 301-ЭС19-20213 по делу N А31-13691/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.07.2020 по делу NА14-22205/2017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2020 N Ф06-46039/2019 по делу N А55-28783/2018, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2020 N Ф01-13565/2020 по делу N А31-15575/2018, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.09.2020 по делу NА31- 13691/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.03.2020 N Ф08-1072/2020 по делу N А53-6277/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2019 по делу N А21-12763/2018).
Таким образом, суд области пришел к правильному выводу о том, что расчет ООО "ТТК" причитающейся ему стоимости тепловой энергии, используемой исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии противоречит формулам 20 и 20.1 раздела 4 Приложения N 2 к Правилам N 354, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (qvkp), который в данном случае равен нормативу.
С учетом изложенного, расчет истца был обоснованно отклонен судом области, как противоречащий нормам права и обстоятельствам дела.
Суд области также указал, что истцом не представлено доказательств того, что общедомовой прибор учета тепловой энергии позволяет выделить отдельно Qгв и Qот - количество использованной ответчиком тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы о неправильном подходе суда области при определении расчета спорной суммы задолженности отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном применении норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции, оплата поставленной в спорный период тепловой энергии осуществлялась путем взаимозачетов между истцом и ответчиком (т.3 л.д.30-67, т.4 л.д.5-53).
Сторонами в материалы дела представлен информационный расчет произведенных взаимозачетов, согласно которому у сторон имеются разногласия на сумму 1 800 000 руб., которую ответчик согласно уведомлению от 30.05.2018 N 193 просил зачесть в качестве оплаты за март 2018 года, однако истцом данная сумма была распределена на более ранние периоды (январь-февраль 2018 года).
С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о том, что у истца отсутствовали правовые основания для зачета взаимных требований по уведомлению N 193 от 30.05.2018 на сумму 1 800 000 руб. за поставку тепловой энергии, задолженность по оплате которой образовалась ранее марта 2018 года. В рассматриваемом случае спорный зачет произведен 30.05.2018 за период март 2018 года, уведомление о прекращении обязательств зачетом получено истцом 01.06.2018, с иском о взыскании задолженности истец обратился 21.12.2018. Таким образом, нарушения порядка проведения зачета встречных однородных требований отсутствуют, на момент направления уведомления о прекращении обязательств зачетом срок исковой давности для зачета взаимных требований не истек.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд посчитал, что ответчиком доказана частичная оплата задолженности на сумму 7 225 159,67 руб. В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит. Таким образом, задолженность ответчика по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения N 7 от 26.01.2017 в спорный период на момент вынесения решения составляет 3 675 280,67 руб. (10 900 440,34 руб. - 7 225 159,67 руб.).
Исследовав позиции сторон, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая положения статей 9, 65, 67, 68, 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности принятого решения.
Доводов, которым не была дана оценка со стороны суда первой инстанции, основанных на доказательственной базе, опровергающих вышеназванные выводы суда и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При принятии обжалуемого судебного акта арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу пункта 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на ее заявителя и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета, поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2021 по делу N А64-10469/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская теплоэнергетическая компания" (ОГРН: 1166820055357, ИНН: 6829121079) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ботвинников |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10469/2018
Истец: ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания" "ТТК"
Ответчик: ООО Управляющая компания "Новый дом" УК "Новый дом"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, АНКО "Тамбовский центр судебных экспертиз", АНО "НОЭ "Содействие", АНО "Судебный эксперт", ООО Межрегиональный Центр Судебной Строительной Экспертизы, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2274/2022
10.03.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-327/2022
09.12.2021 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-10469/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-10469/18