г. Владивосток |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А51-13722/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-376/2022
на решение от 07.12.2021
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-13722/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Анучинская центральная районная больница" (ИНН 2513000930, ОГРН 1022500508656)
к Государственному учреждению - Приморскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439) в лице филиала N 1
о признании незаконным решения N 9 от 14.05.2021 в части начисления штрафа в сумме 255,32 руб., недоимки в сумме 1276,58 руб. и пени (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ),
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Анучинская центральная районная больница" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Приморскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (далее - фонд, отделение) о признании незаконным решения N 9 от 14.05.2021 в части начисления штрафа в сумме 255,32 руб., недоимки в сумме 1276,58 руб. и пени на оспариваемую сумму недоимки (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 07.12.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Фонд, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы указывает на то, что ежемесячные денежные выплаты медицинским работникам и денежная выплата за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях выплачиваются этим лицам непосредственно медицинской организацией-работодателем, то есть в рамках трудовых отношений, и не поименованы в перечне необлагаемых взносами сумм, установленных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, и по сути своей являются прибавкой к заработной плате (увеличением заработной платы) и премией за достижение высоких результатов в работе, то такие выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Указанная позиция законодателя изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации (МИНФИН РОССИИ) от 19.08.2019 за N 03-05-08/63323. Такой же позиции придерживаются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 22.08.2019 N 17-0/10/В-6748).
По мнению Фонда, указанные выплаты непосредственно связаны с заключением трудового договора для работы в определенном медицинском учреждении, представляют собой гарантированное стабильное дополнительное вознаграждение за труд (за дни отдыха без сохранения заработной платы "ежемесячная выплата" не начисляется!). Кроме того, денежная выплата за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях не входит в систему оплаты труда, следовательно, представляет собой увеличение размера стимулирующей выплаты (статья 129 ТК РФ) медработника за достижение высоких результатов в труде - выявление злокачественных новообразований.
Кроме того, по лицевому счету номер 14 "лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств" КГБУЗ "Анучинская ЦРБ" (номер счета получателя бюджетных средств 14202120030) "получателем денежных средств" является как раз страхователь, который уже, на основании заключенных трудовых договоров и соответствующих приказов начислял и выплачивал своим сотрудникам соответствующие денежные выплаты.
Также, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 391-КЗ начислены денежные выплаты в размере 3 000 руб. медицинским работникам амбулаторно-поликлинического звена медицинских организаций за каждый впервые выявленный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях, и отражены в лицевых счетах работников на основании соответствующих приказов.
При этом, для начисления денежных выплат по Закону N 391-КЗ на банковский счет получателя бюджетных средств КГБУЗ "Анучинская ЦРБ по Д-т 1.304.05000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" по КОСГУ 266 отражено поступление средств. Страхователем по К-т счета 1.304.05000 по КОСГУ 266 отражены выплаты денежных начислений по этому закону. Начисление указанных выплат произведено по подстатье 1.302.66 000 "Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме" и Д-т счета 1.401.20.266 "Расходы текущего финансового года".
На этом основании Фонд считает, что указанные выплаты отражались в бухгалтерском учете страхователя и непосредственно выплачивались им в рамках трудовых отношений со своими работниками, при этом указанные выплаты не поименованы в перечне необлагаемых страховыми взносами сумм, установленных п.п.2 пункта 1 статьи 422 НК РФ, п.п.2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, а значит, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. По мнению Фонда, спорные выплаты социального характера предусмотрены нормативным правовым актом Приморского края, являются обязательными и по своей природе относятся именно к стимулирующим, поскольку призваны привлечь и удержать молодых специалистов в педагогической сфере.
Кроме того, страхователь, не уплачивая страховые взносы с сумм выплат медицинским работникам, Учреждение тем самым, лишает данную категорию застрахованных лиц возможности получения страхового возмещения при наступлении страхового случая в размере, соразмерном получаемой ими заработной платы, что противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом явку своих представителей не обеспечили. От Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, также представлен письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Фондом была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством РФ тарифу с учетом установленной отделением Фонда скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
По итогам проверки составлен акт N 20н/с от 16.04.2021.
В ходе выездной проверки установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 391-КЗ и на основании приказов начислены ежемесячные денежные выплаты до достижения пятилетнего стажа работы по врачебной специальности в размере 10 000 рублей, которые отражены в лицевых счетах работников - Савоновой О.Г., Сидоровой Е.Д., Овчаренко П.С., Алымовой Т.А., Косяновой О.А. За проверяемый период страхователем выплачены денежные средства по данному оснрованию в сумме 617 278,80 руб. по указанным работникам.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 391-КЗ и на основании приказов начислены денежные выплаты в размере 3 000 рублей, медицинским работникам амбулаторно-поликлинического звена медицинских организаций, как по основному месту работы, так и на условиях совместительства, за каждый впервые выявленный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях, которые отражены в лицевых счетах следующих работников - Крыловой A.M., Рзянкиной Е.М., Барабаш Н.А., Писарева А.А., Кузовлёвой Н.В. За проверяемый период КГБУЗ "Анучинская ЦРБ" произвела указанным работникам денежные выплаты в сумме 21 000 рублей.
В связи с тем, что ежемесячные денежные выплаты медицинским работникам и денежная выплата за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях выплачиваются этим лицом непосредственно медицинской организацией-работодателем, то есть в рамках их трудовых отношений, и не поименованы в перечне необлагаемых страховыми взносами сумм, установленных статьей 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 г., то Фонд посчитал, что такие выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений страхователя, вынесено решение от 14.05.2021 N 9 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым заявитель привлечён к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 255,46 руб. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, по статье 26.31 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 200 руб. за отказ в представлении или непредставлении в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов, начислены пени по состоянию на 31.12.2020 в сумме 101,12 руб.
Одновременно Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1277,29 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решением Фонда в части штрафа в размере 255,32 руб., начисления недоимки в сумме 1276,58 руб. и пени, приходящейся на оспариваемую сумму недоимки, посчитав, что оно в указанной части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.2 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, который включает в себя в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и другие выплаты.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 названного Кодекса.
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с положениями статьи 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Под понятием заработная плата, согласно статье 129 ТК РФ понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 ТК РФ).
Взаимосвязанное толкование статей 15, 56, 129, 135 ТК РФ и положений статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции.
Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работника (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Законом Приморского края от 23.11.2018 N 391-КЗ "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения" (далее - Закон N 391-КЗ) установлены меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, являющихся медицинскими работниками, проживающих и работающих на территории Приморского края, в целях их привлечения в медицинские организации, подведомственные уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения, и сохранения кадрового потенциала.
Положениями Закона N 391-КЗ установлены следующие меры социальной поддержки:
1. Ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется врачам-специалистам, заключившим с медицинской организацией, подведомственной уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения (далее - медицинская организация), трудовой договор по основному месту работы на должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи), включенные в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденную приказом Минздрава России от 20.12.2012 года N 1183 н, до достижения пятилетнего стажа непрерывной работы на врачебных должностях в медицинской организации или иной государственной или муниципальной медицинской организации (п.1 ст.1 Закона N 391-КЗ).
В целях расчета размера ежемесячной денежной выплаты в отработанное врачом-специалистом время в течение месяца включаются периоды нахождения врача-специалиста в ежегодном основном и дополнительном оплачиваемых отпусках, периоды временной нетрудоспособности врача-специалиста, а также периоды нахождения врача-специалиста в командировке (пункт 3 статьи 1 Закона N 391-КЗ).
2. Денежная выплата в размере 3000,0 руб. медицинским работникам амбулаторно-поликлинического звена медицинских организаций, замещающим должности, указанные в приложении к настоящему Закону, как по основному месту работы, так и на условиях совместительства, за каждый впервые выявленный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях (I и II стадии) у жителей Приморского края. Денежные выплаты предоставляются по месту работы в медицинской организации (п. 1, 3 ст.5 Закона N 391-КЗ).
Согласно пп. 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников в виде ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.2019 N 68-па, названный Порядок определяет порядок и условия предоставления за счет средств краевого бюджета меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям медицинских работников, трудоустроившихся в медицинские организации, подведомственные уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения. Ежемесячная денежная выплата предоставляется в целях стимулирования медицинских работников к трудоустройству в медицинские организации, подведомственные уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения, и сохранения кадрового потенциала (пункт 2 Порядка N 68-па).
В силу пункта 1 Порядка N 68-па предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников в виде денежных выплат за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 12.02.2019 N 78-па, определены порядок и условия предоставления за счет средств краевого бюджета меры социальной поддержки в виде денежных выплат в размере 3,0 тыс. руб. медицинским работникам амбулаторно-поликлинического звена медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения, за каждый впервые выявленный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях (I и II стадии) у жителей Приморского края, подтвержденного врачом-онкологом медицинской организации по месту жительства пациента, либо врачом-онкологом межрайонного центра, либо врачом-онкологом центра амбулаторной онкологической помощи, либо врачом-онкологом государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморский краевой онкологический диспансер".
Денежная выплата предоставляется в целях стимулирования медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и участвующих в реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями, к выявлению у пациентов онкологических заболеваний на ранних стадиях (пункт 2 Порядка N 78-па).
Согласно абзацу 2, 4 пункта 5 Порядка N 78-па денежная выплата предоставляется медицинскому работнику по месту работы в медицинской организации. Денежная выплата не входит в систему оплаты труда.
В силу изложенного выше, судебная коллегия также приходит к выводу о том, что данные денежные выплаты не входят в систему оплаты труда, а являются мерой социальной поддержки.
В соответствии с пунктами 16, 17 Порядка предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников в виде ежемесячной денежной выплаты, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.2019 N 68-па, пунктами 8, 9 Порядка предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников в виде денежных выплат за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях, утвержденных Постановлением Администрации Приморского края от 12.02.2019 N 78-па "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников в виде денежных выплат за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях", в целях предоставления медицинским работникам медицинских организаций меры социальной поддержки в виде денежных выплат руководитель медицинской организации:
- ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении денежной выплаты, представляет в министерство заявку о выделении средств из краевого бюджета на предоставление денежной выплаты;
- ежемесячно представляет в министерство в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчет о произведенных расходах на предоставление денежной выплаты;
- обеспечивает размещение в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информации о предоставлении меры социальной поддержки медицинских работников в виде денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
Министерство:
- ежемесячно формирует и представляет в министерство финансов Приморского края сведения (заявку на финансирование) по расходам краевого бюджета на выделение средств на предоставление денежной выплаты в соответствии с порядком, установленным министерством финансов Приморского края для составления и ведения кассового плана исполнения краевого бюджета;
- на основании заявок руководителей медицинских организаций в течение 10 рабочих дней формирует сводные реестры по фактическим начислениям и направляет их в государственное казенное учреждение Приморское казначейство;
- осуществляет перечисление средств на предоставление денежной выплаты на отдельные лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства по Приморскому краю для учета операций со средствами, предоставляемыми автономным учреждениям и бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка N 78-па и пунктом 7 Порядка N 68-па медицинские организации осуществляют полномочия органа исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 03.12.2010 N 395-па "О Порядке осуществления краевым государственным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Приморского края по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".
Предоставление меры социальной поддержки медицинским работникам медицинских организаций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели министерству здравоохранения Приморского края (пункт 6 Порядка N 78-па и пункт 7 Порядка N 68-па).
В силу пункта 2 Порядка, утвержденного Постановлением N 395-па, публичными обязательствами являются публичные обязательства Приморского края перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени органа исполнительной власти в денежной форме в установленном законом и иным нормативным правовым актом Приморского края размере или имеющие установленный порядок его индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг.
Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 395-па, учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в территориальный орган Федерального казначейства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ежемесячная денежная выплата отдельным категориям медицинских работников в размере 10 000 руб., а также денежная выплата в размере 3000 руб., являются социальными выплатами, предоставляются физическим лицам - медицинским работникам именно уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения - Министерством здравоохранения, а не медицинской организацией.
Вопреки позиции Фонда, данная выплата предоставляется Министерством здравоохранения Приморского края медицинскому работнику в качестве меры социальной поддержки, а не в рамках трудовых либо гражданско-правовых отношений.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Приморского края от 13.03.2019 N 18/пр/226 "О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Приморского края от 13.01.2012 N 17-о "О передаче краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным департаменту здравоохранения Приморского края, полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащими исполнению в денежной форме", от 03.04.2019 N 18/пр/312 "О выплате расходов по мерам социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников" в Управлении федерального казначейства по Приморскому краю был открыт лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств, бюджетного (автономного) учреждения либо организации, принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств - номер 14 "лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств" краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Анучинская центральная районная больница" (номер счета получателя бюджетных средств 14202120030).
Согласно письму Минфина РФ и ФНС от 16.09.2020 N БС-4-11/15068, если выплаты производятся уполномоченным органом субъекта Российской Федерации физическим лицам, с которыми у данного органа субъекта Российской Федерации нет трудовых отношений, то такие выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами.
Установив, что выплаты, производимые в рамках мер социальной поддержки отдельных категорий медицинских работников относятся к выплатам социального характера и не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), судебная коллегия также приходит к выводу о том, что они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ.
Поскольку спорные выплаты производятся из средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляются безвозмездно, не являются оплатой за работу, а направлены на социальную поддержку отдельной категории работников как относящихся к категории граждан, нуждающихся в них в связи с занятостью в социально значимой сфере, указанные выплаты могут быть квалифицированы как пособие, не подлежащее в силу прямого указания закона обложению страховыми взносами.
При этом доказательств того, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд), зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, Фондом в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ суду не представлено.
Учитывая изложенное, решение N 9 от 14.05.2021 в оспариваемой части о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет удовлетворение требований Учреждения.
Довод жалобы о том, что 14 лицевой счет принадлежит КГБУЗ "Анучинская ЦРБ", судебной коллегией проверен и отклонен.
Судом установлено, что указанный Фондом лицевой счет Учреждению не принадлежит, является счетом Министерства здравоохранения Приморского края и открыт для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств" КГБУЗ "Анучинская центральная районная больница" в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Приморского края от 13.03.2019 года N 18/пр/226 "О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Приморского края от 13.01.2012 N 17-о "О передаче краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным департаменту здравоохранения Приморского края, полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащими исполнению в денежной форме"; от 03.04.2019 N 18/пр/312 "О выплате расходов по мерам социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников".
14 лицевой счет предназначен для отражения операций получателя бюджетных средств, бюджетного (автономного) учреждения либо организации, принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств. Следовательно, довод Фонда о принадлежности лицевого счета Учреждению ошибочен.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как податель жалобы освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2021 по делу N А51-13722/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13722/2021
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "АНУЧИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ