г. Москва |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А41-84851/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.01.2022 по делу N А41-84851/2021.
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ответчик, ПАО "ФСК ЕЭС", общество) с требованием об обязании освободить лесные участки лесного фонда в квартале 26 выделе 13 Видновского участкового лесничества Подольского лесничества, вблизи д. Лопатино общей площадью около 0,0019 га от строительных отходов в виде мусора от строительных и ремонтных работ, бывших в употреблении оконных рам, отходов пленки полиэтилена и бывших в употреблении автомобильных колес, от отходов строительного грунта, загрязненного древесными опилками.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, ссылается на то, что истец не представил доказательства того, что несанкционированное размещение строительных материалов имеет место на участках ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дел, 09.09.2021 государственным лесным инспектором Московской области Кишенковым А.С. в рамках государственного лесного надзора в лесах при патрулировании лесного фонда в квартале 26 выделе 13 Видновского участкового лесничества Подольского лесничества, вблизи д. Лопатино выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно ПАО "ФСК ЕЭС" допущено нарушение Правил санитарной безопасности в лесах, совершенное в защитных лесах, в зоне с особыми условиями использования - в охранной зоне ЛЭП ВЛ 500 кВ ПС Пахра-ТЭЦ 26.
ПАО "ФСК ЕЭС" допущено загрязнение лесного участка размером около 7.5-м*2-м, площадью около 0,0015 га строительными отходами в виде мусора от строительных и ремонтных работ, бывшими в употреблении оконными рамами, отходами пленки полиэтилена и бывшими в употреблении автомобильными колесами; лесного участка размером около 2-м*2-м площадью около 0,0004 га отходами строительного грунта, загрязненного древесными опилками.
Истец указывает, что своими действиями ПАО "ФСК ЕЭС" допустило нарушение статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.31 КоАП РФ.
07 октября 2021 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 13-346/2021.
08 октября 2021 года в адрес общества направлена претензия об устранении нарушений лесного законодательства, а именно в течение 30 календарных дней с момента получения претензии устранить вышеуказанные нарушения лесного законодательства.
Постановлением комитета от 25.10.2021 N 13-346/2021 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил санитарной в лесах.
По состоянию на 15.11.2021 ответчиком уборка лесного участка не произведена, что подтверждается актом осмотра территории лесного фонда от 15.11.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения ответчиком лесного законодательства.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Так, согласно положениям статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 2 статьи 62 названного Кодекса предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений. восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного Кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Пунктом 3 статьи 76 названного Кодекса установлено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
В соответствии с пунктом 20 названных Правил в лесах не допускается: а) загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; б) ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений; в) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; г) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах; д) уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.
В силу пункта 29 названных Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области.
Согласно части 2 указанной статьи границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания, сооружения, а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 68 названного Закона обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), физических лиц и прилегающей территории на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, возлагаются на собственника, владельца или пользователя указанной территории.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, не изымаются у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов.
По Правилам использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденным приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, при использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов не допускается: захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов; загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами. Лица, осуществляющие использование лесов в целях эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки от загрязнения отходами производства.
На основании приведенных норм права и представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, заявленные комитетом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответственность именно общества за допущенное нарушение установлена постановлением о назначении административного наказания от 25.10.2021 N 13-346/2021. Постановление ответчиком в установленном порядке не оспорено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.01.2022 по делу N А41-84851/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84851/2021
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"