город Москва |
|
10 марта 2022 г. |
дело N А40-181355/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ЕПК Москва" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2021 по делу N А40-181355/21
по заявлению АО "ЕПК Москва"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо - Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Коршиков А.О. по доверенности от 31.05.2019;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2021 в удовлетворении заявленных АО "ЕПК Москва" требований и признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 28.05.2021 N КУВД-001/2020-111668128/4 об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001018:1084, расположенного по адресу: Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 13, стр. 54, общей площадью 565,9 кв.м., отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент городского имущества г. Москвы.
Представители регистрирующего органа и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10.08.2020 АО "ЕПК Москва" обратилось в регистрирующий орган с заявлением N MFC-0558/2020-188820-1 (N КУВД001/2020-11168128) о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001018:1084, расположенное по адресу: Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 13, стр. 54.
19.08.2020 уведомлением N КУВД-001/2020-11168128/1 регистрирующим органом сообщено о приостановлении до 18.11.2020 государственной регистрации ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимости, ввиду наличия причин препятствующих проведению, а именно: отсутствие документов, подтверждающих правопреемство АО "ЕПК Москва" от ОАО "Московский подшипник"; не представлен план приватизации, а из представленных документов невозможно установить, вошел ли заявленный объект недвижимости в план приватизации; объект, заявленный к регистрации поставлен на учет как бесхозяйное имущество, в связи с чем государственный регистратор пришел к выводу о наличии противоречий между заявленными правами и сведениями, внесенными в ЕГРН.
16.11.2020 общество обратилось с заявлением N MFC-0558/2020-783435-1 о приостановлении государственной регистрации ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимости.
13.05.2021 обществом представлены дополнительные документы для устранения причин, приведших к приостановлению государственной регистрации ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимости.
28.05.2021 уведомлением N КУВД-001/2020-111668128/4 регистрирующим органом отказано в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001018:1084, расположенное по адресу: Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 13, стр. 54, в связи с не устранением причин приостановления государственной регистрации (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Не согласившись с регистрирующим органом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку общество не представлены план приватизации спорного объекта, а из представленных документов, невозможно установить, вошел ли заявленный объект недвижимости в план приватизации и тем самым был ли он передан в частную собственность, при наличии разночтений и отсутствии возможности однозначно установить тождественность объекта заявленного к регистрации и объекта указанного в акте оценке, не представлении документов, свидетельствующих о правопреемстве АО "ЕПК Москва" от ОАО "Московский подшипник", оспариваемое решение регистрирующего органа, оформленное уведомлением соответствует положениям действующего законодательства.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 N 810-1, Арендное предприятие становится правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия, взятого им в аренду, в том числе и его прав пользования землей и другими природными ресурсами.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
Согласно п. 2 ст. 15 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, заключенному до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", осуществляется следующими способами: в соответствии с договором аренды, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды с предоставлением трудовому коллективу арендного предприятия всех льгот, предусмотренных для трудового коллектива государственного и муниципального предприятия; путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству, местным Советам народных депутатов, если такое решение принято общим собранием (конференцией) арендаторов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" выкуп имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", в которых не определены или сроки, или величина, или порядок, или условия внесения выкупа, в случаях, когда стоимость государственного (муниципального) имущества, указанная в договоре, на момент сдачи его в аренду составляла более 1.000.000 руб., осуществляется путем преобразования предприятия - арендатора в акционерное общество открытого типа.
В силу п. 5 названного Указа Президента Российской Федерации выкуп государственного (муниципального) имущества, сданного в аренду, осуществляется арендаторами, организационно-правовая форма которых приведена в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Согласно п. 9 данного Указа Президента Российской Федерации организационно-правовая форма арендатора должна быть приведена в соответствие со ст. ст. 9-12 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" путем преобразования его в товарищество или акционерное общество.
Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 выкуп имущества по договорам аренды, заключенным до вступления в силу Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", в которых не определены сроки, порядок, величина и условия выкупа, осуществляется путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа. Решение о преобразовании принимает общее собрание (конференция) арендаторов.
В соответствии с п. 3.1 приложения к письму Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.01.1993 N АЧ-2/586 акционерное общество является правопреемником арендатора - предприятия, созданного членами трудового коллектива на основе аренды имущества государственного, муниципального предприятия, подразделения и заключившими договор аренды.
Согласно п. 5.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, приватизация государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется различными способами в зависимости от наличия права выкупа в договоре аренды и согласия трудового коллектива предприятия-арендатора, принятого решением не менее половины его членов.
Арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии с договором аренды, осуществляют выкуп в следующем порядке: в соответствии с договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", если размеры, сроки, порядок и условия внесения выкупа установлены договором аренды; путем преобразования предприятия, действующего на основе аренды государственного (муниципального) имущества, в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству, местным Советам народных депутатов.
Таким образом, действующее в 1992 году законодательство о приватизации государственных и муниципальных предприятий предусматривало 2 (два) способа приватизации: по договору аренды, если необходимые условия выкупа предприятия содержались в этом договоре, или в порядке преобразования арендного предприятия в акционерное общество.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" установлено, что выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется лишь по договорам аренды с правом выкупа, которые заключены до вступления в силу Закона от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 26 указанного Федерального закона в других случаях арендатор государственного и муниципального имущества может приобрести такое имущество в порядке, установленном данным Федеральным законом и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Согласно п. 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994 (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535), право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имели: лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.
Из содержания п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 06.02.1995 N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве" следует, что продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г. Москвы осуществляется по цене, определяемой с учетом рыночной конъюнктуры, в порядке, разрабатываемом Правительством г. Москвы и утверждаемом (принимаемом) Московской городской Думой.
При этом, постановлением Правительства г. Москвы от 17.10.1995 N 840 введено в действие Положение о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г. Москвы, согласно которому арендатор имеет преимущественное право выкупа объекта.
Из содержания п. 4 указанного Положения следует, что продавцом объектов является Фонд имущества г. Москвы, который заключает с покупателем на основе соответствующего распоряжения Москомимущества договор купли-продажи.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
По смыслу ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется в заявительном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в них сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Из материалов дела следует, что основанием приватизации имущественного комплекса Арендного предприятия "Первый государственный подшипниковый завод" являлся не договор аренды с правом выкупа, а договор купли-продажи имущества N 36 от 12.10.1992, заключенный Фондом имущества г. Москвы и Арендным предприятием "Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1)", с учетом заключенного 27.01.1999 дополнительного соглашения к указанному договору по продаже государственного и муниципального имущества г. Москвы и ОАО "Московский подшипник" являющегося правопреемником Арендного предприятия "Первый государственный подшипниковый завод".
Согласно договору N 36 купли-продажи имущества от 12.10.1992 предметом договора являлся государственный имущественный комплекс, находящийся в арендном пользовании у Арендного предприятия "Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1)" (п. 1.2 договора), место нахождения: Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 13 (п. 1.3 договора), состав и стоимость которого приведены в приложении N 1 к настоящему договору (п. 1.4 договора).
Разделом 3 договора установлена окончательная цена имущественного комплекса.
Согласно приложению N 1 к договору купли-продажи имущества N 36 от 12.10.1992 в состав приватизируемого имущественного комплекса включены промышленные производственные фонды (здания и сооружения).
Согласно представленному в материалах дела свидетельству реестр N 6683 от 06.11.1992 ОАО "Московский подшипник" приобретено право собственности на имущественный комплекс согласно приложению - перечень приватизационных объектов (нежилых помещениях) в редакции Дополнительного соглашения от 27.01.1999 к договору N 36 купли-продажи имущества от 12.10.1992.
Дополнительным соглашением от 27.01.1999 (Приложение N 10) к договору N 36 купли-продажи имущества от 12.10.1992 утверждены в новой редакции преамбула, п. 1.4 и раздел 11 указанного договора, в связи с изменением (уточнением) сторон договора и состава имущественного комплекса, на основании решения Городской комиссии по приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы (выписка из протокола N 23 от 02.07.1998), утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Москвы N 2692-р от 16.09.1998 (Приложение N 11), которым утвержден уточненный акт оценки стоимости имущественного комплекса ОАО "Московский подшипник" (АП "ГПЗ-1") по состоянию на 01.01.1990 (приложение N 1) (Приложение N 12).
В стоимость активов предприятия, в числе прочих, учитывались основные средства (за вычетом начисленного износа), состоящие из стоимости машин, оборудования и других средств (стр. 20 акта оценки) и стоимости зданий и сооружений (стр. 6-18 акта оценки), в том числе здания производственного назначения (стр. 6-8 акта оценки) и сооружения (стр. 17 акта оценки).
Стоимость зданий и сооружений производственного назначения согласно акта оценки соответствует стоимости зданий и сооружений промышленно-производственного фонда согласно приложению N 1 к договору купли-продажи имущества N 36 от 12.10.1992.
В числе прочих сооружений промышленно-производственного фонда, стоимость которого вошла в стоимость приватизированного ОАО "Московский подшипник" имущества в акте оценки указано и стр. 54 по улице Шарикоподшипниковская, дом 13, год ввода в эксплуатацию - 1962.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (Приложение N 14), нежилое здание с адресным ориентиром: Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 13, стр. 54 (год ввода в эксплуатацию - 1962), площадью 565,9 кв.м. поставлено на кадастровый учет 25.05.2012, присвоен кадастровый номер 77:04:0001018:1084, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001018:165, предоставленном в аренду заявителю по договору аренды N М-04-006045 от 17.07.1996.
Таким образом, право собственности заявителя на спорный объект недвижимости подтверждено документально (обществом в порядке приватизации приобретено спорное помещение, указанная сделка надлежащим образом исполнена сторонами и является действительной).
Довод регистрирующего органа о непредставлении плана приватизации сводится, по сути, к оспариванию приватизации имущественного комплекса Арендного предприятия "Первый государственный подшипниковый завод" Акционерным обществом "Московский подшипник".
С учетом изложенного выводы регистрирующего органа в обоснование отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001018:1084, расположенного по адресу: Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 13, стр. 54, общей площадью 565,9 кв.м., являются незаконными.
Принимая во внимание, что документы, необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав представлены в полном объеме и надлежащем виде, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных для отказа в регистрации права ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимости по основаниям непредставления документов, с учетом подтверждения заявителем соблюдения действующего законодательства Российской Федерации о приватизации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2021 по делу N А40-181355/21 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 28.05.2021 N КУВД-001/2020-111668128/4 об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001018:1084, расположенного по адресу: Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 13, стр. 54, общей площадью 565,9 кв.м. и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложить обязанность в течение месяца устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ЕПК Москва" путем государственной регистрации права собственности АО "ЕПК Москва" на объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001018:1084, расположенного по адресу: Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 13, стр. 54, общей площадью 565,9 кв.м.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в пользу АО "ЕПК Москва" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3.000 руб. по заявлению и 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181355/2021
Истец: АО "ЕПК МОСКВА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ