г. Москва |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А40-135299/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОЯЛ ФЛАЙТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2022 по делу N А40-135299/2021
по заявлению АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОЯЛ ФЛАЙТ" (ИНН: 1901011793)
к Шереметьевской таможне
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Царькова О.А. по доверенности от 10.02.2021; |
от заинтересованного лица: |
Чикишева Е.А. по доверенности от 30.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 13.01.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований акционерного общества "Авиакомпания "РОЯЛ ФЛАЙТ" (заявитель, Общество) о признании незаконными постановления Шереметьевской таможне (таможенный орган, Таможня) 08.06.2021 N 1000500-293/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и представления.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, отменить постановление таможенного органа. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, считая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Представитель Таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела, 08.06.2021 постановлением таможни N 1000500-293/2021 АО "Авиакомпания "РОЯЛ ФЛАЙТ" было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности события и состава вменяемого обществу правонарушения, соблюдения порядка и срока давности привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно оспариваемому постановлению заявитель был привлечен к административной ответственности по причине того, что груз, промаркированный номером авианакладной N 750-89803814 не был заявлен АО "Авиакомпания "РОЯЛ ФЛАЙТ" (как перевозчиком) в грузовой ведомости (CARGO MANIFESТ), однако были выгружены и размещены на СВХ ООО "Москва Карго".
Оспаривая решение суда первой инстанции АО "Авиакомпания "РОЯЛ ФЛАЙТ" указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Между тем, заявителем не учтено следующее.
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления необходимых документов и сведений -нормативно-правовые основания.
В силу ч. 25 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) - "незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза" это перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащие сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Если день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза не установлен, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Согласно ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 223 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 289-ФЗ от 03.08.2018 следует, что результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего раздела, могут быть допущены в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с разделом 2 п. 19 Решения Комиссии Таможенного союза "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка. заполнения пассажирской таможенной декларации" от 18 июня 2010 года -Т\Г9 287 в подпункте 3.4 пункта 3 пассажирской таможенной декларации указывается наличие у физического лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме в соответствии с законодательством Таможенного союза, а именно наличии у него товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения, установленные законодательством таможенного союза, а также подробные сведения о них.
В силу п. 1 ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии со ст. 88 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления необходимых документов и сведений.
Согласно п. 3 ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке воздушным транспортом перевозчик представляет:
- стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
- документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
- документ, содержащий сведения о бортовых припасах;
- транспортные (перевозочные) документы;
- документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость);
- документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.
Сведения о:
- знаках национальной принадлежности и регистрационных знаках судна; -номере рейса, маршруте полета, пункте вылета и пункте прибытия судна;
- эксплуатанте судна (наименование);
- количестве и составе членов экипажа судна;
- пассажирах на судне (количество, фамилии и инициалы, наименования пунктов посадки и высадки); - товарах (наименования);
- номере грузовой накладной, количестве мест по каждой грузовой накладной;
- пункте погрузки и пункте выгрузки товаров (наименования);
- количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
- наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
- наличии (отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружия, боеприпасов; -идентификационных номерах контейнеров.
Таким образом, обязанность сообщить сведения о количестве грузовых мест и наименовании товара при прибытии товаров и на таможенную территорию Таможенного союза возложена таможенным законодательством Таможенного союза на перевозчика.
Для перевозки всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке, он. характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки.
Кроме того, хэндлинг-агент действует от имени авиаперевозчика, и обязан по его поручению составить товаросопроводительную документацию, содержащую достоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании и весе брутто товаров.
В письме ФТС РФ от 28.04.2007 N 18-12/16242 "О направлении обзора" указано, что при осуществлении международной перевозки воздушным перевозчиком таможенному органу должны быть сообщены сведения о количестве грузовых мест, наименовании товара по каждой грузовой накладной.
Таким образом, АО "Авиакомпания "РОЯЛ ФЛАЙТ" в соответствии с действующим законодательством обязано сообщить таможенному органу при представлении документов достоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании и весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.
Диспозиция ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их порядке, о наименовании, в брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Объектом административного правонарушения по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ является порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Объективную сторону вменяемого правонарушения составляет сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию.
Субъектом ответственности является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу.
Субъективная сторона выражена в том, что АО "Авиакомпания "РОЯЛ ФЛАЙТ" не приняло все возможные, предусмотренные международным и российским законодательством, меры в целях обеспечения представления таможенным органам достоверных сведений, и тем самым, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу с ч. 1 ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судом изучены материалы административного дела, и выслушаны позиции сторон.
Доводы Общества о том, что прибывший груз является почтовым отправлением и прибыл с сопроводительными документами, правомерны были отклонены судом.
Суд указал, что заявление Общества об аннулировании авианакладной не подтверждается им документально, доказательства такого аннулирования не приводятся; также не указана дата, в которую произошло аннулирование. Следовательно, договор перевозки является действующим.
В силу статьи 4 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Заключена в г. Монреале 28.05.1999) при перевозке груза выдается авиагрузовая накладная.
В соответствии со статьей 5 указанной Конвенции авиагрузовая накладная или квитанция на груз содержит:
а) указание пунктов отправления и назначения;
с) указание веса отправки.
В соответствии со статьей 7 указанной Конвенции авиагрузовая накладная составляется отправителем в трех подлинных экземплярах. Первый экземпляр имеет пометку "для перевозчика" и подписывается отправителем. Второй экземпляр имеет пометку "для получателя" и подписывается отправителем и перевозчиком. Третий экземпляр подписывается перевозчиком, который передает его отправителю по принятии груза.
В соответствии со статьей 11 указанной Конвенции авиагрузовая накладная или квитанция на груз, до доказательства противного, являются свидетельством заключения договора, принятия груза и условий перевозки, указанных в них.
Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию изложенную обществом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления от 08.06.2021 N 1000500-293/2021 о требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах требование общества о признании незаконным представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенное Шереметьевской таможней на основании статьи 29.13 КоАП РФ, также правомерно оставлено судом без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным постановления в полном объеме.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.01.2022 по делу N А40-135299/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135299/2021
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОЯЛ ФЛАЙТ"
Ответчик: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ