г. Москва |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А40-83454/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2021 по делу N А40-83454/21 (120-535)
по заявлению ООО "Фрегата"
к ДГИ г. Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании незаконным Уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Сукачев Э.В. по дов. от 28.12.2020; |
от ответчика: |
Аугулис Р.Р. по дов. от 13.12.2021; |
от третьего лица: |
Аугулис Р.Р. по дов. от 10.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фрегата" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ДГИ г. Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным Уведомления Департамента о ставке арендной платы с 2021 г. (от 21.12.2020 N ДГИ-И-33-6-72045/20-(0)-1) по Договору аренды от 16.10.2003 г. N 01-00979/03.
Решением суда от 17.11.2021 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ДГИ г. Москвы и Правительство Москвы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованных лиц, обществом не приведено доказательств того, что уведомление вынесено с нарушением закона и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, ссылаются, что Заявителем избран ненадлежащий способ защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ДГИ г. Москвы и Правительства Москвы доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ДГИ г.Москвы и ООО Фрегата" 16 октября 2003 года заключен и исполняется по настоящее время Договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 01-00979/03 от 16.10.2003 г. (в редакции дополнительных соглашений от 10.11.2006 г. и от 17.09.2013 г.) (далее Договор, Договор аренды), общей площадью 289,2 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, Потаповский пер, дом 5, строение 1 (далее - Помещение).
В соответствии с п. 1.1 Договора аренды, Арендодатель (департамент) сдает, а Арендатор (заявитель) принимает в аренду нежилой объект (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью 289,2 кв. м, расположенный по адресу г. Москва, Потаповский пер, дом 5, строение 1, квартал 103 (подвал, пом. I, к. I л/кл. А, 1-ый этаж, пом. I к. 5-9, л/кл. А, 2-ой этаж, пом. I, к. 1-4, 14, 14а, 15, 15а, 22, л/кл. А).
Технические характеристики и иные сведения об объекте указаны в техническом паспорте БТИ N 103/2 по состоянию на 14.12.1993 г. Неотъемлемой частью договора являются выписка из технического паспорта БТИ, экспликация и поэтажный план (п. 1.2).
Нежилой объект передается в аренду под служебные цели (п. 1.3).
Срок действия Договора был согласован Сторонами в разделе 2 договора, согласно п. 2.1 которого срок действия договора устанавливается с 01.07.2003 г. до 30.06.2008 г., затем редакциями дополнительных соглашений (от 10.11.2006 г. и от 17.09.2013 г.) к Договору аренды срок аренды был установлен до 16.09.2018 г.
Следовательно, общий срок действия договора был согласован Сторонами и установлен с 01.07.2003 г. по 16.09.2018 г.
После истечения срока действия Договора аренды, указанного в Договоре, Заявитель продолжает вынужденно, до урегулирования судом разногласий, возникших между ООО "Фрегата" и Департаментом при заключении договора купли-продажи нежилых помещений, пользоваться арендуемым помещением, таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ Договор аренды, после истечения установленного срока действия, возобновил свое действие на тех же условиях на неопределенный срок.
ООО "Фрегата" с 01.07.2003 г. по настоящее время владеет нежилым помещением площадью 289,2 кв. м, расположенным по адресу: город Москва. Потаповский пер, дом 5. строение 1 на праве аренды.
Порядок осуществления платежей и расчетов по Договору установлен в разделе 6 Договора. Согласно п. 2 Дополнительного соглашения от 17.09.2013 г. к Договору, в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды Стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной Арендодателем в одностороннем порядке.
В этом случае Арендодатель направляет Арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для Сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.
ООО "Фрегата" 23.05.2017 г. обратилось к Департаменту с заявлением о выкупе Помещения, в порядке реализации своего права на предоставление государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" от 23.05.2017 N 33-5-74913/17-(0)-0.
Заявление ООО "Фрегата" о выкупе арендуемого имущества было получено и принято Департаментом, что подтверждает наличие у Заявителя оснований на возмездное отчуждение недвижимого имущества из государственной собственности города Москвы.
03.09.2018 г. ДГИ г. Москвы направил с письмом N 33-5-74913/17-(0)-14 проект оговора купли-продажи.
01.10.2018 г. ООО "Фрегата" подписало (с протоколами разногласий о размере выкупной цены) и направило в адрес Заинтересованного лица экземпляры подписанного договора купли продажи с протоколами разногласий к указанному договору.
После получения Отказа Департамента в подписании протокола разногласий, ООО Фрегата" обратилось с иском об урегулировании разногласий в Арбитражный суд города Москвы.
Решением от 25.02.2021 г. по делу N А40-266061/18-60-2130 урегулированы разногласия, возникшие между ООО Фрегата" и Департаментом, при заключении договора купли-продажи нежилых помещений, общей площадью 289,2 кв. м, расположенных по адресу: город Москва, Потаповский пер, дом 5, строение 1.
15.01.2021 г. ООО "Фрегата" получило Уведомление Департамента городского имущества города Москвы о ставке арендной платы с 2021 года (от 21.12.2020 N ДГИ-И-33-6-72045/20-(0)-1), согласно которому, предыдущая ставка арендной платы 4 750 руб. за кв. м в год (без НДС) отменяется, а с 01.01.2021 г. в соответствии с расчетом действует рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в 2021 году 18 445,88 руб. за кв. м в год (без НДС) (к перечислению в год арендная ставка без НДС - 5 334 548,50 руб.).
ООО "Фрегата" с 01.08.2016 г. года является субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв. м. на основании договора аренды заключенного без проведения торгов и имеет право на применение льготной ставки, которая предоставлялась ему Заинтересованное лицом в 2020 году и ранее. Право на применение льготной ставки арендной платы Заявителем не утрачено.
ООО "Фрегата" указывает, что поскольку регистрационные данные и статус ООО "Фрегата" не изменялись, то ООО "Фрегата" и в 2021 году также, как и в 2020 году (и ранее), имеет право на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. кв.м. в год (без НДС) на 2021 г. за нежилое помещение по Договору аренды от 16.10.2003 N 01-00979/03 нежилых помещений, общей площадью 289,2 кв. м.
Заявитель посчитав, что Уведомление Департамента о ставке арендной платы с 2021 г. от 21.12.2020 N ДГИ-И-33-6-72045/20-(0)-1) по Договору аренды от 16.10.2003 г. N 01-00979/03 незаконно, обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия заинтересованных лиц не законны и нарушают права и законные интересы общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее -Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением N 809-ПП утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: 1. арендующим объекты площадью до 300 кв.м; 2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв.м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв.м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 17 раз. При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв.м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально-значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по 02.12.2016, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв.м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечь оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (далее - Постановление N 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м в год:
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической туры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м; (а с 01.01.2020 г. ставки арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м) необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв.м.
Соответственно, льготная ставка в размере 4750 руб. за кв.м в год предоставляется всем субъектам малого предпринимательства, и тем которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и тем которые пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек. Данная позиция полностью согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП. Согласно названному пункту критерием для предоставления указанной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов. Более того, только постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-П "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП и от 1 июля 2013 г. N 424-ПП" внесены соответствующие изменения в пункты 1 и 1(1) постановления 800-ПП.
Кроме того, обжалуемое уведомление Департамента не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, даже заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 21.07.2015 о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило бы при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям Договора на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения) находящегося в собственности Москвы N 01-00979/03 от 16.10.2003 г. (в редакции дополнительных соглашений от 10.11.2006 г. и от 17.09.2013 г.) размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 01.01.2021 льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
Только в том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, с Общества может взиматься арендная плата, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период перестало отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
В данном случае применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, буквального содержания Постановления N 800-ПП, действующего в этот период, а также разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.
Таким образом, Общество, как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, с 01.01.2021 г. в силу закона имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в размере 4750 руб. за кв.м в год без обращения в Межведомственную комиссию.
По мнению заинтересованных лиц, срок действия Договора аренды от 16.10.2003 г. N 01-00979/03 истек 15.06.2018 г., а арендная плата договором аренды и дополнительным соглашением к нему установлена на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы.
В этой связи, по мнению заинтересованных лиц, с 19.10.2020 г. ставка арендной платы по Договору аренды должна быть установлена в соответствии с п. 2.4. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП.
При этом Департамент и Правительство Москвы считают, что начиная с 22.09.2020 г. Общество может рассчитывать на получение льготной ставки в размере, установленном п. 1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, только на основании решения Межведомственной комиссии, при соблюдении условий и критериев, определенных в постановлении.
Позиция Заинтересованных лиц признана судом неправомерной, так как противоречит информации о применении льготной ставки в 2021 года для субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенной 28.12.2020 г. в публичном доступе на официальном сайте Мэра Москвы (mos.ru), согласно которой: "Программа льготной аренды для малого бизнеса продлена на 2021 год. В 2021 году представители малого бизнеса, которые арендуют помещения площадью до 300 квадратных метров или занимаются социально значимыми видами деятельности, смогут получить льготную или минимальную ставку аренды городской недвижимости. Такая возможность включена в пятый пакет антикризисных мер поддержки предпринимателей, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
"Программа льготной аренды городских помещений для малого бизнеса была запущена в Москве в 2013 году, сохранилась в период пандемии и в качестве дополнительной меры поддержки была продлена на 2021 год. Мера позволит 965 индивидуальным предпринимателям и организациям, арендующим помещения площадью до 300 квадратных метров или занимающимся социально значимыми видами деятельности, продолжать арендовать помещения за 4,75 тысячи рублей за один квадратный метр в год по минимальной ставке и за 3,5 тысячи рублей - по льготной. Это обеспечит поддержку малых предприятий, которые ранее получили право аренды объектов нежилого фонда без торгов", - отметил заместитель Мэра.
"Воспользоваться этой мерой поддержки из пятого пакета смогут представители малого бизнеса, которые арендовали городские помещения по минимальной или льготной ставке в 2020 году. Из них более 60 арендаторов автоматически сохранят минимальную ставку аренды на следующий год, а 900 предпринимателей могут сохранить льготную ставку или перейти на нее по решению Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. Всего с 2013 года этой льготой воспользовались четыре тысячи представителей малого бизнеса. Это количество постепенно сокращалось и достигло показателя в 965 предпринимателей за счет того, что большая их часть воспользовалась правом преимущественного выкупа арендуемых у города нежилых помещений", - отметил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман".
Обжалуемое уведомление обоснованно признано судом незаконным, так как в данном случае положения п.п. 1(1), 2.1., 2.4. Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, к отношениям сторон не применимы.
Уведомление Заинтересованного лица не соответствуют установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречат требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Судом первой инстанции установлено, что доводы Заинтересованных лиц о необходимости применения к отношениям сторон п. 1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП опровергаются фактом предоставления Обществу льготной ставки в размере 4750 рублей за кв. м в год в 2020 году (и в размере 4500 рублей за кв. м в год в 2017-2019 годах) на основании п. 1.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП в 2017-2020 г.г. без обращения в МВК, что подтверждается платежными документами и результатами сверки.
В сложившейся ситуации отношения сторон должны регулироваться п. 1.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, которым постановлено: Субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов - Установить с 1 января 2020 г. ставку арендной платы в размере 4750 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП, от 16.12.2020 N 2262-ПП):
Также правомерно указано судом, что арендные отношения между сторонами на момент возникновения спора о размере арендной ставки и вынесении обжалуемого решения являлись вынужденными, поскольку между сторонами хоть и был подписан в 2018 году договор о выкупе арендуемого помещения, но разногласия по выкупной цене имущества разрешались сторонами в Арбитражном суде города Москвы.
Арбитражным судом города Москвы вынесено решение от 02.04.2021 г. по делу N А40-266061/18-60-2130 об урегулирование разногласий, возникших между ООО "Фрегата" и Департаментом городского имущества города Москвы при заключении договора купли-продажи нежилых помещений, общей площадью 289,2 кв. м, расположенных по адресу: город Москва, Потаповский пер, дом 5, строение 1, которым разногласия по договору урегулированы, а требования Заявителя удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 02.08.2021 г. Постановлением от 02.08.2021 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-266061/18 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ДГИМ - без удовлетворения.
Решением от 03.06.2021 г. Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-20664/21-37-71 по иску ООО "Фрегата" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы признано право ООО "Фрегата" на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. 00 коп. за метр квадратный на 2021 год по договору на аренду нежилого фонда N 01-00979/03 от 16.10.2003 г. Решение вступило в законную силу 08.11.2021 г. Постановлением от 08.11.2021 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021 по делу N А40-20664/21 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ДГИМ - без удовлетворения.
Уведомление Заинтересованного лица об одностороннем отказе от Договора аренды от 16.10.2003 г. N 01-00979/03 обжаловано Обществом в Арбитражный суд города Москвы. Решением от 22.09.2021 г. Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-2405/21-6-15 по иску ООО "Фрегата" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа от договора аренды нежилого фонда (нежилого помещения) N01-00979/03 от 16.10.2003, оформленного уведомлением NДГИ-И84380/20 от 24.11.2020 постановлено: Признать недействительной сделку Департамента городского имущества города Москвы об отказе от договора аренды нежилого помещения N 01-00979/03 от 16.10.2003, оформленную уведомлением от 24.11.2020 года N ДГИ-И-84380/20. Решение Заинтересованное лицоом и 3-м лицом не обжаловалось и вступило в законную силу 22.10.2021 г.
Согласно ст. ст. 153 - 155 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.
Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167, ст. 168 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ст. ст. 606, 610 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
По условиям п. 8.3 договора, договор может быть расторгнут арендодателем в одностороннем порядке в том числе в случае использования помещений не по целевому назначению, невнесения арендной платы более двух сроков оплаты подряд, существенного ухудшения арендатором состояния имущества.
Доказательств, что на дату принятия оспариваемого уведомления о расторжении договора аренды от 16.10.2003 г. у арендатора имелись нарушения условий договора, являющихся основанием для его расторжения, в материалы дела не представлено.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Возможность выкупа арендуемого имущества самим арендатором установлена частями 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, которые, согласно части 2 статьи 10 Закона, вступают в силу с 01.01.2009.
Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества определен в статье 4 данного Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по смыслу статьи 3 Закона и в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ суд вправе признать наличие у арендатора права на приобретение в случае, когда договор аренды был прекращен в одностороннем порядке арендодателем, действовавшим исключительно с целью воспрепятствования реализации арендатором права на приобретение. Если по истечении непродолжительного периода после прекращения договора аренды арендодателем принимается решение о приватизации недвижимого имущества, недобросовестность действий последнего предполагается, пока не доказано иное.
Общество обратилось с заявлением к Заинтересованное лицу о реализации преимущественного права выкупа 23.05.2017 г.
В период рассмотрения в Арбитражном суде города Москвы дела N А40- 266061/18-60-2130 об урегулировании разногласий, возникших между ООО "Фрегата" и Департаментом городского имущества города Москвы при заключении договора купли-продажи нежилых помещений, общей площадью 289,2 кв. м, расположенных по адресу: город Москва, Потаповский пер, дом 5, строение 1, Заинтересованное лицом направлено первое оспариваемое Истцом уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке по причинам, не связанным с нарушением арендатором его условий, затем второе обжалуемое в настоящем деле уведомление, которым установлена рыночная ставка арендной платы.
Таким образом, указанные действия Заинтересованного лица, с учетом данных в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 разъяснений, противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права заявителя, в том числе на применение ставки арендной платы в соответствии с положениями п. 1.1 и пункта 5 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в отзыве на заявление при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Заявителем использованы все способы защиты своего нарушенного права, в связи с чем, доводы жалобы о неверном способе защиты также отклоняются.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2021 по делу N А40-83454/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83454/2021
Истец: ООО "ФРЕГАТА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12728/2022
11.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50960/2022
06.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12728/2022
10.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-86702/2021
17.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-83454/2021