г. Москва |
|
6 июля 2022 г. |
Дело N А40-83454/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Борсовой Ж.П.,
судей: Нагорной А.Н., Цыбиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Сукачев Э.В. по доверенности от 01 апреля 2022 года,
от ответчика: Дубчак Р.В. по доверенности от 13 декабря 2021 года (онлайн),
от третьего лица: Дубчак Р.В. по доверенности от 10 декабря 2021 года,
рассмотрев 05 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года по делу N А40-83454/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрегата" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным уведомления о ставке арендной платы,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фрегата" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным уведомления о ставке арендной платы с 2021 года (от 21 декабря 2020 года N ДГИ-И-33-6-72045/20-(0)-1) по договору аренды от 16 октября 2003 года N 0100979/03.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по существу спора судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
От Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы в Арбитражный суд Московского округа в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции).
К ходатайству приложены электронные образцы документов, удостоверяющие личность представителя, а также документы, подтверждающие полномочия представителя на участие в судебном заседании.
Исходя из необходимости соблюдения интересов участников процесса на судебную защиту, принимая во внимание наличие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и учитывая опыт Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражным судом Московского округа удовлетворено заявленное ходатайство.
В заседании суда кассационной инстанции 05 июля 2022 года представитель заявителей кассационной жалобы изложенные в жалобе доводы и требования поддержал, представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по доводам, отзыв на кассационную жалобу не представил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Из представленных в материалы дела документов судами при рассмотрении спора по существу установлено, что 16 октября 2003 года между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) и ЗАО "Сефитаксервис" (арендатор) заключен договор аренды N 01-00979/03, в редакции дополнительных соглашений от 10 ноября 2006 года и от 17 сентября 2013 года, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения общей площадью 289,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Потаповский пер, д. 5, стр. 1.
На основании протокола-соглашения о переуступке прав на аренду от 05 ноября 2008 года права и обязанности арендатора по указанному договору в полном объеме перешли к ООО "Фрегата".
Срок действия договора установлен с 01 июля 2003 года по 16 сентября 2018 года, однако поскольку после истечения срока действия договора аренды арендатор продолжил пользоваться арендуемым помещением (до урегулирования судом разногласий при заключении договора купли-продажи нежилых помещений), договор аренды возобновил свое действие на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 17 сентября 2013 года к договору, в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.
ООО "Фрегата" 15 января 2021 года получило уведомление департамента от 21 декабря 2020 года N ДГИ-И33-6-72045/20-(0)-1 о ставке арендной платы с 2021 года, согласно которому предыдущая ставка арендной платы 4 750 руб. за кв.м, в год (без НДС) отменяется, а с 01 января 2021 года, в соответствии с расчетом, действует рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в 2021 году в размере 18 445 руб. 88 коп. за кв. м в год (без НДС) (к перечислению в год арендная ставка без НДС составляет 5 334 548 руб. 50 коп.).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2021 года по делу N А40-20664/21, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2021 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2022 года, признано право на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. кв.м в год на 2021 год по договору от 16 октября 2003 года N 01-00979/03 аренды нежилых помещений общей площадью 289,2 кв.м, квартал 103 (подвал, пом. I, к. I л/кл. А, 1 этаж, пом. I, к. 5-9, л/кл. А, 2 этаж, пом. I, к. 1-4, 14, 14а, 15, 15а, 22, л/кл. А), расположенных по адресу г. Москва, Потаповский пер, д. 5, стр. 1.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество с 01 августа 2016 года является субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв.м. на основании договора аренды, заключенного без проведения торгов, соответственно, имеет право на применение льготной ставки в 2021 году, которая предоставлялась ему департаментом в 2020 году и ранее, и данное право на применение льготной ставки арендной платы не утрачено, в связи с чем уведомление департамента от 21 декабря 2020 года N ДГИ-И-33-6-72045/20-(0)-1 является незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, положениями статей 3, 6, 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в редакции от 03 декабря 2019 года с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01 января 2020 года), приняв во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2021 года по делу N А40-20664/21 установлено, что истец является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв.м, а договор аренды заключен без проведения торгов, отметив, что истец в 2020 году и ранее пользовался имущественной поддержкой в виде предоставления льготной ставки арендной платы, арендные отношения между сторонами не прекращались, а доказательств того, что истец в спорный период перестал отвечать критериям, указанным в постановлении N 800-ПП, для предоставления льготной ставки арендной ставки, ответчиком не представлено; при этом признание за обществом права на применение льготной ставки арендной платы в соответствии с постановлением N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта, в связи с чем в отношении общества подлежит применению ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м в год на 2021 год, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы заинтересованных лиц о том, что ставка арендной платы с 19 октября 2020 года должна быть установлена на основании пункта 2.4 постановления Правительства N 800-ПП, суды указали, что в рассматриваемом случае положения пункта 2.4 постановления Правительства N 800-ПП к отношениям сторон не применимы, поскольку позиция заинтересованных лиц по данному делу противоречит информации, о применении льготной ставки в 2021 года для субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенной 28 декабря 2020 года в публичном доступе на официальном сайте Мэра Москвы (mos.ru).
Также судами отклонены доводы заинтересованных лиц о необходимости применения к отношениям сторон пункта 1(1) постановления N 800-ПП, так как исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01 января 2017 года, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м; (а с 01 января 2020 года ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м) необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м., соответственно, льготная ставка в размере 4 750 руб. за кв.м в год предоставляется всем субъектам малого предпринимательства, и тем которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и тем которые пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек. Данная позиция полностью согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП. Согласно названному пункту критерием для предоставления указанной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Более того, только постановлением Правительства Москвы от 22 сентября 2020 года N 1554-П "О внесении изменений в Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП и от 1 июля 2013 года N 424-ПП" внесены соответствующие изменения в пункты 1 и 1(1) постановления 800-ПП.
Вопреки доводам кассационной жалобы заключение обществом и департаментом дополнительного соглашения от 21 июля 2015 года о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ не исключило бы при определении размера арендной платы по договору применение положений постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1, поскольку в части 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Федеральным законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Данные выводы согласуются с разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 года N 13, согласно которому если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
При этом, только в случае если общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с общества может взиматься арендная плата, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Доводы кассационной жалобы о том, что за спорный период уже имеется вступивший в законную силу судебный акт, которым установлено наличие у заявителя права на льготную ставку арендной платы, коллегией отклоняется, так как заявитель имеет право заявлять в рамках настоящего дела требования для внесения правовой определенности в правоотношения сторон по данному вопросу.
Оснований не согласиться с выводами судов суд кассационной инстанции не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судами, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Иная оценка заявителем установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствуют о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
У суда кассационной инстанции отсутствуют процессуальные основания для переоценки доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года по делу N А40-83454/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ж.П. Борсова |
Судьи |
А.Н. Нагорная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам кассационной жалобы заключение обществом и департаментом дополнительного соглашения от 21 июля 2015 года о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ не исключило бы при определении размера арендной платы по договору применение положений постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1, поскольку в части 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Федеральным законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Данные выводы согласуются с разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 года N 13, согласно которому если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
При этом, только в случае если общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с общества может взиматься арендная плата, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2022 г. N Ф05-12728/22 по делу N А40-83454/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12728/2022
11.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50960/2022
06.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12728/2022
10.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-86702/2021
17.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-83454/2021