г. Саратов |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А57-9555/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ситиматик"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 декабря 2023 года по делу N А57-9555/2023
по иску акционерного общества "Ситиматик", г. Саратов (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149) к товариществу собственников недвижимости "ТРУД", г. Саратов (ОГРН1026401179705, ИНН 6432230595)
третье лицо: ООО "СТМ-КАПИТАЛ+" (ИНН: 6450098420) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2020-сентябрь 2022 года, в размере 42 235,26 руб., государственной пошлины, в размере 2000,00 руб.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В., действующей на основании доверенности от 18.12.2023, представителя товарищества собственников недвижимости "Труд" - Яниной А.Ю., действующей на основании доверенности от 18.07.2023, председателя Бодягина В.И. - лично по паспорту,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось акционерное общество "Ситиматик" о взыскании с товарищества собственников недвижимости "Труд" задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2020-сентябрь 2022 года, в размере 42235,26 руб., государственной пошлины в размере 2000,00 руб.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. ООО "Поток" ИНН 6452131916, юр. адрес: 410009, САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, САРАТОВ ГОРОД, ИМ 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ ПРОСПЕКТ, ДОМ 12/16, ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 2 2. ООО "ЭкоТранс" ИНН 7203299854, юр. адрес: 625031, ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТЮМЕНЬ ГОРОД, ВЕТЕРАНОВ ТРУДА УЛИЦА, ДОМ 11 3. ООО "Эковывоз" ИНН 6686005610, юр. адрес: 620017, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕКАТЕРИНБУРГ ГОРОД, ШЕФСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 2А-9, ОФИС 104.
25 декабря 2023 года Арбитражным судом Саратовской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Акционерное общество "Ситиматик" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Третьи лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, истец свои исковые требования основывает на том, что в период август 2020 года -сентябрь 2022 года Региональный оператор регулярно обеспечивал прием ТКО от ответчика.
Однако, ответчиком обязательства по оплате систематически нарушаются, по состоянию на дату предъявления искового заявления размер задолженности за указанный период, по расчету истца, составляет 42235,26 руб.
В связи с тем, что данная задолженность ответчиком не оплачена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец доводы ответчика документально не опроверг, не представил данные систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (ГЛОНАСС-трекинга, GPS-трекинга), выписки из маршрутных журналов и путевые листы, подтверждающие фактическое присутствие автомашин (мусоровозов) на территории ответчика в спорный период, а также сведения об объемах принятых ТКО. Судом также отклонен довод истца об общедоступности контейнерных площадок ввиду того, что на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" содержится реестр площадок ТКО, согласно которому нет ни одной площадки ТКО, находящейся в фактической доступности для ТСН "Труд", а непосредственно на территории ТСН "Труд" и вообще отсутствуют контейнерные площадки. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик имеет действовавший в спорный период договор с другой организацией - ООО "СТМ Капитал+", осуществлявшей сбор в предоставляемый Ответчику бункер, и транспортирование отходов с территории ответчика в спорный период.
Апелляционный суд с данной позицией суда первой инстанции не согласен в силу следующего.
В системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованным в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
По результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора от 21 мая 2018 года.
АО "Управление отходами" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2) 20 июня 2018 года заключено Соглашение N 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Зона деятельности определена Территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, в Саратовской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 707 от 22.09.2016.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ).
Следовательно, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Ответчик ссылается на то, что на период 2020 - 2022 гг. и по сегодняшний день между ТСН "ТРУД" и АО "Ситиматик" не заключался и не заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО. В сентябре 2022 года ТСН "ТРУД" был получен договор N 43/312/0017815 на оказание услуг по обращению с ТКО. Как указывает ответчик, данный договор с АО "Ситиматик" не был заключен в связи наличием в нем несоответствий действующему законодательству Российской Федерации.
Ввиду этого 20 октября 2022 года ТСН "ТРУД" было направлено в адрес АО "Ситиматик" сопроводительное письмо с указанием на то обстоятельство, что в действующее законодательство внесены соответствующие изменения, не позволяющие заключить Договор N 43/312/0017815 от 27.09.2022 в предложенной редакции АО "Ситиматик".
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" и главой II СанПиН N 2.1.3684-21 от 28.01.2021, рассмотрев Договор N43/312/0017815 от 27.09.2022 ТСН "ТРУД" пришло к выводу, что требования вышеуказанных актов не соблюдаются в Договоре N43/312/0017815 от 27.09.2022.
При этом ответчик ссылается на то, что расстояние между ТСН "ТРУД", находящегося по адресу: 410530, Саратовская область, г. Саратов, пос. Дубки, территория СНТ ТРУД и указанным адресом в Приложении 1 к Договору N 43/312/0017815 от 27.09.2022 г.: пос. Дубки ул. Новая д. 1 составляет 10 км, что значительно превышает 100 м., установленные законодательно, и явно нарушает требования действующего законодательства в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное ТСН "ТРУД" сообщало, что вынуждено отказаться от заключения Договора N 43/312/0017815 от 27.09.2022. В адрес АО "Ситиматик" было направлен Протокол разногласий от 20.10.2022 к Договору N 43/312/0017815 от 27.09.2022.
01 ноября 2022 года ТСН "ТРУД" получило ответ от АО "Ситиматик", согласно которому истец не учел замечания, указанные в Протоколе разногласий от 20.10.2022 к Договору N 43/312/0017815 от 27.09.2022.
15 ноября 2022 года ТСН "ТРУД" вновь продублировал Протокол разногласий к Договору N 43/312/0017815 от 27.09.2022 с просьбой согласовать вышеуказанные условия.
Однако, как указывает ответчик, ответы на вышеуказанные запросы от АО "Ситиматик" не были получены ТСН "ТРУД".
Лишь только в апреле была получена претензия с требованием об оплате задолженности в размере 42 235, 26 руб.
При этом у ТСН "ТРУД" на период 2020-2022 гг. были заключены договоры на оказание услуг по вывозу крупногабаритных отходов с СНТ "Капитал +".
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) "Правила по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, далее Правила N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
Предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 97 от 12 июля 2018 года.
Таким образом, в соответствии с Правилами N 1156, между АО "Ситиматик" и ТСН "ТРУД" был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 43/312/0017815 (далее по тексту Договор), согласно которому истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Как разъяснено в пунктах 1,2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа; если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
Поскольку сторонами настоящего спора договор как единый документ подписан не был, договор считается заключенным на условиях типового.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30 декабря 2019года N 48/1.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020года N 35/112.
Учет объема ТКО осуществляется в соответствии с "Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее Правила N 505) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц, и нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 47 от 05.02.2018. "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области", N 134 от 18.03.2020 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Контейнерная площадка, указанная в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, организована органом местного самоуправления.
Факт оказания услуг из указанной контейнерной площадки подтверждается маршрутными журналами и ответчиком не опровергнут.
Поскольку доказательств организации ответчиком в исковой период собственной контейнерной площадки, ее включения в реестр контейнерных площадок и территориальную схему обращения с отходами не представлено, отсутствие контейнерной площадки на территории ответчика, невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на общедоступных площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, не исключают оказание потребителю региональным оператором услуг по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и не являются основаниями для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО с применением способа коммерческого учета по нормативу накопления в порядке, определенном Правилами N 1156". Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2023 по делу NА57-19026/2022.
Довод ответчика о том, что у него отсутствует возможность организации контейнерной площадки, не исключает его обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО и оплате услуг по обращению с ТКО.
Материалами дела установлено, что в связи с уклонением ответчиком от организации индивидуальной контейнерной площадки Департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов" обратился в суд с иском к ТСН "Труд" о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать на территории ТСН "Труд" контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.
Решением Саратовского районного суда от 19.09.2023 по делу 2-1234 (1)123) требования были удовлетворены, на ТСН "Труд" возложена обязанность организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, оборудовав на территории ТСН "Труд" контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установив контейнеры.
Следовательно, при отсутствии индивидуальной контейнерной площадки складирование ТКО осуществляется на места накопления (площадки) оборудованные органом местного самоуправления.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей процесс деятельности выступает в качестве фактора образования твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, исходя из вышеназванных норм, действующее законодательство не предоставляет собственнику ТКО права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу норм Закона N 89-ФЗ заключение договора по обращению с ТКО с региональным оператором для ответчика является обязательным.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Отсутствие места (площадки) накопления ТКО на территории ответчика не свидетельствует о неоказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО по договору ТКО за спорный период, учитывая общедоступность контейнеров для сбора ТКО и обязанность собственников ТКО складировать ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, члены ТСН, не были лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО (Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2023 по делу N А55-4566/2022).
В типовом договоре на оказание услуг указано место накопление ТКО - 410530, Саратовская обл, Саратовский муниципальный район, Сельское поселение Дубковское, Дубки п, Новая ул, дом N 1.
Как разъяснено в пункте 14 Обзора от 13.12.2023, в случае, если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в Территориальную схему, вне зависимости от своего адреса/места положения.
При этом, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
Таких доказательств ответчиком не представлено.
Таким образом, единственным основанием для отказа в удовлетворении требований следует считать то обстоятельство, что услуга оказывалась иным лицом без нарушений санитарного законодательства.
ТСН "Труд" также не представлены доказательства оказания услуги иным лицом.
Так, в материалах дела представлены договоры с ООО "СТМ - Капитал+" N 445 от 08.04.2020, N 445 от 08.04.2021, N 529 от 19.08.2022 в предмете которых указаны услуги по вывозу КГО (отходов от опиловки древесно-кустарниковой растительности, покоса травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, листва), т.е. отходы не относящиеся к ТКО.
В соответствии с разъяснениями министерства природных ресурсов и экологии саратовской области, изложенными в письме от 21 июля 2020 года N 08-25-53/18336 "Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО" отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик ссылается на то, что бункер - накопитель размещается не на постоянной основе, с периодичным вывозом.
Данное утверждение противоречит условиям договора (пункты 2.1.2., 2.1.5., 2.1.6 вышеуказанных договоров), где указано, что ответчик обязан иметь необходимое количество контейнеров, содержать их в техническом состоянии, отвести для него отдельное место, которое содержать в чистоте, место должно быть заасфальтировано и ограждено, освещено, иметь свободный доступ в любое время, в зимнее время очищать контейнерную площадку от наледи и снега.
Кроме того следует отметить, что ООО "СТМ - Капитал" после начала деятельности Регионального оператора не оказывало услуги по обращению с ТКО.
Устанавливая порядок оказания услуг по обращению с ТКО посредством заключения соответствующего договора исключительно с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Следовательно, ранее заключенные договоры в отсутствие специальных оснований для прекращения обязательств сохраняют силу (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
Договоры с ООО "СТМ - Капитал+" N 445 от 08.04.2020, N 445 от 08.04.2021, N 529 от 19.08.2022 заключены после начала деятельности Регионального оператора и не предусматривают вывоза ТКО.
Кроме того, ООО "СТМ-Капитал+" статусом регионального оператора не обладает, утвержденного тарифа на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеет, лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению ТКО не имеет, заключенного договора на утилизацию и захоронение ТКО на полигоне не имеет.
Довод ответчика о том, что место накопления ТКО располагается на удаленном расстоянии, отклоняется апелляционным судом.
Отсутствие контейнерной площадки потребителя в территориальной схеме не лишает его права осуществлять складирование ТКО в контейнеры любой иной площадки, включенной в территориальную схему, и тем самым, не освобождает его от обязанности оплачивать услуги по обращению с ТКО с данных контейнерных площадок. Удаленность общедоступной площадки не лишает ответчика права обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении контейнерной площадки в территориальную схему. Доказательства отсутствия возможности осуществления складирования ТКО на общедоступные площадки, включенные в территориальную схему, ответчиком не представлены, как и не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательство в области обращения с отходами.
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и вывоз ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).
Вместе с тем, складирование ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, осуществляется потребителями в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО (подпункт "в" пункта 10 Правил N 1156) и такой способ складирования ТКО должен быть предусмотрен договором.
Следовательно, бестарный метод сбора и вывоза ТКО применяется в случае выбора указанного способа складирования ТКО самим потребителем при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Материалы дела не содержат информации о заключении ТСН "Труд" договоров на оказание услуг по обращению с ТКО бестарным методом сбора и вывоза ТКО, соответственно, с учетом положений пункта 148 (2) Правил N 354 неиспользование такого способа складирования ТКО не свидетельствует о нарушении Региональным оператором норм действующего законодательства, образующем предусмотренное частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушение.
Более того, доказательств обращения ответчика к истцу с предложением об изменении способа вывоза ТКО не представлено, во всяком случае, в деле такие доказательства отсутствуют.
Пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 информационного письма Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48).
Исходя из системного толкования положений статей 781, 783, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для возникновения у заказчика обязанности оплатить услуги является сам факт оказания ему предусмотренных договором услуг.
Статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации разъясняет, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779-782 Гражданского кодекса Российской Федерации не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Факт оказания услуг за взыскиваемый период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не опровергнуты.
Факт транспортирования ТКО с контейнерной площадки общего пользования подтверждается маршрутными журналами, которые ведутся в отношении мусоровоза в которых указано:
* перевозчик - ООО "Ситиматик";
* номер и марка автомобиля, ФИО водителя,
* рейс,
* номер договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО
- адрес места сбора (загрузки) твердых коммунальных отходов в мусоровоз - Саратовская обл, Саратовский муниципальный район, Сельское поселение Дубковское, Дубки п, Новая ул, дом N 1.
* адрес места выгрузки твердых коммунальных отходов в целях их обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения (том 2 л.д.57-74).
Представленная в материалы дела выписка из маршрутных журналов показывает движение ТКО от момента погрузки до момента передачи для последующей обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, при этом схема движения ТКО не нарушается.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены приказами министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 февраля 2018 года N 47 и от 18 марта 2020 года N 134.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 2 установлен постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1, от 30 декабря 2019 года N 48/1, от 18 декабря 2020 года N 35/112.
Доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также наличия задолженности в ином (меньшем) размере, ответчиком арбитражному суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Ответчик ссылается на то, что истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, поскольку претензия истцом была направлена в адрес ТСН "Труд" 21.03.2023, а ответ на претензию ТСН "Труд" направлен 16.04.2023, а исковое заявление было направлено в суд 13.04.2023 и принято судом к производству 17.04.2023.
Таким образом, ответчик считает, что истцом не соблюдено требование ч. 5 ст. 4 АПК РФ, поскольку до момента обращения с исковым заявлением не прошло 30 дней с момента направления претензии.
Истцом в материалы дела представлена претензия и доказательства ее направления а адрес ответчика 21.03.2023.
С иском в суд истец обратился 13.04.2023.
Таким образом, на момент обращения в суд 30-дневный срок не истек.
Претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
При отсутствии в поведении ответчика намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, правовые основания для оставления иска без рассмотрения отсутствуют, поскольку это приведет к необоснованному затягиванию разрешения спора и ущемлению прав одной из его сторон (пункт 4 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).
Следовательно, основания для применения пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оставления искового заявления без рассмотрения у суда первой инстанции отсутствовали.
На момент рассмотрения спора в суде первой инстанции прошло более 6 месяцев, однако сторонами в добровольном порядке спор не был урегулирован.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения у суда первой инстанции не имелось.
С учетом сказанного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 декабря 2023 года по делу N А57-9555/2023 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять новый судебный акт.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости "Труд", Саратовская область, г. Саратов, п. Дубки, тер. СНТ Труд (ИНН 6432230595) в пользу акционерного общества "Ситиматик", Саратовская область, г. Саратов (ИНН 7725727149) задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2020-сентябрь 2022 года в размере 42235,26 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости "Труд", Саратовская область, г. Саратов, п. Дубки, тер. СНТ Труд (ИНН 6432230595) в пользу акционерного общества "Ситиматик", Саратовская область, г. Саратов (ИНН 7725727149) расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9555/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ТСН Труд
Третье лицо: ООО "СТМ-Капитал+", ООО "Поток", ООО "Эковывоз", ООО "ЭкоТранс"