г. Москва |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А41-39697/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело N А41-39697/2020 по иску Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области к Федеральному агентству лесного хозяйства, Министерству имущественных отношений Московской области и Государственному бюджетному учреждению Московской области "Мосавтодор" о признании недействительными результатов кадастровых работ по установлению границ земельных участков, об установлении границ земельных участков.
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области: Бушков Р.П. (по доверенности от 11.01.2022);
Федерального агентства лесного хозяйства: Гаптуллин А.Н. (по доверенности от 11.11.2021).
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, ответчик) об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228, вид разрешенного использования: ритуальная деятельность, по их фактическим границам, в том числе налагающимся на установленные границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135, категория земель: земли лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, муниципальное казенное учреждение "Служба в сфере погребения и похоронного дела", Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - третьи лица).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе комитет (далее также - податель жалобы) просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Определением от 14.09.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Также указанным определением суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минимушество) и Государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор" (далее - ГБУ "Мосавтодор").
Определением от 14.12.2021 по ходатайству истца суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве ответчиков Минимушество и ГБУ "Мосавтодор".
В ходе рассмотрении спора истец неоднократно уточнял исковые требования, в судебном заседании 03.03.2022 суд апелляционной инстанции принял к рассмотрению последнее уточнение исковых требований, заявленное истцом, согласно которому комитет просит:
1) признать недействительными результаты кадастровых работ по установлению границ земельных участков в части наложения границ земельных участков с кадастровым номером 50:30:0040108:228, 50:30:0000000:30135, 50:30:0040108:491 и 50:30:0040108:492;
2) установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228 в координатах, установленных экспертом:
Координаты фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228 |
Координаты |
|
X |
У |
|
1 |
432119.1557 |
2283418.1987 |
2 |
432121.3061 |
2283416.3135 |
3 |
432124.3046 |
2283415.6796 |
4 |
432207.3923 |
2283458.0543 |
5 |
432208.5306 |
2283468.5061 |
6 |
432207.0545 |
2283476.1372 |
7 |
432195.14 |
2283499.3098 |
8 |
432182.2259 |
2283542.1298 |
9 |
432173.5194 |
2283550.9011 |
10 |
432173.9655 |
2283557.7117 |
11 |
432131.6553 |
2283623.1579 |
12 |
432122.6046 |
2283628.4734 |
13 |
432074.6482 |
2283645.14 |
14 |
432071.3 |
2283645.4647 |
15 |
432069.7049 |
2283647.1415 |
16 |
432061.8444 |
2283656.0145 |
17 |
432059.5672 |
2283657.6943 |
18 |
432051.0323 |
2283665.3753 |
19 |
432045.6506 |
2283675.68 |
20 |
432020.7809 |
2283665.3843 |
21 |
432042.4052 |
2283609.1001 |
22 |
432043.584 |
2283606.4217 |
23 |
432044.768 |
2283603.6501 |
24 |
432050.0809 |
2283589.4096 |
25 |
432058.5473 |
2283569.807 |
26 |
432068.3621 |
2283544.1952 |
27 |
432077.1851 |
2283521.6612 |
28 |
432094.299 |
2283473.2997 |
29 |
432098.6457 |
2283462.2177 |
1 |
432119.1557 |
2283418.1987 |
3) установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:491 в координатах:
Координаты фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:491 |
Координаты, м |
|
|
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
н8 |
432117,69 |
2283421,35 |
н29 |
432098,65 |
2283462,22 |
н28 |
432094,3 |
2283473,3 |
н9 |
432085,36 |
2283498,56 |
1 |
432077,16 |
2283477,65 |
9 |
432093,94 |
2283433,77 |
8 |
432094,07 |
2283433,45 |
7 |
432097,92 |
2283424,36 |
6 |
432099,11 |
2283420,54 |
4) установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:492 в координатах:
Координаты фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:492 |
Координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
432121,67 |
2283414,84 |
2 |
432121,38 |
2283416 |
н5 |
432121,29 |
2283416,33 |
нЗ |
432119,16 |
2283418,2 |
н8 |
432117,69 |
2283421,35 |
6 |
432099,11 |
2283420,54 |
7 |
432099,8 |
2283418,35 |
9 |
432101,78 |
228,3411,8 |
5) установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135 в координатах, установленных экспертом:
Координаты фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000: 30135 |
координаты |
координаты |
X |
У |
|
1 |
432051.84 |
2283413.11 |
н 1 |
432085.36 |
2283498.55 |
27 |
432077.1851 |
2283521.6612 |
26 |
432068.3621 |
2283544.1952 |
25 |
432058.5473 |
2283569.807 |
24 |
432050.0809 |
2283589.4096 |
23 |
432044.768 |
2283603.6501 |
22 |
432043.584 |
2283606.4217 |
21 |
432042.4052 |
2283609.1001 |
20 |
432020.7809 |
2283665.3843 |
19 |
432045.6506 |
2283675.68 |
18 |
432051.0323 |
2283665.3753 |
17 |
432059.5672 |
2283657.6943 |
16 |
432061.8444 |
2283656.0145 |
15 |
432069.7049 |
2283647.1415 |
14 |
432071.3 |
2283645.4647 |
13 |
432074.6482 |
2283645.14 |
н2 |
432077.39 |
2283644.18 |
5 |
432058.92 |
2283676.06 |
6 |
432066.35 |
2283679.8 |
7 |
432010.94 |
2283746.05 |
8 |
431943.7 |
2283801.26 |
9 |
431835.6 |
2283771.4 |
10 |
431837.97 |
2283563.06 |
11 |
431780 |
2283547.25 |
12 |
431768.5 |
2283551.75 |
13 |
431746.5 |
2283559.25 |
14 |
431689.3 |
2283535.93 |
15 |
431674.35 |
2283475.79 |
16 |
431540.83 |
2283525.75 |
17 |
431510.52 |
2283533.66 |
18 |
431481.85 |
2283534.48 |
19 |
431454.68 |
2283548.01 |
20 |
431358.33 |
2283415.87 |
21 |
431343.45 |
2283395.45 |
22 |
431443.47 |
2282974.26 |
23 |
431478.4 |
2282992.38 |
24 |
431572.87 |
2283030.55 |
25 |
431653.31 |
2282971.16 |
26 |
431732.42 |
2283081.02 |
27 |
431811.21 |
2283193.46 |
28 |
431770.32 |
2283348.84 |
29 |
431989.25 |
2283395.01 |
6) в случае удовлетворения требований, разъяснить, что решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области соответствующих сведений/изменений в базу данных Единого государственного реестра недвижимости.
В отзывах на иск Рослесхоз и Минимущество возражали против удовлетворения иска.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в собственности муниципального образования "Городской округ Егорьевск Московской области" находится земельный участок с кадастровым номером 50:30:0040108:228, площадью 18 205 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность, в границах которого расположено общественное кладбище д. Алешино.
Участок поставлен на кадастровый учет 20.01.2012.
Право муниципальной собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 08.11.2017.
Указанный земельный участок на основании постановления Администрации городского округа Егорьевск Московской области N 72 от 16.01.2018 передан в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению "Служба в сфере погребения и похоронного дела", о чем в ЕГРН имеется соответствующая запись N 50:30:0040108:228-50/030/2018-3 от 22.02.2018.
В ходе использования земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228 у указанного учреждения возникли сомнения в соответствии сведений о границах данного земельного участка, содержащихся в ЕГРН, фактическим границам кладбища д. Алешино, в связи с чем учреждением 10.12.2019 с кадастровым инженером Плахиным К.А. был заключен договор N 92/19 на выполнение работ по подготовке планов фактического обмера 5-ти земельных участков, занятых кладбищами.
По результатам выполнения кадастровых работ по договору N 92/19 от 10.12.2019 кадастровым инженером Плахиным К.А. была составлена схема пересечения границ земельного участка, занятого кладбищем, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, д. Алешино, согласно которой установлено наложение фактически занимаемой территории кладбища д. Алешино на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0000000:30135 из категории земель - земли лесного фонда. Площадь наложения составляет 6195 кв. метров.
Согласно сведениям ЕГРН участок с кадастровым номером 50:30:0000000:30135, площадью 300 279 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Егорьевский муниципальный район, городское поселение Егорьевск, Егорьевское лесничество, Пригородное участковое лесничество, квартал 30, выделы 26-42, относится к категории земель - земли лесного фонда, поставлен на кадастровый учет 26.02.2013.
12 декабря 2019 года на указанный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
На основании данных о неверно установленных, по мнению истца, границах смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:0040108:228 и 50:30:0000000:30135 комитет направил в адрес Рослесхоза письмо N 140-01-003Писх/1935 от 20.05.2020, в котором просил внести в установленном законом порядке изменения в сведения ЕГРН в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135 путем исключения из его состава части земельного участка, занятого кладбищем, на что Рослесхоз ответил отказом письмом N АВ-03-27/9911 от 01.06.2020.
Указанные обстоятельства явились причиной обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал факт наложения границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135.
Ввиду того, что, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции при рассмотрении спора необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы, определением суда апелляционной инстанции от 31.03.2021 по ходатайству истца по делу назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Автономной некоммерческой организации "Независимые исследования и судебная экспертиза", на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) установить (с выездом на место) соответствуют ли границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228, площадью 18 205 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность, фактическим границам расположенного на данном земельном участке общественного кладбища д. Алешино;
2) в случае отрицательного ответа на первый вопрос установить фактические границы (с указанием координат) и площадь земельного участка, занимаемого общественным кладбищем д. Алешино в фактических границах кладбища, установить соотношение координат вновь сформированного земельного участка с существующими координатами земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228;
3) установить имеются ли пересечения существующих в настоящий момент координат границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228, площадью 18 205 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность, и координат границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135, площадью 303 882,35 кв. м, категория земель - земли лесного фонда;
4) установить имеются ли пересечения координат границ вновь сформированного земельного участка (вопрос 2), занимаемого общественным кладбищем д. Алешино в фактических границах кладбища, и координат границ иных земельных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135, площадью 303 882,35 кв. м, категория земель - земли лесного фонда; если имеются - установить координаты и площадь пересечения;
5) в случае наличия пересечения границ вновь сформированного земельного участка (вопрос 2), занимаемого общественным кладбищем д. Алешино в фактических границах кладбища, и координат границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135, установить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135, категория земель - земли лесного фонда за вычетом площади пересечения.
Согласно представленному суду апелляционной инстанции и приобщенному к материалам дела заключению эксперта от 23.06.2021 N 106 экспертом сделаны выводы о наложении фактических границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:00401108:228 на границы как земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:30:0000000:30135, так и на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492, определены координаты наложения.
Согласно представленным истцом выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами: 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492 находятся в собственности Московской области, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ "Мосавтодор".
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, является безусловным основанием к отмене принятого судебного акта.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 N 310-ЭС16-10203).
По смыслу норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) и земельного законодательства при определении границ нового земельного участка, так и в случае уточнения границ существующего участка, их местоположение по общему правилу определяется с учетом фактического землепользования по правилам абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому границы и размеры земельного участка должны определяться с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм и разъяснений следует, что требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве, следовательно, такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у всех его зарегистрированных правообладателей.
Из материалов дела усматривается, что требования истца направлены на достижение цели правовой определенности в фактическом местоположении принадлежащего ему земельного участка, а значит, и смежных земельных участков.
Как указано ранее, согласно представленному суду апелляционной инстанции и приобщенному к материалам дела заключению эксперта от 23.06.2021 N 106 экспертом сделаны выводы о наложении фактических границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:00401108:228, в том числе, на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492.
Согласно представленным истцом выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами: 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492 находятся в собственности Московской области, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ "Мосавтодор".
Суд апелляционной инстанции счел, что в случае удовлетворения иска судебный акт по настоящему делу затронет права и обязанности указанных субъектов как смежных землепользователей, в связи с чем перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области, в том числе, в сфере имущественно-земельных отношений.
В связи с указанным, как отмечено ранее, суд апелляционной инстанции привлек Минимущество и ГБУ "Мосавтодор" к участию в деле в качестве третьих лиц, а затем по ходатайству истца - в качестве ответчиков по делу.
Рассмотрев заявленные комитетом исковые требования (с учетом их уточнения), суд апелляционной пришел к выводу об их частичном удовлетворении в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Как отмечено ранее, иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
В рассматриваемом случае права истца на участок с кадастровым номером 50:30:00401108:228 подтверждены.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 указанной статьи создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу пункта 1 статьи 16 названного Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Пунктом 4 названного Закона установлено предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 названного Закона, места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом согласно пункту 1 статьи 18 названного Закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, из приведенных норм следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
В обоснование иска (с учетом его уточнения) истец указывает на то, что фактические границы кладбища пересекают земельные участки ответчиков с кадастровыми номерами 50:30:0000000:30135, 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492.
Доводы истца подтверждены результатами проведенной по делу судебной экспертизой, в которой, как отмечено ранее, сделаны выводы о наложении фактических границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:00401108:228 на границы как земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:30:0000000:30135, так и на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492, определены координаты наложения.
В экспертном заключении (с учетом дополнительных письменных и устных пояснений эксперта, опрошенного судом апелляционной инстанции в судебном заседании 10.02.2022) установлены как границы (координаты) пересечений фактических границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:00401108:228 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:0000000:30135, 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492, так и новые фактические границы спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:00401108:228, границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:0000000:30135, 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492 без учета площадей пересечения с фактическими границами спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:00401108:228.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалы дела истцом представлено 2 акта обследования спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:00401108:228 от 05.10.2020 и от 03.12.2021, из которых следует факт осуществления захоронений на частях пересечения фактических границ участка с земельным участком с кадастровым номером 50:30:0000000:30135 с 1998 года, с земельными участками с кадастровыми номерами 50:30:0000000:30135, 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492 - с 1980 года.
Таким образом, указанные захоронения осуществлены до постановки на кадастровый учет как спорного земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228 (дата постановки на кадастровый учёт - 20.01.2012), так и земельных участков ответчиком 50:30:0000000:30135 (дата постановки на кадастровый учёт - 26.02.2013), 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492 (дата постановки на кадастровый учёт - 30.05.2018), а также до принятия Закона Московской области от 17.07.2007 N 114/2007-ОЗ.
Ввиду указанного суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца о том, что установление границ названных земельных участков произведено с нарушением норм земельного законодательства, поскольку при проведении кадастровых работ границы указанных земельных участков были установлены не по их фактическому землепользованию, а произвольно, что привело к внесению недостоверных сведений в ЕГРН.
На основании вышеизложенного, учитывая, что спорное кладбище не относится к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, земельный участок, на котором находится данное кладбище, может находиться только в муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования об установлении границ, фактически занятых кладбищем, и об установлении границ земельных участков ответчиков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем подлежат удовлетворению.
Доказательства наличия оснований для отнесения земельного участка в силу его значимости, особого статуса, либо в силу иных причин, к объектам федеральной собственности или собственности Московской области, ответчиками в материалы дела не представлены.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что установление уточенных границ и площади как спорного земельного участка, так и участков ответчиков за вычетом площади пересечения с границами спорного земельного участка под кладбищем является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения данных участков.
Ввиду указанного суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении самостоятельного искового требования комитета о разъяснении, что решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области соответствующих сведений/изменений в базу данных Единого государственного реестра недвижимости, так как данная обязанность регистрирующего органа установлена в силу закона и не требует дополнительного подтверждения в настоящем случае в резолютивной части судебного акта.
Решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене по указанным ранее основаниям ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 109 названного Кодекса денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.
Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда (часть 2 указанной статьи).
Частью статьи 110 названного Кодекса установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании указанного выше ввиду оплаты истцом стоимости проведенной по делу судебной экспертизы, результаты которой наряду с иными доказательствами легли в основу настоящего постановления, суд апелляционной инстанции считает верным взыскать с ответчиков - собственников спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:0000000:30135, 50:30:00401108:491 и 50:30:00401108:492 (Рослесхоз, Минимущество) в пользу истца судебные расходы на оплату проведенной по делу судебной экспертизы в сумме по 35 000 руб. с каждого.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2020 по делу N А41-39697/2020 отменить.
Исковые требования Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области удовлетворить частично.
1. Признать недействительными результаты кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228 площадью 22 664 кв. м в следующих координатах:
Координаты фактических границ земельного участка с кадастровым номером
50:30:0040108:228
Координаты
X
У
1
432119.1557
2283418.1987
2
432121.3061
2283416.3135
3
432124.3046
2283415.6796
4
432207.3923
2283458.0543
5
432208.5306
2283468.5061
6
432207.0545
2283476.1372
7
432195.14
2283499.3098
8
432182.2259
2283542.1298
9
432173.5194
2283550.9011
10
432173.9655
2283557.7117
11
432131.6553
2283623.1579
12
432122.6046
2283628.4734
13
432074.6482
2283645.14
14
432071.3
2283645.4647
15
432069.7049
2283647.1415
16
432061.8444
2283656.0145
17
432059.5672
2283657.6943
18
432051.0323
2283665.3753
19
432045.6506
2283675.68
20
432020.7809
2283665.3843
21
432042.4052
2283609.1001
22
432043.584
2283606.4217
23
432044.768
2283603.6501
24
432050.0809
2283589.4096
25
432058.5473
2283569.807
26
432068.3621
2283544.1952
27
432077.1851
2283521.6612
28
432094.299
2283473.2997
29
432098.6457
2283462.2177
1
432119.1557
2283418.1987
2. Признать недействительными результаты кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:491 в части площадью 48 кв. м наложения на указанные в пункте 1 настоящего постановления границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228, в следующих координатах наложения:
Координаты площади наложения на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0040108:491
Координаты, м
X
Y
5
432118.26
2283421.38
н8
432117.6852
2283421.3548
29
432098.6457
2283462.2177
28
432094.299
2283473.2997
н9
432085.3611
2283498.557
2
432085.68
2283499.37
6
432096.15
2283469.49
7
432112.37
2283434.07
Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:491 в следующих координатах за вычетом части земельного участка, которые налагаются на указанные в пункте 1 настоящего постановления границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228:
Координаты фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:491
Координаты, м
X
Y
1
2
3
н8
432117,69
2283421,35
н29
432098,65
2283462,22
н28
432094,3
2283473,3
н9
432085,36
2283498,56
1
432077,16
2283477,65
9
432093,94
2283433,77
8
432094,07
2283433,45
7
432097,92
2283424,36
6
432099,11
2283420,54
3. Признать недействительными результаты кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:492 в части площадью 3 кв. м наложения на указанные в пункте 1 настоящего постановления границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228, в следующих координатах наложения:
Координаты площади наложения на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0040108:492
Координаты
X
Y
Н5
432121.2892
2283416.3283
8
432121.25
2283416.47
Н6
432121.0602
2283417.1295
8
432120.02
2283417.59
5
432118.26
2283421.38
Н8
432117.6852
2283421.3548
3
432119.1557
2283418.1987
Координаты фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:492
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
432121,67
2283414,84
2
432121,38
2283416
н5
432121,29
2283416,33
нЗ
432119,16
2283418,2
н8
432117,69
2283421,35
6
432099,11
2283420,54
7
432099,8
2283418,35
9
432101,78
228,3411,8
Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:492 в следующих координатах за вычетом части земельного участка, которые налагаются на указанные в пункте 1 настоящего постановления границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228:
4. Признать недействительными результаты кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135 в части площадью 5887 кв. м наложения на указанные в пункте 1 настоящего постановления границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228, в следующих координатах наложения:
Координаты площади наложения на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0000000:30135
Координаты, м
X
Y
н1
432085.36
2283498.55
2
432085.68
2283499.37
5
432080.05
2283515.48
4
432105.88
2283595.04
н2
432077.39
2283644.18
13
432074.6482
2283645.14
14
432071.3
2283645.4647
15
432069.7049
2283647.1415
16
432061.8444
2283656.0145
17
432059.5672
2283657.6943
18
432051.0323
2283665.3753
19
432045.6506
2283675.68
20
432020.7809
2283665.3843
21
432042.4052
2283609.1001
22
432043.584
2283606.4217
23
432044.768
2283603.6501
24
432050.0809
2283589.4096
25
432058.5473
2283569.807
26
432068.3621
2283544.1952
27
432077.1851
2283521.6612
Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30135 в следующих координатах за вычетом части земельного участка, которые налагаются на указанные в пункте 1 настоящего постановления границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040108:228:
Координаты фактических границ земельного участка с кадастровым номером
50:30:0000000: 30135
координаты
координаты
X
У
1
432051.84
2283413.11
н 1
432085.36
2283498.55
27
432077.1851
2283521.6612
26
432068.3621
2283544.1952
25
432058.5473
2283569.807
24
432050.0809
2283589.4096
23
432044.768
2283603.6501
22
432043.584
2283606.4217
21
432042.4052
2283609.1001
20
432020.7809
2283665.3843
19
432045.6506
2283675.68
18
432051.0323
2283665.3753
17
432059.5672
2283657.6943
16
432061.8444
2283656.0145
15
432069.7049
2283647.1415
14
432071.3
2283645.4647
13
432074.6482
2283645.14
н2
432077.39
2283644.18
5
432058.92
2283676.06
6
432066.35
2283679.8
7
432010.94
2283746.05
8
431943.7
2283801.26
9
431835.6
2283771.4
10
431837.97
2283563.06
11
431780
2283547.25
12
431768.5
2283551.75
13
431746.5
2283559.25
14
431689.3
2283535.93
15
431674.35
2283475.79
16
431540.83
2283525.75
17
431510.52
2283533.66
18
431481.85
2283534.48
19
431454.68
2283548.01
20
431358.33
2283415.87
21
431343.45
2283395.45
22
431443.47
2282974.26
23
431478.4
2282992.38
24
431572.87
2283030.55
25
431653.31
2282971.16
26
431732.42
2283081.02
27
431811.21
2283193.46
28
431770.32
2283348.84
29
431989.25
2283395.01
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
5. Взыскать с Федерального агентства лесного хозяйства в пользу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области судебные расходы на оплату за проведение судебной экспертизы в сумме 35 000 руб.
6. Взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области судебные расходы на оплату за проведение судебной экспертизы в сумме 35 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39697/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕГОРЬЕВСК, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: ГБУ МО "МОСАВТОДОР", Комитет Лесного хозяйства Московской области, Министерство имуществеенных отношений Московской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА В СФЕРЕ ПОГРЕБЕНИЯ И ПОХОРОННОГО ДЕЛА", Управление Росреестра по Московской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АНО "НЕЗАВИСИМЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА"