г. Киров |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А28-8093/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя третьего лица - Митрофанова О.Н., действующего на основании доверенности от 18.02.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Горэлектросеть"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу N А28-8093/2021
по заявлению акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089)
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Горэлектросеть" (ИНН 4345467450, ОГРН 1174350009569)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Энергосбыт Плюс" (далее - заявитель, Общество, АО "Энергосбыт Плюс") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 12.05.2021 N 27/1537/21П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерного общества "Горэлектросеть" (далее - АО "Горэлектросеть").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Энергосбыт Плюс" и АО "Горэлектросеть" обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению АО "Энергосбыт Плюс", установленный ОДПУ соответствует требованиям, установленным к расчетным приборам учета, показания ОДПУ обоснованно принимаются гарантирующим поставщиком для расчета платы за потребленную электроэнергию. Из апелляционной жалобы следует, что само по себе расположение прибора учета не на границе балансовой принадлежности не свидетельствует о невозможности использования ОДПУ в качестве расчетного, однако предполагает необходимость корректировки его показаний на величину потерь электрической энергии, возникающих на участках сети от мест установки приборов учета до границы балансовой принадлежности МКД.
АО "Горэлектросеть" в апелляционной жалобе указало, что по общему правилу общедомовые приборы учета должны быть установлены на внешней границе сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества; в случае если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики до места установки прибора учета. Из апелляционной жалобы следует, что пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), регламентирует процедуру при необходимости предоставления допуска (доступа) сетевой организации к местам установки приборов учета на границе балансовой принадлежности; в рассматриваемом случае доступ в помещения МКД не требовался, поскольку ОДПУ устанавливался на объекте сетевой организации. АО "Горэлектросеть", что им также выполнено требования пункта 152 Основных положений N 442 об обязательном приглашении гарантирующего поставщика на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию.
Более подробно доводы АО "Энергосбыт Плюс", АО "Горэлектросеть" изложены в апелляционных жалобах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица изложил позицию по делу, поддержал доводы апелляционных жалоб.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 31.01.2022, 03.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.02.2022, 04.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционных жалоб.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращений правообладателей жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, ул. Громовой, д. 23 (далее - МКДД N 23) о ненадлежащем начислении платы за коммунальные услуги по электроснабжению заместителем начальника Инспекции издан приказ от 07.04.2021 N 1537/2021 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО "Энергосбыт Плюс" при осуществлении полномочий по региональному государственному жилищному надзору на предмет соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальные услуги.
В ходе проведенной проверки Инспекцией установлено, что МКД N 23 находится в непосредственном управлении собственников (правообладателей) помещений, МКД N 23 оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) электрической энергии, что подтверждается актом проверки общедомового прибора учета от 01.04.2021, место установки ОДПУ - опора N5; общая площадь жилых помещений в МКД N23 - 172,6 кв.м; по информации АО "Энергосбыт Плюс" нежилые помещения и места общего пользования в МКД N 23 отсутствуют.
На основании представленных в ходе проверки документов Инспекция пришла к выводу, что конструктивные особенности МКД N 23 не предусматривают возможность потребления электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН). В то же время в платежных документах за декабрь 2020 года - март 2021 года по квартирам N1, N2 спорного МКД Общество произвело начисление за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН (с учетом перерасчета за период июль-ноябрь 2020 года).
Проанализировав представленные заявителем документы, Инспекция пришла к выводу, что начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН за июль 2020 года - март 2021 года произведено с нарушением требований пунктов 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); по расчету Инспекции излишне начисленная сумма по квартире N1 за указанный период составила 3 467,98 рублей, по квартире N2 - 3 990,44 рублей.
По результатам проведения проверки консультант инспекторского отдела по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства Инспекции составил акт от 12.05.2021 N 27/1537/21А и выдал АО "Энергосбыт Плюс" предписание N 27/1537/П, согласно которому на заявителя возлагается обязанность устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в акте от 12.05.2021 N27/1537/21А, и обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН в МКД N 23, а именно: произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД N23 за период июль 2020 года - март 2021 года.
Не согласившись с предписанием Инспекции от 12.05.2021 N 27/1537/21П Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В рассматриваемом случае предписание Инспекции от 12.05.2021 N 27/1537/21П вынесено органом государственного надзора по итогам проведенной в отношении АО "ЭнергосбыТ Плюс" внеплановой документарной проверки.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд приходит к итоговому выводу о законности и обоснованности содержащегося в предписании требования надзорного органа на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Постановление N 491), внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прибор учета, по показаниям которого общество начисляет размер платы за электроэнергию, использующуюся на ОДН, собственникам МКД N 23, установлен АО "Горэлектросеть" (в силу части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") на опоре N 5, то есть не на границе балансовой принадлежности МКД.
АО "Горэлектросеть" в материалы дела представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 20.10.2018, согласно которому АО "Горэлектросеть" установлено, что установка ОДПУ в МКД N 23 невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей. Сведений о том, что акт от 20.10.2018 составлен с надлежащим извещением собственников помещений в МКД N 23, арбитражному суду при рассмотрении дела не представлено.
В материалы дела АО "Горэлектросеть" представлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.03.2019, составленный и подписанный сетевой организацией в одностороннем порядке. Представитель АО "Горэлектросеть" в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил отсутствие сведений о направлении в адрес потребителей электрической энергии в МКД N 23 сведений об установке и допуске в эксплуатацию прибора учета в качестве ОДПУ для МКД N 23.
Порядок установки и допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии регламентирован пунктами 150-154 раздела X "Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках" Основных положений N 442 (в редакции, действовавшей на момент ввода спорного прибора в эксплуатацию).
Согласно пункту 150 Основных положений N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
В силу пункта 152 Основных положений N 442 Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (пункт 154 Основных положений N 442).
В рассматриваемом случае доказательства того, что собственники помещений МКД N 23 каким-либо образом извещались об установке общедомового прибора учета, о вводе его в эксплуатацию, в материалах дела отсутствуют.
Из совокупности названных обстоятельств следует, что мероприятия по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета электрической энергии были осуществлены с нарушением установленного порядка.
В этой связи итоговый вывод надзорного органа о том, что прибор учета, расположенный не на границе балансовой принадлежности, установлен и введен в эксплуатацию без согласования с собственниками жилого дома (потребителями), изложенный на странице 5 акта проверки, является обоснованным и нашел свое подтверждение.
Следовательно, у Общества отсутствовали правовые основания для учета расхода электроэнергии на основании показаний прибора учета, установленного с нарушением требований законодательства.
Доводы третьего лица о том, что сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств, не опровергает того обстоятельства, что в силу установленных требований допуск в эксплуатацию такого прибора также должен осуществляться с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
В рассматриваемом же случае потребители электроэнергии были лишены возможности реализовать предоставленные им законом права. Обратного из материалов дела не следует.
Сделанный надзорным органом в акте проверки от 12.05.2021 вывод о том, что конструктивные особенности МКД N 23 не предусматривают возможности потребления электроэнергии на общедомовые нужды, суд апелляционной инстанции полагает необоснованным и при этом руководствуется следующим.
Ответчиком была проведена внеплановая документарная проверка. Должностные лица Инспекции не выезжали на место и не производили осмотр общего имущества МКД N 23, в связи с чем факт отсутствия в данном доме помещений и оборудования общего пользования, при использовании которого потребляется электроэнергия на общедомовые нужды, не устанавливался.
Между тем, поскольку основание, связанное с нарушением порядка установки и ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, подтверждено, у Инспекции имелись достаточные основания для выдачи Обществу предписания от 12.05.2021 N 27/1537/21П. Оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Доводы апелляционных жалоб исследованы судом апелляционной инстанции и отклоняются как не влияющие на правильность итогового вывода суда первой инстанции.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам отклоняется, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных фактических обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу N А28-8093/2021 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы АО "ЭнергосбыТ Плюс" и ПАО "Горэлектросеть" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу N А28-8093/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы акционерного общества "Горэлектросеть", акционерного общества "Энергосбыт Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8093/2021
Истец: АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: АО "Горэлектросеть"