г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А26-7469/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41453/2021) арбитражного управляющего Кошкиной Натальи Салеховны на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2021 по делу N А26-7469/2021 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
к арбитражному управляющему Кошкиной Наталье Салеховны
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Кошкиной Наталии Салеховны (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2021 заявленные требования удовлетворены, арбитражный управляющий Кошкина Н.С. привлечена к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
В апелляционной жалобе арбитражный управляющий Кошкина Н.С. просит решение суда от 22.10.2021 отменить, ссылаясь на наличие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания административного правонарушения малозначительным, поскольку на момент проведения инвентаризации 07.04.2014 суда, в любом случае, уже были бы списаны в утилизацию.
Податель жалобы полагает, что даже при условии, что все управляющие ошибочное указывали в бухгалтерской отчетности в качестве объектов налогообложения фактически отсутствующие суда, указанная в отчетности информация о наличии судов не является ни основанием для возникновения имущества, ни основанием для включения в инвентаризационную опись не существующего имущества и не порождает вменяемое управляющему нарушение.
При этом Кошкина Н.С. за предшествующий год к административной ответственности не привлекалась, а наличие какого-либо ущерба или вреда судами и Росреестром не установлено.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2013 по делу N А26-10161/2010 признано банкротом закрытое акционерное общество "Карельский рыбокомбинат" (ОГРН 1031000002890, ИНН 1001011504), открыта процедура конкурсного производства.
Определением суда от 17.94.2018 конкурсным управляющим утверждена Кошкина Н.С., член некоммерческого партнерства "ВАУ "Достояние", которая отстранена от исполнения указанных обязанностей определением суда от 14.02.2019.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.09.2020 по делу N А26-10161/2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2021, признано ненадлежащим исполнение Шамшуриным А.Ю., Михайловым Д.М., Амировым Р.И., Кошкиной Н.С., Васиным В.В., Каверзиным К.Ю. обязанностей конкурсного управляющего ЗАО "Карельский рыбокомбинат", выразившееся в непроведении мероприятий, направленных на поиск и выявление принадлежащего должнику имущества (теплоходов промыслово-транспортных "М.Попов" и "В. Саккеус"), включению указанного имущества в состав конкурсной массы, непроведении его инвентаризации, оценки и последующей реализации.
Поводом к возбуждению 12.07.2021 в отношении Кошкиной Н.С. дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и проведению административного расследования послужило поступившее 08.07.2021 обращение Федеральной налоговой службы.
09.09.2021 Управлением в отношении арбитражного управляющего Кошкиной Н.С. составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Каверзина К.Ю. к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи, с чем привлек арбитражного управляющего Кошкину Н.С. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы арбитражного управляющего, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 22.10.2021 не подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, состоит в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о банкротстве названный Закон регламентирует среди прочего порядок и условия проведения процедур банкротства.
Статьей 20 Закона о банкротстве регламентировано, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
В пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве закреплены обязанности арбитражного управляющего, перечень которых не является исчерпывающим и, по сути, охватывает все функции арбитражного управляющего, установленные Законом о банкротстве.
Следовательно, арбитражный управляющий, осведомленный как профессионал о своих функциях, установленных Законом о банкротстве, и допустивший их неисполнение, может быть привлечен к административной ответственности по статье 14.13 КоАП РФ.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Материалами дела, в том числе вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.09.2020 по делу N А26-10161/2010, протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что Кошкина Н.С., исполняя обязанности конкурсного управляющего ЗАО "Карельский рыбокомбинат", в нарушение требований Закона о банкротстве не провела мероприятия, направленные на поиск и выявление принадлежащего должнику имущества (теплоходов промыслово-транспортных "М.Попов" и "В. Саккеус"), включение указанного имущества в состав конкурсной массы, его инвентаризацию, оценку и последующую реализацию, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ею обязанностей конкурсного управляющего. При этом доводы арбитражных управляющих о гибели судов при шторме 2008 года были предметом судебного рассмотрения жалобы ФНС России по делу N А26-10161/2010.
Таким образом, факт нарушения вышеприведенных требований Закона о банкротстве установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения арбитражным управляющим Кошкиной Н.С. требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия арбитражным управляющим всех зависящих от мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины арбитражного управляющего в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях арбитражного управляющего Кошкиной Н.С. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истек.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Арбитражный управляющий является одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой его стадии, от деятельности которого зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.
Допущенные арбитражным управляющим при проведении процедуры конкурсного производства нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период осуществления своих полномочий.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного арбитражным управляющим правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание количество нарушений требований Закона о банкротстве, а также их характер, учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения арбитражным управляющим правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного арбитражным управляющим правонарушения малозначительным.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае освобождение арбитражного управляющего от административной ответственности не обеспечивает цели административного наказания, предусмотренные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Наказание назначено судом первой инстанции арбитражному управляющему в виде штрафа в размере 25 000 рублей, что соответствует санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, а также обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2021 по делу N А26-7469/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7469/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: а/у Кошкина Наталия Салеховна, Арбитражный управляющий Кошкина Наталия Салеховна
Третье лицо: Тищенко Андрей Викторович