город Омск |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А46-8905/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Аристовой Е.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15427/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.11.2021 по делу N А46-8905/2021 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Русь" (ИНН 5509002257, ОГРН 1025501516457) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании незаконным решения от 15.02.2021 N КУВД001/2021-4631139/1,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Поскотиной Ангелины Андреевны (по доверенности от 10.01.2022 N 47 сроком действия 31.12.2022);
от закрытого акционерного общества "Русь" - Студеникина Константина Владимировича (по доверенности от 02.02.2021 сроком действия 19.11.2022),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Русь" (далее - ЗАО "Русь", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 15.02.2021 N КУВД-001/2021-4631139/1 (далее - оспариваемое решение).
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.11.2021 по делу N А46-8905/2021 (далее - обжалуемое решение) требования ЗАО "Русь" (ИНН 5509002257, ОГРН 1025501516457) удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 15.02.2021 N КУВД-001/2021-4631139/1 о приостановлении действий по государственной регистрации права на земельный участок, расположенного по адресу: Омская обл., р-н Азовский немецкий национальный, в границах АО "Азовское" площадью 12,4 га (далее - спорный земельный участок). Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) осуществить действия по государственной регистрации права на земельный участок, расположенного по адресу: Омская обл., р-н Азовский немецкий национальный, в границах АО "Азовское".
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось Управление, просило обжалуемое отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что земельный участок, в отношении которого подано заявление о регистрации права, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не учтен, соответственно, государственная регистрация по представленному заявлению без одновременного государственного кадастрового учета невозможна в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации N 218-ФЗ, Закон N 218-ФЗ); судом первой инстанции не учтены положения Приказа Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме", согласно пункту 7 которого все реквизиты заявления являются обязательными для заполнения, если иное не установлено настоящими требованиями, заявителем же не была заполнена графа "кадастровый номер"; в Управление заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не поступало, как и не поступало запроса о предоставлении сведений или межведомственного запроса о предоставлении сведений в порядке статьи 62 Закона о государственной регистрации N 218-ФЗ, в связи с чем данные положения не могли быть применены судом первой инстанции в качестве основания для удовлетворения требований.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 10.03.2022.
В судебном заседании 10.03.2022 представитель Управления просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ЗАО "Русь" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 09.02.2021 ЗАО "Русь" обратилось в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением КУВД-001/2021-4631139/1 об осуществлении действий по государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: Омская обл., р-н Азовский немецкий национальный, в границах АО "Азовское" площадью 12,4 га.
15.02.2021 заявителю было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в связи с тем, что Управление не может идентифицировать объект недвижимости в связи с отсутствием кадастрового номера.
Согласно описи вместе с заявлением КУВД-001/2021-4631139/1 в БУ МФЦ ЦАО (Красногвардейская, 42) заявителем были сданы следующие документы: заявление о государственной регистрации права, составленное специалистом МФЦ; доверенность; договор купли-продажи от 07.08.1997 N б/н, удостоверенный нотариусом Зиновьевым А.В. (реестровый номер 1-311 от 07.08.1997); выкопировка от 06.08.1997.
Решением Управления от 15.02.2021 N КУВД-001/2021-4631139/1 приостановлены действия по государственной регистрации права на земельный участок со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации N 218-ФЗ указано, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Общество, ссылаясь на то, что договор и выкопировка были составлены и подписаны 07.08.1997, то есть до вступления в силу Закона о государственной регистрации N 218-ФЗ и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", полагая действия Управления незаконными, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого решения и восстановлении нарушенных прав.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, исходил из обоснованности доводов заявителя о том, что договор и выкопировка были составлены и подписаны 07.08.1997, то есть до вступления в силу Закона о государственной регистрации N 218-ФЗ и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; отклонил доводы Управления о пропуске заявителем срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе Управлением доводы о пропуске заявителем срока исковой давности не заявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу главы 24 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершённых действий (бездействия)) проверяются исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий (бездействия)).
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как отмечено ранее, решением Управления от 15.02.2021 N КУВД-001/2021-4631139/1 приостановлены действия по государственной регистрации права на земельный участок со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации N 218-ФЗ указано, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
При этом с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН. С указанной даты сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, не требующими дополнительного подтверждения.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в соответствии с вышеуказанным законом возложены на Управления Росреестра.
В силу части 4 статьи 3 Закона N 218-ФЗ полномочия органа регистрации прав по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав не могут быть переданы подведомственному ему федеральному государственному бюджетному учреждению.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета недвижимого имущества в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как следует из части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в течение пяти рабочих дней обеспечивает включение документов и сведений о таком объекте в ЕГРН, в случае их отсутствия на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в установленном порядке), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Из материалов дела следует, а лицами, участвующими в деле, не оспаривается, договор и выкопировка были составлены и подписаны 07.08.1997, до вступления в силу Закона N 218-ФЗ и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, письму Минэкономразвития России от 05.04.2017 N ОГ-Д23-3931 "О рассмотрении обращения от 6 марта 2017 года" в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 Закона N 218-ФЗ запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН, на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 N 05АП-5976/2018 по делу N А51-2410/2018).
Из представленных документов следует, что право общества на спорный земельный участок возникло до момента вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и Закона N 218-ФЗ.
Следовательно, требования заявителя основаны на реализации им в последующем процедуры по внесению в ЕГРП сведений о ранее учтенном земельном участке.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН установлен частью 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
Так, орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе в случае, если ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документов и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (пункт 4 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным названной статьей для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Из буквального толкования вышеизложенных правовых норм следует, для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости требуется предоставление в орган регистрации прав документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, возникшее до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ. К таким документам относятся, в том числе документы, указанные в пункте 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Кроме того, действующим законодательством не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости при условии, что такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Документы, подтверждающие факт приобретения обществом спорного земельного участка были представлены заявителем в Управление.
С учетом установленных обстоятельств и вышеизложенных правовых норм, документы, представленные обществом в силу абзаца 1 пункта 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ удостоверяют наличие у общества права собственности на спорный земельный участок, возникшего до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными и служат основанием для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствии с положениями статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции обоснованно в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ возложил на Управление обязанность осуществить действия по государственной регистрации права на земельный участок, расположенного по адресу: Омская обл., р-н Азовский немецкий национальный, в границах АО "Азовское".
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.11.2021 года по делу N А46-8905/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8905/2021
Истец: ЗАО "Русь"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Адресно-справочный отдел УМВД России по Омской области