г. Вологда |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А13-14253/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Колтаковой Н.А., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Шишкина А.В. по доверенности от 10.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северлессервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 декабря 2021 года по делу N А13-14253/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - Департамент) обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Северлессервис" (адрес: 162682, Вологодская область, Череповецкий район, село Абаканово, улица Костромцова, дом 4, ОГРН 1033500891060, ИНН 3523012782; далее - Общество, ООО "Северлессервис") о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в сумме 1 188 867 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице филиала "Севлеспроект" (далее - Учреждение), публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС").
Решением суда от 16.12.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденное приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155, не является нормативно-правовым актом, действие которого распространяется на неопределенный круг лиц, а является ведомственным документом, который не может применяться в отношении ответчика. Полагает, что суду следовало руководствоваться положениями Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации".
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель в судебном заседании апелляционной инстанции позицию, изложенную в отзыве, поддержал.
ПАО "ФСК ЕЭС" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
От Учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Заслушав пояснения представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15 августа 2008 года Департаментом и ООО "Северлессервис" заключен договор аренды лесного участка N 02-02-16/101-2008, который зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Вологодской области 15.10.2008 за регистрационным номером N 35-35-13/020/2008-478, площадь лесного участка - 14 647,6 га. Договор аренды заключен за плату, сроком до 20 сентября 2031 года. Указанный договор заключен на основании решения Департамента лесного комплекса Вологодской области от 09.06.2008 N 353 о переоформлении ранее заключенных договоров аренды участка лесного фонда от 29.08.2006 N 94 и от 18.12.2006 N 98.
В соответствии с пунктом 10 договора, заключенного сторонами, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка, после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением госэкспертизы.
Кроме этого, арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), получать информацию от арендодателя о лесном участке, с согласия арендодателя сдавать лесной участок в субаренду, отдавать право аренды в залог и т.д.
Лесной участок по указанному договору фактически передан арендодателем арендатору 15 августа 2008 года, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка от 15.08.2008 (приложение 5 к договору).
Как установлено судом первой инстанции, Череповецким территориальным отделом - государственным лесничеством при проверке данных дистанционного мониторинга 15 июня 2020 года установлено, что в Шухтовском участковом лесничестве, которое расположено в Череповецком районе, в квартале 197, выделе 20, произведена незаконная рубка древесины общим объемом 123 куб. м.
По мнению Департамента, рубку лесных насаждений в данном квартале производило ООО "Северлессервис". В результате незаконной рубки лесных насаждений причинен материальный ущерб, который рассчитан истцом первоначально в размере 385 393 руб.
Как подтверждается материалами дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденных приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17, 21 июня 2019 года Общество подало в Череповецкий территориальный отдел - государственное лесничество лесную декларацию от 20.06.2019 N 8 на заготовку древесины в квартале 197, выделах 11 и 14, Шухтовского участкового лесничества на площади 5,2 га, в объеме 1 278 куб. м в период с 01 июля 2019 годя по 30 июня 2020 года.
Лесная декларация принята Череповецким территориальным отделом - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области 21 июня 2019 года. Заготовка древесины в соответствии с данной лесной декларацией была проведена, замечаний либо нарушений лесного законодательства в период заготовки древесины со стороны Череповецкого территориального отдела - государственного лесничества выявлено не было.
В силу пункта 11 Наставления намечаемые к отводу участки леса предварительно обследуются в натуре. Если при этом выявляются существенные расхождения с данными лесоустройства (завышение возраста, неправильное установление преобладающей породы), в результате чего насаждения не могут быть отведены в рубку, эти участки закрываются для рубки и взамен их отводят другие. Одновременно на такие участки составляется акт об обнаруженных ошибках в материалах лесоустройства.
Пунктом 12 Наставлений предусмотрено, что отвод лесосек производится в бесснежный, как правило, весенне-летний период.
В материалах дела усматривается, что отвод лесосеки в квартале 197, выделах 11 и 14, Шухтовского участкового лесничества в рубку производился ответчиком в бесснежный период (с апреля по май 2019 года).
Отвод делянки осуществлялся на основании материалов лесоустройства 2014 года, утвержденных приказом Департамента от 24.02.2015 N 134, на которые нанесены границы делянки, определены направления промеров и расстояния между деляночными столбами; границы делянки определены в пределах эксплуатационной площади выдела.
Как установлено судом первой инстанции, в материалах лесоустройства также отражена водоохранная зона ручья Толстораменский, ширина которой составляет 50 метров в каждую сторону от ручья.
При проверке данных дистанционного мониторинга Департаментом установлено, что ООО "Северлессервис" осуществило вырубку лесных насаждений в выделе 20 квартала 197 Шухтовского участкового лесничества, однако лесная декларация на вырубку лесных насаждений в выделе 20 квартале 197 Шухтовского участкового лесничества ООО "Северлессервис" не подавалась. Кроме того, данная рубка не предусмотрена проектом освоения лесов, поданным ООО "Северлессервис" в Департамент в 2019 году, прошедшим государственную экспертизу (далее - Проект освоения лесов).
Как видно из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (материалы КУСП от 17.06.2020 N 3637) филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Северлеспроект" проведен дистанционный мониторинг путем дешифрования космического снимка квартала 197 Шухтовского участкового лесничества. От данной организации в Череповецкое лесничество направлена карточка N 30230080001970501, из которой следует, что в выделе 20 совершена незаконная рубка.
По данному факту Череповецким лесничеством проведена проверка данной информации и установлено, что в рассматриваемом квартале осуществляло рубку ООО "Северлессервис" по договору аренды от 15.08.2008 N 02-02-16/101-2008. На основании декларации от 20.06.2019 N 8 ООО "Северлессервис" рубка разрешена в выделе 11 квартала 197 Шухтовского участкового лесничества, а на рубку в выделе 20 каких-либо документов данной организацией оформлено не было. Площадь вырубленных деревьев составляет 0,42 га. Всего вырублено деревьев породы ель - 25 куб. м, береза - 61 куб. м, осина - 37 куб. м. Общий объем составил 123 куб. м. Ущерб лесному фонду, исчисляемый по таксам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, составляет 385 393 руб.
Судом первой инстанции определением от 17.06.2021 по ходатайству Общества назначена судебная лесоустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту - заведующему кафедрой лесного хозяйства, профессору кафедры лесного хозяйства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Вологодской области "Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина", доктору сельскохозяйственных наук Дружинину Федору Николаевичу.
Как видно из заключения эксперта Дружинина Ф.Н. от 14.09.2021 с дополнением от 29.09.2021, ответчиком - ООО "Северлессервис" отвод лесосеки в квартале 197, выделах 11 и 14, Шухтовского участкового лесничества в соответствии с материалами лесоустройства 2014 года, утвержденными приказом Департамента от 24.02.2015 N 134, выполнен с недопустимыми погрешностями. Ошибка при отводе связана с несоответствием картографических материалов государственного лесного реестра (планшетов кварталов 197, 198 Шухтовского участкового лесничества Череповецкого лесничества) и допущенными погрешностями в промере линий привязки лесосеки N 1 в квартале 197, выделах 11 и 14, Шухтовского участкового лесничества Череповецкого лесничества.
В указанном заключении эксперта установлено, что лесной участок в выделе 20 квартала 197 Шухтовского участкового лесничества Череповецкого лесничества фактически затронут рубкой на площади 1,6 га.
Соответственно, общая сумма ущерба от заготовки древесины в выделе 20 квартала 197 Шухтовского участкового лесничества Череповецкого лесничества составила 1 188 867 руб.
В представленном экспертном заключении отражены ход и результаты исследований, проведенных экспертом, в связи с чем выводы экспертного заключения, в частности об определении суммы ущерба, причиненного ООО "Северлессервис" незаконной вырубкой древесины в выделе 20 квартала 197 Шухтовского участкового лесничества Череповецкого лесничества, являются достоверными.
Как указал суд первой инстанции, представители сторон подтвердили правильность экспертного расчета.
Руководствуясь выводами судебной экспертизы, постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с применением в 2019 году коэффициента 2,38 (постановление Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"), суд первой инстанции верно установил, что общая сумма ущерба от заготовки древесины в выделе 20 квартала 197 Шухтовского участкового лесничества Череповецкого лесничества составила 1 188 867 руб.
Ссылаясь на причинение ответчиком вреда окружающей среде, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность следующих условий: наличие и размер убытков, противоправность поведения ответчика, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
На основании части 4 указанной статьи особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 (в редакции от 26.05.2015) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В части 2 статьи 29 ЛК РФ определено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. При этом в силу части 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Пунктом 2 части 2 статьи 102 ЛК РФ установлено, что леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам.
На основании части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (часть 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 10 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), следует, что сплошные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.
При этом в силу подпункта "е" пункта 12 Правил N 474 при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев. Пунктом 18 Правил N 474 установлено, что отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (в редакции на момент принятия судебных актов) разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Как верно установил суд первой инстанции, в материалах дела, заключении экспертизы усматривается, что незаконная рубка деревьев произведена в результате неверного отвода лесосеки.
При этом отсутствие замечаний лесничества при принятии лесной декларации, а также наличие погрешностей и ошибок в материалах лесоустройства не является основанием для освобождения арендатора от ответственности.
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155 утверждены Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации (далее - Наставления), согласно пункту 9 которых перед началом работ по отводу лесосек лесхозами проводятся подготовительные работы, в том числе, анализируются и при необходимости уточняются лесоустроительные материалы.
В силу пункта 11 Наставления намечаемые к отводу участки леса предварительно обследуются в натуре. Если при этом выявляются существенные расхождения с данными лесоустройства, в результате чего насаждения не могут быть отведены в рубку, эти участки закрываются для рубки и взамен их отводят другие. Одновременно на такие участки составляется акт об обнаруженных ошибках в материалах лесоустройства.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что с учетом вышеизложенного, а также пункта 18 Правил N 474, которым установлено, что отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, отсутствуют основания для освобождения ответчика от возмещения ущерба, причиненного незаконной рубкой.
Апелляционной коллегией принимаются доводы, изложенные в отзыве ПАО "ФСК ЕЭС".
Как поясняет указанное третье лицо, на основании договора аренды лесного участка от 25.12.2015 N 09-02-13/37-2015 ПАО "ФСК ЕЭС" арендовало у Департамента лесные участки для строительства линейного объекта ВЛ-750 кВ Ленинградская-Белозерская. Работы по разрубке просеки ВЛ были завершены в июне-июле 2016 года. Поскольку вырубленная в пределах просеки древесина являлась собственностью Российской Федерации, ее реализацией занимался уполномоченный орган - Территориальное управление Росимущества в Вологодской области. В связи с завершением строительства ВЛ договор аренды расторгнут, участки возвращены арендодателю по акту приема-передачи от 02.03.2019.
При этом судом первой инстанции установлено, что отвод лесосеки на спорном участке производился ответчиком в период с апреля по май 2019 года, а вырубка осуществлялась в период с 01.07.2019 по 30.06.2020.
Таким образом, работы по вырубке просеки ВЛ были завершены до отвода лесосеки ответчиком на спорном участке.
С учетом указанного соответствующий довод Общества не принимается.
Апелляционной коллегией также отклоняется довод апеллянта о том, что не подлежит применению Наставление.
Наставление содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. При этом оно на государственную регистрацию в Минюсте России не представлено, однако опубликовано в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" и Указом Президента РФ от 21.01.1993 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации".
На основании изложенного причин не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции при рассмотрении дела произведен исчерпывающий правовой анализ представленных сторонами документов и иных доказательств, дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта в обжалованной части.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 декабря 2021 года по делу N А13-14253/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северлессервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Колтакова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14253/2020
Истец: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Ответчик: ООО "Северлессервис"
Третье лицо: ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", ФГБУ Филиао "Рослесинфорг" "Севлеспроект", АО "Учебно-опытный молочный завод ВГМХА им. Н.В.Верещагина" кафедра лесного хозяйства, Новожилов Александр Анатольевич, ПАО "ФСК ЕЭС"