г. Пермь |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А60-44224/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Гладких Д.Ю., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Коржевой В.А.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 декабря 2021 года
по делу N А60-44224/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аметист" (ИНН 7327078103, ОГРН 1167325059582)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838)
о взыскании задолженности по договору управления многоквартирного дома, пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аметист" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору управления МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА N 25 от 08.06.2018 за период с 01.10.2018 по 20.02.2020в размере 32 072 руб. 02 коп., пени за период с 02.01.2021 по 20.08.2021 в размере 2678 руб. 02 коп., с продолжением начисления по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2021 года (резолютивная часть объявлена 03.12.2021) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что объем прав учреждения на закрепленное за ним имущество определяется с учетом его статуса казенного учреждения. Факт нахождения имущества на праве оперативного управления не свидетельствует о наличии у него прав на предоставление интересов собственника.
С 01.04.2017 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, именно на него возложена обязанность по оплате коммунальных услуг
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы ответчика отклонил, как необоснованные, полагает, что обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции стороны не обеспечили, что не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 25 по ул. Рябикова города Ульяновска, 08.06.2018 заключен договор управления многоквартирным домом. Договор заключен на основании протокола внеочередного общего собрания собственников N 02/2018 от 08.06.2018, по условиям п. 1.2 договора, Управляющая организация по заданию, от имени и за счет собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, в течение срока действия настоящего договора за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в границах эксплуатационной ответственности сторон, обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Жилое помещение N 141, расположенное в многоквартирном доме N25 по ул. Рябикова города Ульяновска находилось в оперативном управлении ФГКУ "Приволжско-УральскоеТУИО" Министерства обороны Российской Федерации. Собственником помещения являлась Российская Федерация.
Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11.05.2018, вступившего в законную силу 19.06.2018, по делу N 2-1521/2018 удовлетворены исковые требования Жукова Андрея Ардалионовича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о расторжений договора пожертвования квартиры N 141, расположенной в многоквартирном доме N 25 по улице Рябикова в городе Ульяновске, прекращении права собственности Российской Федерации на вышеуказанную квартиру и возвращении её в собственность Жукова Андрея Ардалионовича.
21.02.2020 во исполнение решения Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11.05.2018 по делу N 2-1521/2018, между ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в лице полномочного представителяинженера Щетинина Д.Л. ("Передающий") и гражданином Жуковым А.А. ("Получатель") составлен акт приема-передачи квартиры N 141, расположенной в многоквартирном доме N 25 по ул. Рябикова в городе Ульяновске.
Согласно акту приема-передачи от 21.02.2020 Жуков А.А. получил трехкомнатную квартиру N 141, расположенную на 9 этаже 9-ти этажного дома N 25 по улице Рябикова в городе Ульяновске общей площадью 63,3 кв.м., кадастровый номер 73:24:030802:6314; инвентарный номер 015725.
Согласно п.4 акта приема-передачи квартиры имеющаяся задолженность по оплате квартплаты и коммунальных услуг за период нахождения квартиры в собственности Передающего с 2015 года по подписания настоящего акта по согласию сторон возлагается на передающего.
В качестве подтверждения обоснованности исковых требований представлена выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 11.08.2021, из которой усматривается, что жилое помещение N 141, расположенное в многоквартирном доме N 25 по улице Рябикова в городе Ульяновске в период с 26.08.2015 по 04.02.2020 принадлежало на праве оперативного управления ФГКУ "ПриволжскоУральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В период с 01.10.2018 по 20.02.2020 истец оказывал ответчику услуги по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома.
В связи с тем, что в период с 01.10.2018 по 20.02.2020 оплата за указанные услуги ответчиком не вносилась, по указанной квартире образовалась задолженность в размере 32 072 руб. 02 коп.
Поскольку задолженность, несмотря на предъявление истцом претензии, ответчиком не погашена, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика в силу закона обязанности по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома; правильности расчета истцом размера обязательства ответчика; отсутствия доказательств внесения ответчиком платы в сумме 32 072 руб. 02 коп.; правомерности требования о взыскании пени, правильности расчета их размера.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу ст. 120, 210 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Учитывая, что ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления принадлежало указанное в исковом заявлении помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 25, кв. 141, соответственно, законом на него возложена обязанность по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Сумма взыскиваемой задолженности надлежащим образом и в полной мере подтверждена истцом представленными в материалы дела документами, расчетами, правильность выполнения которых должником не оспорена, контррасчет не представлен.
В условиях отсутствия со стороны ответчика доказательств оплаты фактически оказанных истцом в спорный период коммунальных услуг, исковые требования являются правомерными, обоснованно удовлетворены судом.
Поскольку сумма взыскиваемой задолженности в размере 32 072 руб. 02 коп. надлежащим образом и в полной мере подтверждена истцом представленными в материалы дела документами, расчетами, правильность выполнения которых должником не оспорена, проверена судами двух инстанций, исковые требования являются правомерными, обоснованно удовлетворены.
Довод о том, что обслуживание фондов возложено на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ судом апелляционной инстанции отклоняется, так как материалами дела подтверждено оказание услуг именно истцом в отсутствие письменного договора. Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиками не представлено (статья 65 АПК РФ).
В отсутствие договора между ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России и истцом требование об оплате коммунальных ресурсов предъявлено к титульному владельцу нежилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).
Как установлено частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет неустойки на сумму 2 678 руб. 02 коп., соответствует положению части 14 статьи 155 ЖК РФ.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2021 года по делу N А60-44224/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44224/2021
Истец: ООО АМЕТИСТ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ