г. Владимир |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А79-5542/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2022.
В полном объеме постановление изготовлено 16.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод силовых агрегатов" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.12.2021 по делу N А79-5542/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод силовых агрегатов" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 16.03.2020 N 13-12/44.
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - Аликов С.Ю. по доверенности от 30.12.2021 N 05-1-19/05, Хрычева И.Ю. по доверенности от 22.02.2022 N 05-1-19/75.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод силовых агрегатов" (далее - ООО "ЧЗСА", Общество, налогоплательщик, заявитель) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также правильности исполнения обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 14.10.2019 N 13-12/95.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией принято решение от 16.03.2020 N 13-12/44, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). Указанным решением налогоплательщику предложено в том числе, уплатить налог на имущество организаций за 2015 год в сумме 1 301 584 руб., за 2016 год в сумме 1 253 786 руб., за 2017 год в сумме 1 205 988 руб. и соответствующие пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 25.05.2020 N 102 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 16.03.2020 N 13-12/44 по эпизодам, отраженным в пунктах 2.5 (налог на имущество организаций) и 2.2.2.3 (налог на прибыль организаций) решения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.12.2021 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части предложения уплатить налог на прибыль организаций, соответствующих сумм пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворения заявления налогоплательщику отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЧЗСА" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что незавершенный строительством объект - "Испытательно-лабораторный корпус" (далее - здание ИЛК), не отвечал в проверяемый период признакам основного средства, установленным ПБУ 6/01. При этом Общество указывает, что для введения его в эксплуатацию необходимо было выполнить значительный объем ремонтно-отделочных работ; в 2015-2017 годах здание ИЛК еще не находилось в состоянии готовности и возможности эксплуатации.
По мнению Общества налоговый орган не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в проверенный период спорное здание использовалось по своему назначению, находясь в состоянии готовности.
ООО "ЧЗСА" настаивает на незаконном доначислении налога на имущество организаций по зданию ИЛК, поскольку не сформирована его первоначальная стоимость, то есть отсутствует налоговая база. Спорный объект - здание ИЛК был переведен в состав основных средств в июне 2019 года.
Заявитель приводит доводы о том, что объект незавершенного строительства - ИЛК фактически не использовался Обществом, а факт сдачи незначительной части площадей объекта в аренду не означает готовности его к эксплуатации.
По мнению Общества заключение экспертизы ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс" N 226-10-20Ц не имеет юридической силы, не является допустимым и надлежащим доказательством по делу.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе, и в возражениях на отзыв Инспекции.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность принятого судебного акта в обжалуемой части. Представители Инспекции в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, в возражениях на отзыв, заслушав в судебном заседании представителей налогового органа, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные пунктом 4 ПБУ 6/01:
-объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
-объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
-организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
-объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Законодательство о бухгалтерском учете связывает постановку объекта на учет как основного средства с соблюдением условий, перечисленных в пункте 4 ПБУ 6/01, и доведением объекта до состояния готовности к эксплуатации.
В соответствии с разъяснениями, данными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 8 Информационного письма от 17.11.2011 N 148, при рассмотрении споров, связанных с исчислением налоговой базы по налогу на имущество организаций, необходимо иметь в виду, что, если конкретное имущество требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации, такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.
Вопрос о включении объекта в состав основных средств определяется, прежде всего, его экономической сущностью и фактом его готовности к эксплуатации и лицо, имеющее возможность извлекать полезные свойства от такого имущества, подлежит соответствующему налогообложению.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что согласно оборотам счета бухгалтерского учета 08 "Вложения во внеоборотные активы" по субсчету 08-3 "Строительство объектов основных средств" за период с января 2015 года по декабрь 2017 года в составе незавершенного строительства числится объект "Испытательно-лабораторный корпус 21:01:030306:260", расположенный по адресу г. Чебоксары, просп. Тракторостроителей, д. 109. Указанный объект принят Обществом согласно акту приема-передачи от 26.12.2001 по стоимости 6 486 400 руб. от ОАО "Дизельпром" в качестве вклада в уставный капитал.
Согласно техническому паспорту от 20.08.2008 процент готовности здания ИЛК составляет 90 %, имеются все конструктивные элементы, необходимые для эксплуатации здания, отоплении от ТЭЦ, водопровод, канализация, централизованное горячее водоснабжение, электроснабжение. В техническом паспорте от 20.08.2008 указано, что Литер Б1 здания ИЛК является подвальным этажом и занимает площадь 190,2 кв.м.
В 2015-2017 годах Общество проводило работы по реконструкции ИЛК: согласно данным оборотно-сальдовых ведомостей по счету бухгалтерского учета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств", за 2015, 2016, 2017 годы стоимость затрат, связанных с реконструкцией данного здания составила 27 392 000 руб. 24 коп.
С учетом расходов на реконструкцию стоимость указанного объекта строительства по состоянию на 01.01.2015 составляет 60 332 813 руб. 07 коп., на 31.12.2015 - 63 879 478 руб. 98 коп., на 31.12.2016 - 72 126 116 руб. 11 коп., на 31.12.2017 - 87 724 814 руб. 09 коп.
В ходе проведенного в период выездной налоговой проверки осмотра здания ИЛК установлено, что здание используется в деятельности Общества: на первом этаже расположен склад готовой продукции, на втором этаже расположены офисные помещения с размещением в них сотрудников, оборудованы рабочие места, что отражено в протоколе осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 28.06.2019 N 13-12/500-92.
Фактическое использование здания ИЛК в деятельности ООО "ЧЗСА" в проверяемом периоде 2015-2017 годы подтверждено также показаниями свидетелей, опрошенных в ходе выездной налоговой проверки, из которых следует, что на первом этаже располагался склад готовой продукции, часть помещений первого этажа предоставлялась в аренду; второй этаж использовался Обществом для размещения структурных подразделении.
Также из свидетельских показаний следует, что во время проведения ремонтных работ здание ИЛК продолжало использоваться.
Кроме того, налоговый орган установил, что нежилые помещения, общей площадью 375,5 кв.м в здании ИЛК сдавались заявителем в аренду ООО "Информ-Стандарт" для размещения центра обработки данных на основании договора аренды нежилых помещений без права выкупа от 01.08.2013 N 191/13, арендная плата по которому составляет 150 000 руб. ежемесячно.
С 01.03.2014 договор аренды от 01.08.2013 N 191/13 расторгнут по соглашению сторон, арендуемые помещения возвращены арендодателю. В последующем между Обществом и ООО "Информ-Стандарт" заключен договор аренды от 01.04.2016 N842/2016, в отношении нежилых помещений, общей площадью 394 кв.м.
Доход ООО "ЧЗСА" от сдачи в аренду помещений, находящихся в здании ИЛК, за проверяемый период составил 2 834 177 руб. 01 коп. (без НДС).
Из документов, представленных ООО "Информ-Стандарт", также следует, что в период аренды с мая 2016 года по декабрь 2017 года Общество перевыставило в адрес арендатора затраты по коммунальным платежам за потребленную электроэнергию на общую сумму 1 782 397 руб. 26 коп.
Платежи за водоотведение и водоснабжение холодной водой отнесены налогоплательщиком на счет бухгалтерского учета 25 "Общепроизводственные расходы", что подтверждается оборотами счета бухгалтерского учета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" за 2015-2017 годы.
Из документов, полученных от ОАО "Водоканал" следует, что в период с февраля 2016 года по декабрь 2017 года Обществу оказаны услуги по водоотведению и по водоснабжению холодной водой.
Согласно учетной политике Общества для целей бухгалтерского учета на 2015-2017 годы объекты, предназначенные для использования в процессе производства продукции (оказания услуг, выполнения работ), включаются в состав основных средств в момент готовности к эксплуатации.
Заключением по результатам проведенной по ходатайству налогоплательщика комиссионной судебной экспертизы подтверждается, что строительные работы, произведенные в период до 01.01.2015, были достаточными для использования спорного здания в производственной деятельности и сдачи его в аренду под офис и склады; здание ИЛК в период с 01.01.2015 по 31.12.2018 было пригодно к эксплуатации в производственных целях.
Из содержания пункта 4 ПБУ 6/01 следует, что обязанность по уплате налога на имущество организаций связана с фактом эксплуатации недвижимого имущества, отвечающего признакам основного средства. В частности, если объект предназначен для предоставления организацией во временное владение и пользование, то независимо от способа реализации имущественного права, как за плату, так и временное пользование с учетом выполнения иных условий пункта 4 ПБУ 6/01 он включается в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций.
С учетом совокупности установленных в ходе выездной налоговой проверки обстоятельств и полученных доказательств, налоговый орган пришел к обоснованному выводу о том, что здание ИЛК в рассматриваемом периоде отвечало всем признакам основного средства и приносило экономическую выгоду, поскольку фактически использовалось по своему прямому назначению и приносило доход. Поэтому, несмотря на то, что указанное здание не было введено в эксплуатацию и разрешение на ввод его в эксплуатацию не получено, Общество было обязано учитывать его в качестве объекта основных средств и включать его стоимость в налоговую базу при исчислении налога на имущество организаций.
С учетом изложенного Инспекция пришла к правомерному выводу о том, что заявитель, в нарушение пункта 1 статьи 374, статей 375 и 376 НК РФ в результате невключения в налоговую базу стоимости здания ИЛК занизил среднегодовую стоимость имущества за 2015 год на 59 162 924 руб. 70 коп., за 2016 год - на 56 990 274 руб. 87 коп., за 2017 год - на 54 817 625 руб. 04 коп., что привело к неуплате налога на имущество организаций за 2015 год в сумме 1 301 584 руб., за 2016 год - в сумме 1 253 786 руб., за 2017 год - в сумме 1 205 988 руб.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе Общества, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка на основе исследования доказательств, представленных в материалы дела, с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба ООО "ЧЗСА" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 12.01.2022 N 23, подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.12.2021 по делу N А79-5542/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод силовых агрегатов" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод силовых агрегатов" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.01.2022 N 23.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5542/2020
Истец: ООО "Чебоксарский завод силовых агрегатов"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
Третье лицо: Алексеева Любовь Михайловна, ИП Андреева Юна Петровна, ООО "ПГС-Проект", ООО "Проектно-сметное бюро", ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс"