город Омск |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А75-9993/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-660/2022) администрации городского поселения Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2021 по делу N А75-9993/2021 (судья Заболотин А.Н.), принятое по иску акционерного общества "Югра-экология" (ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к муниципального образования городское поселение Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице администрации городского поселения (ОГРН 1068622000039, ИНН 8622012133) о взыскании убытков в размере 2 285 711 руб. 11 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югра-экология" (далее - истец, АО "Югра-экология", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципального образования городское поселение Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице администрации городского поселения (далее - ответчик, Администрация) о взыскании убытков в размере 2 285 711 руб. 11 коп., возникших за период с 01.01.2019 по 20.02.2020.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования городское поселение Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице администрации городского поселения в пользу АО "Югра-экология" взысканы убытки в размере 2 285 711 руб. 11 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 34 429 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что акты Администрации, которыми утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу - то есть с 18.08.2020, в исковой период нормативы были действующими, при этом, в части изменения нормативов накопления ТКО для некоторых объектов не признано незаконным, не признан факт причинения истцу убытков за время применения названного постановления. Также ответчик не согласен с расчетом убытков, полагает, что истцом не представлены доказательства фактического объема вывезенных ТКО, хотя такими данными АО "Югра-экология" должно располагать, представлен контррасчет размера убытков.
АО "Югра-Экология" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители надлежаще извещенных АО "Югра-экология" и Администрации в судебное заседание не явились, на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "Югра-Экология" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с соглашением от 02.04.2018 N 25, заключенным с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; оказывает услуги по обращению с ТКО в порядке Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641"
Частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505), которые устанавливают порядок коммерческого учета ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
Пунктом 5 Правила N 505 предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" приняты правила определения нормативов накопления ТКО, пунктом 4 которых предусмотрена их дифференциация в отношении, в том числе, территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 N 79-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
Постановлением Администрации N 51 от 03.05.2018 на территории поселения были установлены нормативы накопления ТКО по многоквартирным домам - 2,19 куб.м/год, по частным домам - 3,285 куб.м/год, по домам блокированной застройки - 3,285 куб.м/год. Указанный норматив использовался при расчете единого тарифа, утвержденного для общества Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением администрации N 183 от 29.12.2018 в постановление администрации N 51 от 03.05.2018 внесены изменения, норматив накопления твердых коммунальных отходов по многоквартирным домам - 1,620 куб.м/год, по частным домам - 1,620 куб.м/год, по домам блокированной застройки - 1,620 куб.м/год.
Постановление администрации N 183 от 29.12.2018 в части изменения нормативов накопления ТКО для ИЖС (индивидуального жилищного строительства) было признано незаконным решением Советского районного суда от 29.05.2020.
Полагая, что незаконное изменение администрацией норматива накопления ТКО на территории поселения привело к возникновению у общества убытков в период с 01.01.2019 по 20.02.2020 в сумме 2 285 711 руб. 11 коп., истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Расчет убытков истцом произведен исходя из количества расположенных на территории поселения индивидуальных и многоквартирных жилых домов, и фактического объёма оказанных услуг, с учетом утвержденного единого тарифа Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 13, 15, 16, 393, 401, 404, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правовыми позициями, приведенными в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление N 50) и, исходя из того, что истец со своей стороны факт несения убытков и размер этих убытков с достаточной степенью достоверности подтвердил, в то время как ответчиком относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуты доводы истца, пришел к выводу о доказанности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
По правилам пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно статье 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
Применительно к обстоятельствам дела, в силу Закона N 89-ФЗ, Правил N 505 оказание услуг региональным оператором по обращению с ТКО относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения потребителей и регионального оператора складываются на основании установленных государственными органами тарифов и нормативов накопления в случаях применения расчетного способа исчисления объема ТКО.
Материалами дела подтверждается незаконность постановления администрации N 183 от 29.12.2018, на основании которого ранее действующие на территории муниципального образования нормативы накопления ТКО для ИЖС, утвержденные постановлением администрации N 51 от 03.05.2018, были уменьшены в отсутствие к тому законных оснований. Указанные обстоятельства установлены решением Советского районного суда от 29.05.2020, вступившим в законную силу.
Согласно положениям части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В названном судебном акте отражено, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспариваемые положения постановления администрации N 183 от 29.12.2018 признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с абзацем 3 пункта 38 Постановления N 50 установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть, противоречащие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, до принятия решения суда, которым этот нормативный правовой акт признан не действующим, применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (а не со дня его принятия).
Вместе с тем, согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, в связи с чем арбитражный суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10 указано, что норма части 5 статьи 195 АПК РФ, в силу которой нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда, не разрешает вопроса о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным актом субъективных гражданских прав, поскольку такой акт относится не к процессуальному, а к материальному праву.
В соответствии с приведенными нормами и положениями статей 12, 13 ГК РФ, как верно указано судом первой инстанции, с момента принятия постановления Администрации N 183 от 29.12.2018 и до вступления в законную силу решения Советского районного суда (в период с 01.01.2019 по 20.02.2020) начисление производилось на основании незаконно установленных нормативов, что установлено судебным актом.
Материалами дела подтверждается, что услуги по обращению с ТКО на территории поселения в спорный период времени оказывались истцом в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп (далее - Территориальная схема).
Информация о нормативах накопления ТКО является составной частью Территориальной схемы, что следует из пункта 4 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2018 N 647-рп в Территориальную схему были внесены сведения об объемах образования ТКО на территории Советского района, в том числе на территории городского поселения Зеленоборск, а также были внесены сведения о нормативах накопления ТКО по юридическим лицам. Указанные сведения были внесены в соответствии с утвержденным в установленном порядке постановлением администрации N 51 от 03.05.2018.
Согласно положениям обновленной Территориальной схемы информация о количестве ТКО 4-5 классов опасности, рассчитанная исходя из показателей нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в муниципальных образованиях автономного округа, приведена в таблице 2 "Сведения по объемам и массе ТКО, определенные исходя из расчета по нормативам накопления ТКО".
В соответствии с пунктом 18 постановления N 484 расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления ТКО.
Единый тариф, на основании которого региональный оператор взимает плату с потребителей, является регулируемым и устанавливается Региональной службой по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
Указанный в таблице 2 Территориальной схемы объем образования ТКО заложен истцом при формировании тарифной заявки и вошел в единый тариф на услуги по обращению с ТКО, утвержденный приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.12.2018 N 132-нп и от 19.12.2019 N 167-нп, что подтверждается экспертным заключением на 2019 год и 2020-2022 годы.
Таким образом, приняв постановление N 183 от 29.12.2018, ответчик допустил незаконное снижение норматива накопления ТКО на территории городского поселения Зеленоборск, не соответствующее Территориальной схеме и утвержденным для общества тарифом на услуги по обращению ТКО, что привело к убыткам истца в размере 2 285 711 руб. 11 коп.
В подтверждение размера убытков (выпадающих доходов) за период с 01.01.2019 по 20.02.2020 истцом представлены расчет суммы убытков, договоры на оказание услуг по транспортировке и по складированию ТКО с приложением счетов на оплату, УПД, актов оказанных услуг, платежных поручений.
Убытки рассчитаны в виде разницы, которая образовалась путем вычитания суммы фактически начисленной потребителям стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО на территории сельского поселения и суммы, которая должна была быть начислена указанным потребителям с учетом объем оказанной услуги, но не была в спорный период времени начислена ввиду издания администрацией постановления.
Администрация полагает, что в целях возмещения убытка истцом не доказан фактический объем вывезенных ТКО. Данные возражения, составленный в соответствии с ними контррасчет подлежат отклонению с учетом вышеизложенных положений о порядке произведения расчета за оказываемые услуги (расчет производится по нормативу) и представления обществом доказательств оказания услуг в спорный период.
Администрация в контррасчете полагает, что убытки обществом не понесены, поскольку сумма начислений по оборотно-сальдовой ведомости превысила среднемесячную сумму по фактически вывезенным объемам. Однако, на основании Правил N 505 плата за оказание услуги по обращению с ТКО взимается в данном случае по утвержденному нормативу, а не по фактическому объему вывезенных отходов. Данный способ расчета является нормативно установленным. Кроме того, в качестве убытка истцом заявлена ко взысканию сумма, составляющая доход, не полученный вследствие незаконных действий ответчика. Сумма заявленных убытков рассчитана истцом в виде разницы, которая образовалась путем вычитания суммы фактически начисленной потребителям стоимости оказанных услуг по обращению ТКО на территории муниципального образования, и суммы, которая должна была быть начислена указанным потребителям с учетом объема оказанной услуги, но не была в спорный период времени начислена ввиду издания Администрацией постановления N 183 от 29.12.2018, признанного впоследствии незаконным. То есть заявленный ко взысканию убыток имеет иной механизм образования и предполагает иной порядок его расчета, представленный Администрацией расчет не является контррасчетом применительно к исковым требованиям и не влияет на существо рассматриваемого спора.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела факта причинения истцу убытков, поскольку в результате издания незаконного нормативного правового акта до момента его отмены в судебном порядке истец был вынужден при определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО применять норматив накопления ТКО меньше того, что был учтен при утверждении Региональной службой по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры единого тарифа.
Довод Администрации о том, что судебным актом Советского районного суда не признано наличие факта причинения истцу убытков за период применения постановления администрации N 183 от 29.12.2018 подлежит отклонению.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10 указано, что норма части 5 статьи 195 АПК РФ, в силу которой нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда, не разрешает вопроса о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным актом субъективных гражданских прав, поскольку такой акт относится не к процессуальному, а к материальному праву.
Согласно абзацу 2 статьи 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать истцу, который по незаконному нормативному акту производил расчет с населением за услуги по обращению с ТКО, полностью восстановить нарушенное этим нормативным правовым актом субъективное право истца на получение оплаты в полном объеме.
Суд первой инстанции принял во внимание, что иного законного размера норматива накопления ТКО для индивидуальных жилых домов, действующего в спорный период времени на территории поселения, кроме норматива, утвержденного постановлением администрации N 51 от 03.05.2018, не установлено, в связи с чем, при расчете суммы убытков истец обосновано применил нормативы, утвержденные в названном постановлении.
Является обоснованным вывод суда первой инстанции, что истец со своей стороны факт несения убытков и размер этих убытков с достаточной степенью достоверности подтвердил, в то время как ответчик с помощью относимых и допустимых доказательств не опроверг доводы истца.
При изложенных обстоятельствах требования АО "Югра-экология" о взыскании убытков в сумме 2 285 711 руб. 11 коп. удовлетворены правомерно.
Данная правовая позиция по аналогичным делам по требованиям АО "Югра-экология" о взыскании убытков в связи с признанием незаконным утвержденного норматива подтверждается судебной практикой: постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу N А75-15809/2020, от 31.05.2021 по делу N А75-15810/2020, от 18.05.2021 по делу N А75-15808/2020, постановлениями Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2021 по делу N А75-13183/2020, от 27.09.2021 по делу N А75-18785/2020, от 22.02.2021 по делу N А75-16259/2020.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку ответчик при подаче апелляционной жалобы не уплачивал государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2021 по делу N А75-9993/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9993/2021
Истец: АО ЮГРА-ЭКОЛОГИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗЕЛЕНОБОРСК