г. Вологда |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А05-12954/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа Голговской А.В. по доверенности от 12.2.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2022 года по делу N А05-12954/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа (ОГРН 1152901009227, ИНН 2983010800; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город НарьянМар, улица Смидовича, дом 20; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - Росреестр) о признании незаконными действий по осуществлению государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа в отношении объектов недвижимого имущества линии э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823, адрес: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное (номер и дата государственной регистрации права 83:00:070008:823-29/188/2021-2 от 22.10.2021); подготовки участка строительства, устройство наружных сетей и благоустройство для объекта строительства "Амбулатория в п. Красное Ненецкого автономного округа" (в части пожарной безопасности, наружных сетей связи, внешнего электроснабжения, наружных сетей канализации) Сети внешнего электроснабжения (кабель 0,4 кв марки АВБбШв 4*95мм2) с кадастровым номером 83:00:070008:1366, адрес: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное (номер и дата государственной регистрации права 83:00:070008:1366-29/188/2021-2 от 17.09.2021); земельного участка с кадастровым номером 83:00:070008:643 (единое землепользование), адрес: Ненецкий автономный округ, п. Красное, площадь 175 +/- 9 кв. м. (номер и дата государственной регистрации права 83:00:070008:643-29/188/2021-3 от 17.09.2021), а также обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости следующие записи о государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа на объекты недвижимого имущества: номер 83:00:070008:823-29/188/2021-2 от 22.10.2021 (в отношении объекта - линия э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823, расположенная по адресу: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное); номер 83:00:070008:1366-29/188/2021-2 от 17.09.2021 (в отношении объекта - подготовка участка строительства, устройство наружных сетей и благоустройство для объекта строительства "Амбулатория в п. Красное Ненецкого автономного округа" (в части пожарной безопасности, наружных сетей связи, внешнего электроснабжения, наружных сетей канализации) Сети внешнего электроснабжения (кабель 0,4 кв марки АВБбШв 4*95мм2) с кадастровым номером 83:00:070008:1366); номер 83:00:070008:643-29/188/2021-3 от 17.09.2021 (в отношении объекта - земельный участок с кадастровым номером 83:00:070008:643 (единое землепользование), расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, п. Красное, площадью 175 +/- 9 кв. м (номер и дата государственной регистрации права).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в виду неправильного применения судом норм материального права. Указало на осуществление государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа в нарушение пункта 3 части 1 статьи 29, пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отсутствие предусмотренных федеральным законом документов.
Представитель Управления в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что с заявлением о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества Управление не обращалось, спор о праве на имущество отсутствует.
Росреестр в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Росреестр, третье лицо, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в собственности муниципального образования "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа находились линия э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823 и сооружение "Подготовка участка строительства, устройство наружных сетей и благоустройство для объекта строительства "Амбулатория в п. Красное Ненецкого автономного округа" (в части пожарной безопасности, наружных сетей связи, внешнего электроснабжения, наружных сетей канализации). Сети внешнего электроснабжения (кабель 0,4 кв марки АВБбШв 4*95мм2)" с кадастровым номером 83:00:070008:1366. Кроме этого, в собственности указанного лица находился земельный участок с кадастровым номером 83:00:070008:643.
Решением Совета депутатов муниципального округа "Приморско-Куйский сельсовет" НАО от 22.12.2020 N 2 (118) согласована безвозмездная передача в государственную собственность Ненецкого автономного округа имущество по перечню, в том числе линии э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823, сооружения "Подготовка участка строительства, устройство наружных сетей и благоустройство для объекта строительства "Амбулатория в п. Красное Ненецкого автономного округа" (в части пожарной безопасности, наружных сетей связи, внешнего электроснабжения, наружных сетей канализации). Сети внешнего электроснабжения (кабель 0,4 кв марки АВБбШв 4*95мм2)" с кадастровым номером 83:00:070008:1366 и земельного участка с кадастровым номером 83:00:070008:643 (далее также - спорное имущество, спорные объекты недвижимости).
В соответствии с данным решением администрация приняла постановление от 16.07.2021 N 88 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну муниципального образования "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа, в собственность Ненецкого автономного округа", согласно которому спорное имущество передано в собственность Ненецкого автономного округа. Пунктом 1 данного постановления был утвержден перечень имущества, передаваемого в собственность Ненецкого автономного округа (далее - Перечень имущества).
Постановлением администрации от 19.07.2021 N 88 А в графу 3 пункта 1 Перечня имущества внесено изменение, касающееся протяженности линии э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823.
Передаточные акты на вышеуказанное имущество подписаны администрацией в одностороннем порядке.
Администрация 07 сентября 2021 года обратилась в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на имущество.
Ответчик провел правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных законодательством оснований для приостановления государственной регистрации прав.
Не усмотрев оснований для приостановления государственной регистрации, Росреестр 17.09.2021 и 22.10.2021 по результатам правовой экспертизы принял решения о проведении государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа на спорные объекты недвижимости.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 17.09.2021 зарегистрировано право собственности Ненецкого автономного округа на объекты недвижимости - сооружение "Подготовка участка строительства, устройство наружных сетей и благоустройство для объекта строительства "Амбулатория в п. Красное Ненецкого автономного округа" (в части пожарной безопасности, наружных сетей связи, внешнего электроснабжения, наружных сетей канализации). Сети внешнего электроснабжения (кабель 0,4 кв марки АВБбШв 4*95мм2)" с кадастровым номером 83:00:070008:1366 и земельный участок с кадастровым номером 83:00:070008:643 (номера регистрации 83:00:070008:1366-29/188/2021-2, 83:00:070008:643-29/188/2021-3). Основаниями данной регистрации послужили постановление администрации МО "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа от 16.07.2021 N 88 и передаточный акт от 16.07.2021.
В ЕГРН 22 октября 2021 года зарегистрировано право собственности Ненецкого автономного округа на объект недвижимости - линия э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823, расположенная по адресу: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное (номер регистрации 83:00:070008:823-29/188/2021-2). Основанием данной регистрации явились постановления администрации МО "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа от 16.07.2021 N 88 и от 19.07.2021 N 88 А, передаточный акт от 19.07.2021.
Не согласившись с действиями Росреестра по регистрации права собственности Управление обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Из содержания указанной нормы следует, что при государственной регистрации прав на объект недвижимости, поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, с заявлением о государственной регистрации должно обратиться публично-правовое образование, принимающее имущество в собственность.
Данное требование законодателя подтверждено положениями Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", где статья 15 Закона N 218-ФЗ дополнена частью 5.2, согласно которой при осуществлении государственной регистрации прав в связи с переходом права собственности на государственное или муниципальное недвижимое имущество к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию не требуется представления заявления от имени публично-правового образования, право собственности которого прекращается в связи с его переходом.
В связи с изложенным положения статьи 15 Закона N 218-ФЗ не допускали возможность осуществления государственной регистрации права без подачи заявления от имени публично-правового образования, в чью собственность переходит недвижимое имущество.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений администрации сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа Росреестром зарегистрировано право собственности Ненецкого автономного округа 17.09.2021 на объекты недвижимости - сооружение "Подготовка участка строительства, устройство наружных сетей и благоустройство для объекта строительства "Амбулатория в п. Красное Ненецкого автономного округа" (в части пожарной безопасности, наружных сетей связи, внешнего электроснабжения, наружных сетей канализации). Сети внешнего электроснабжения (кабель 0,4 кв марки АВБбШв 4*95мм2)" с кадастровым номером 83:00:070008:1366 и земельный участок с кадастровым номером 83:00:070008:643 (номера регистрации 83:00:070008:1366-29/188/2021-2, 83:00:070008:643-29/188/2021-3); 22.10.2021 - на объект недвижимости - линия э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823, расположенная по адресу: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное (номер регистрации 83:00:070008:823-29/188/2021-2).
В ЕГРН внесены записи о государственной регистрации права номер 83:00:070008:823- 29/188/2021-2 от 22.10.2021, номер 83:00:070008:1366-29/188/2021-2 от 17.09.2021, номер 83:00:070008:643-29/188/2021-3 от 17.09.2021.
При этом Ненецкий автономный округ в лице Управления с заявлением о государственной регистрации права на указанное имущество не обращался.
Основания для осуществления государственной регистрации прав указаны в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, к их числу, в частности, относятся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Из представленных на регистрацию документов усматривается, что в собственность Ненецкого автономного округа были переданы спорные объекты недвижимости в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N122-ФЗ).
Положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.
Согласно части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом основанием возникновения права собственности на передаваемое из муниципальной собственности в собственность субъекта имущество является решение уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта.
В рассматриваемом случае такое решение на государственную регистрацию права собственности Ненецкого автономного округа в Росреестр не представлено.
При таких обстоятельствах действия Росреестра по государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости являются незаконными.
Доводы Росреестра о том, что заявителем избран неверный способ защиты права, подлежат отклонению.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
В данном случае оспаривание действий регистрирующего органа связано не с разрешением спора о праве, а с незаконным характером действий государственного регистратора, зарегистрировавшим право собственности на спорные объекты за Ненецким автономным округом без его волеизъявления.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые действия противоречат положениям законодательства и нарушают права и законные интересы Управления в сфере экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3,4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если по делу требования заявлены и рассмотрены судом в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то в силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требований суд определяет способ восстановления нарушенных прав, исходя из существа допущенного нарушения и на основании действующего законодательства.
При удовлетворении требований заявителя способ восстановления нарушенного права определяется судом.
При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемые судом меры должны отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного оспариваемыми действиями (актами, решениями), и быть обусловленными существом спора.
Поскольку на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности Ненецкого автономного округа, который с заявлением о регистрации не обращался, записи о нем как субъекте права в отношении вышеуказанного недвижимого имущества были внесены с нарушением Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, внесение ЕГРН изменений путем возложения на Росреерстр обязанности исключить из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа на объекты недвижимого имущества номер 83:00:070008:823- 29/188/2021-2 от 22.10.2021, номер 83:00:070008:1366-29/188/2021-2 от 17.09.2021, номер 83:00:070008:643-29/188/2021-3 от 17.09.2021 не повлечет нарушение прав других лиц и в рассматриваемом случае является надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.2020 по делу N А26-3898/2019.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2022 года по делу N А05-12954/2021 отменить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по осуществлению государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа в отношении объектов недвижимого имущества:
линия э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823, адрес: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное (номер и дата государственной регистрации права 83:00:070008:823-29/188/2021-2 от 22.10.2021);
подготовка участка строительства, устройство наружных сетей и благоустройство для объекта строительства "Амбулатория в п. Красное Ненецкого автономного округа" (в части пожарной безопасности, наружных сетей связи, внешнего электроснабжения, наружных сетей канализации) Сети внешнего электроснабжения (кабель 0,4 кв марки АВБбШв 4*95мм2) с кадастровым номером 83:00:070008:1366, адрес: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное (номер и дата государственной регистрации права 83:00:070008:1366-29/188/2021-2 от 17.09.2021);
земельный участок с кадастровым номером 83:00:070008:643 (единое землепользование), адрес: Ненецкий автономный округ, п. Красное, площадь 175 +/- 9 кв. м. (номер и дата государственной регистрации права 83:00:070008:643-29/188/2021-3 от 17.09.2021).
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа на объекты недвижимого имущества номер 83:00:070008:823-29/188/2021-2 от 22.10.2021, номер 83:00:070008:1366-29/188/2021-2 от 17.09.2021, номер 83:00:070008:643-29/188/2021-3 от 17.09.2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12954/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: НАО Администрация МО "Приморско-Куйский сельсовет"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11207/2022
29.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16376/2022
19.08.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5914/2022
17.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6406/2022
17.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1248/2022
20.01.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12954/2021