г. Санкт-Петербург |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А56-84468/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Лебедева Г.В., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В..,
при участии:
от заявителя: Рау О.В. по доверенности от 09.07.2021;
от ответчика: Мальцева Е.А. по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43423/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2021 по делу N А56-84468/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение, ответчик) от 28.06.2021 N 01-3324/21-0-1 и обязании Учреждение на систематической основе предоставлять Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Обществом, расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путём передачи справок о регистрации по форме N 9, форме N 9-архивная, форме N 7 на основании запросов Общества.
Решением суда от 17.11.2021 оспариваемое решение Учреждения признано недействительным, суд обязал Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем предоставления сведений о постоянно и (или) временно зарегистрированных граждан, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по форме N 9, форме N 9-архивная, форме N 7 на основании запросов Общества, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением в удовлетворенной судом части, Учреждением подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, сведения, изложенные в справках по форме 7, 9, 9-архивная, в целях проведения претензионно-исковой работы должны быть запрошены у управляющей компании. Управление полагает, что направила в адрес заявителя необходимую и достаточную информацию о количестве постоянно и (или) временно зарегистрированных граждан, проживающих в жилых помещениях по адресному перечню, предоставленная информация достаточна для соблюдения баланса интереса сторон.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал.
Общество выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, не настаивало на пересмотре решения суда в не обжалуемой Учреждением части, вместе с тем, заявлением, поступившим в апелляционный суд 16.02.2022, отказалось от заявленных требований в части обязания на систематической основе предоставлять сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по форме N 7 на основании запросов общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург".
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленный Обществом частичный отказ от требований, при отсутствии возражений со стороны Учреждения полагает, что такой отказ не противоречит требованиям закона, не нарушает прав других лиц, соответствует положениям статьи 49 АПК РФ, в связи с чем подлежит принятию судом.
Таким образом, решение в указанной части подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ; судья Семенова А.Б. заменена на судью Лебедева Г.В.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены только в остальной обжалуемой Учреждением части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.06.2021 Общество обратилось в Учреждение с заявлением N 07-01/6602 о предоставлении сведений о постоянно и (или) временно зарегистрированных граждан, проживающих в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивает Общество, расположенных в Выборгском районе. Общество, указывая на необходимость предоставления данных документов с целью надлежащего исполнения обязательств по правильности начисления за газ и реализации права на судебную защиту, просило предоставить ему сведения в виде справок о регистрации (форму N 9, форму N 9-архивную, форму N 7).
Учреждение письмом от 28.06.2021 N 01-3324/21-0-1 направило Обществу сведения о количестве постоянно и(или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, по адресному перечню, в предоставлении сведений в виде справок о регистрации (форму N 9, форму N 9-архивную, форму N 7) отказало.
Общество, считая отказ Учреждения в предоставлении сведений о количестве постоянно и(или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, в виде справок, являющихся документами, подтверждающими регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания, незаконным, оспорило решение от 28.06.2021 в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности вынесенного решения, признал его незаконным, в части обязания Учреждение на систематической основе предоставлять Обществу такие сведения отказал.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, предусмотренном статьей 157.2 этого Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п утвержден Регламент, согласно пункту 1.1 которого он вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.
Регламент подлежит применению при взаимодействии отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).
Взаимодействие отделов вселения и регистрационного учета с подразделениями, осуществляющими начисления платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги, осуществляется на основании заключенных Учреждением с организациями, имеющими лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга, соглашений на паспортно-регистрационное обслуживание граждан, которыми предусмотрено предоставление списков вновь зарегистрированных граждан, а также списков граждан, снятых с регистрационного учета по утвержденным Регламентом формам. При этом организации, являющейся стороной по соглашению, предоставляются сведения только по домам, внесенным в перечень адресов многоквартирных домов раздела Реестра лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, деятельность по управлению которыми осуществляет данная организация.
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354; сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома; сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления; сведения о случаях, периодах и об основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с Правилами N 354, за предыдущие 12 месяцев; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, управляющие организации являются оператором персональных данных, поскольку имеют право и обязаны осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В рассматриваемом случае Учреждение не относится к числу лиц, обязанных предоставлять информацию Обществу.
Наличие у Общества статуса оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют о наличии у Учреждения соответствующей обязанности по представлению запрашиваемой информации.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 N 307-ЭС20-22560 по делу N А56-78312/2019.
Так как Учреждение не обязано предоставлять Обществу запрашиваемые им сведения, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления Общества.
Указанные выводы суда согласуются с также выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда северо-Западного округа от 21.02.2022 по делу N А56-25078/2021, при принятии которого суда также руководствовался вышеуказанной позицией Верховного Суда Российской Федерации.
Более того, по мнению апелляционной коллегии, предоставленные Учреждением письмом от 28.06.2021 N 01-3324/21-0-1 сведения были достаточны для правильного определения размера платы за потребление газа абонентами по запрашиваемым адресам. Общество не обосновало необходимость представления сведений в виде формы 9 (архивная) и формы 7.
При указанных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
В связи с отказом в удовлетворении заявления расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат взысканию с Общества в пользу Учреждения, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Учреждению из федерального бюджета РФ на основании платежного поручения от 24.11.2021 N 5094200.
Руководствуясь статьями 49, 150-151, пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" от заявления в части обязания на систематической основе предоставлять сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по форме N 7 на основании запросов общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург".
Решение в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 ноября 2021 года по делу N А56-84468/2021 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" 1 500 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" из федерального бюджета РФ 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-84468/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"