г. Тула |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А09-7106/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии от ответчика - государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Брянской области" (г. Брянск, ОГРН 1023202741550, ИНН 3234046165) - Никандровой М.Е. (доверенность от09.01.2024), в отсутствие истца - публичного акционерного общества "Россети Центр" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Брянской области" на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2023 по делу N А09-7106/2023 (судья Прокопенко Е.Н.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Брянской области" (далее - учреждение) о взыскании задолженности по государственному контракту в размере 40 167 рублей 59 копеек.
Решением суда от 04.12.2023 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что право требования неустойки предусмотрено условиями контракта; обязательства подрядчика исполнены с нарушением срока. Сообщает, что расчет неустойки произведен исходя из стоимости невыполненных объемов работ по каждому этапу, с учетом применения ставки, действовавшей на момент исполнения обязательств. Указывает, что сумма удержанной неустойки отражена в актах приемки выполненных работ формы КС, размещенных в ЕИС. Обращает внимание, что на момент выставления неустойки контракт не исполнен в полном объеме, в связи с чем неустойка не могла быть удержана за счет обеспечения..
В отзыве истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на необоснованное удержание ответчиком неустойки из подлежащей оплате стоимости выполненных работ. Ссылается на то, что, вопреки пункту 13.8 контракта, акты приемки выполненных работ формы КС-2 не содержат расчет неустойки и сумму платежей, подлежащих уплате подрядчиком. Отмечает, что предъявленный ответчиком ко взысканию размер неустойки не превышает 5 % от стоимости контракта, в связи с чем она подлежит списанию на основании постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителя не направил. С учетом мнения представителя учреждения судебное заседание проводилось в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 17.08.2022 между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен государственный контракт N 0127200000222004261 (в редакции дополнительных соглашений от 08.11.2022, от 28.12.2022 и от 23.01.2023), по условиям которого подрядчик обязался выполнить подрядные работы по объекту: "Разработка проектной документации, капитальный ремонт с дооборудованием недостающим электроосвещением на участке км. 3+500-км 5+300 и его содержанием автомобильной дороги Погар-Гремяч в Погарском района Брянской области (контракт жизненного цикла)", включая стадии разработки проектно-сметной документации, приведения автомобильной дороги в нормативное состояние путём капитального ремонта с дооборудованием недостающим электроосвещением и создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения на автомобильной дороге в соответствии с заданием на разработку проектной документации (приложение N 2), ведомостью объёмов работ на содержание линии наружного освещения (приложение N 5), разработанной проектной документацией, утвержденной распоряжением ГКУ "УАД Брянской области" от 27.12.2022 N 251-р, а заказчик обязался принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
В силу пункта 1.7 контракта подрядчик обязуется выполнить работы: по разработке проектной документации, по капитальному ремонту объекта, сдать в установленном порядке данный объект, пригодным для эксплуатации и осуществить последующее содержание объекта в соответствии с условиями контракта в сроки, установленные разделом 5.
Сроки выполнения работ, согласно указанному разделу, определены в 5 этапов: начало работ с даты подписания контракта; окончание работ 31.12.2025, в том числе:
1 этап (стадия выполнения работ по разработке проектной документации) начало работ - с даты подписания контракта, окончание работ - 30.11.2022,
2 этап (стадия по капитальному ремонту объекта); дата начала работ - с даты приемки результатов работ по 1 этапу (30.11.2022), окончание работ - 27.12.2022;
Срок окончания работ по капитальному ремонту (2 этап) включает в себя выполнение работ в полном объеме (до 15.12.2022), работу приемочной комиссии и подписание заказчиком электронного акта приемки законченных работ по капитальному ремонту объекта (в течение 8 рабочих дней).
3-5 этапы включают в себя стадию по содержанию объекта:
3 этап начало работ - с 01.01.2023 окончание работ - 31.12.2023,
4 этап начало работ - с 01.01.2024 окончание работ - 31.12.2024,
5 этап начало работ - 01.01.2025, окончание работ - 31.12.2025.
В соответствии с пунктами 2.1-2.2 контракта (в редакции дополнительных соглашений) цена контракта составляет 6 082 476 рублей 46 копеек (НДС 20 %), в том числе: 1 этап - 701 053 рубля 37 копеек, 2 этап - 4 681 154 рубля 41 копейка, 3 этап - 224 330 рублей 22 копейки, 4 этап - 233 303 рубля 42 копейки, 5 этап - 242 635 рублей 04 копейки.
В пункте 3.1 контракта стороны согласовали условия об обеспечении исполнения контракта, указав, что оно состоит из двух частей: при заключении контракта подрядчик предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта в части выполнения работ по проектированию и капитальному ремонту объекта в размере 5 % от начальной стоимости работы, что составляет - 356 993 рублей 84 копеек; обеспечение контракта в части последующего содержания созданного в результате выполнения работы по капитальному ремонту объекта - в размере 5 % от начальной стоимости работ по содержанию объекта, что составляет 35 013 рублей 45 копеек, предоставляется подрядчиком до оформления документа о приемке выполненной работы по капитальному ремонту объекта. Обеспечение исполнения контракта распространяется на обязательства по уплате неустоек в виде штрафов, предусмотренных контрактом, убытков, понесенных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств. В случае нарушения подрядчиком обязательств по контракту заказчик вправе удовлетворить требования за счет обеспечения по настоящему контракту (пункты 3.1.1-3.1.2, 3.6, 13.3 контракта).
Заказчик осуществляет оплату результатов выполненных по контракту работ, в том числе их отдельных этапов, в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком в единой информационной системе посредством усиленной электронной подписи электронного акта выполненных работ (отдельных этапов работ) (пункты 4.2, 7.2.8, 9.2.8 контракта).
В силу пунктов 13.1, 13.6 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации о цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапам исполнения контракта) фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени. Штрафные санкции уплачиваются подрядчиком в добровольном порядке посредством перечисления взыскиваемых сумм в областной бюджет, по указанным заказчиком в претензии реквизитам, с предоставлением заказчику соответствующего подтверждения (копии платёжного поручения) об уплате штрафных санкций в 10-тидневный срок с момента оплаты
На основании статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком по контракту своих обязательств по уплате неустойки (пени) заказчик на основании требований об уплате неустойки (пени) осуществляет её оплату за подрядчика из средств, подлежащих выплате подрядчику в связи с приёмкой выполненной работы, в доход федерального бюджета. Сумма неустойки, основание её начисления, расчёт суммы неустойки на конкретную дату, а также итоговая сумма текущего платежа за вычетом рассчитанной суммы неустойки указываются в акте выполненных работ (по форме КС-2). Указанное приложение подписывается обеими сторонами вместе с актом, а в случае отказа подрядчика, представителем заказчика. Оплата по акту осуществляется заказчиком за вычетом начисленной неустойки (пункты 13.7-13.8 контракта).
В качестве обеспечения обязательств по проектированию и капитальному ремонту объекта (1, 2 этапы) общество по платежному поручению от 15.08.2022 N 103757 перечислило заказчику 359 993 рубля 84 копейки (документ представлен в электронном виде).
Приемка работ произведена учреждением без замечаний по объему и качеству
по 1 этапу работ (разработка проектной документации) - по акту от 19.12.2022 N 1 на сумму 701 053 рублей 37 копеек,
по 2 этапу работ - по актам от 30.12.2022 N 1 и от 28.03.2023 N2 на сумму 4 529 595 рублей 60 копеек и 151 558 рублей 80 копеек соответственно (т. 1, л. д. 52, 53, 54).
В претензиях от 23.12.2022 N 1-2/6559, от 13.01.2023 N 1-2/117 и от 29.03.2023 N 1- 2/1436 учреждение потребовало уплаты неустойки за просрочку выполнения работ по 1 и 2 этапам контракта в общей сумме 40 167 рублей 59 копеек (т. 1, л. д. 15, 16, 17).
В связи с неисполнением указанного требования учреждение удержало указанную из средств, подлежащих выплате подрядчику.
Считая указанное удержание неправомерным, общество в письмах от 16.02.2023 N МР1-БР/23-3/724, от 16.02.2023 N МР1-БР/23-3/728 и от 16.05.2023 N МР1-БР/23-3/2042 потребовало оплатить выполненные работы в сумме 40 167 рублей 59 копеек (т. 1, л. д. 12, 13, 14).
Отказ от добровольного удовлетворения указанного требования послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума N 7) разъяснено, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Как следует из части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки, предусмотренной статьей 34 Закона о контрактной системе, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Срок выполнения работ по первому этапу установлен до 30.11.2022, по второму - до 27.12.2022.
Фактически работы сданы по актам формы КС-2 от 19.12.2022 N 1 (проектные работы - 1 этап), от 30.12.2022 N 1 и от 28.03.2023 N 2 (работы по капитальному ремонту - 2 этап), т.е. с просрочкой.
Размер неустойки за просрочку выполнения работ составил 40 167 рублей 59 копеек. Расчет неустойки подрядчиком не оспаривается.
Вместе с тем следует учитывать, что спорные правоотношения возникли в рамках исполнения контракта жизненного цикла, правовое регулирование которого предусмотрено пунктом 8.2 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ.
Согласно указанной норме контракт жизненного - это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта капитального строительства, товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства, товара.
В силу части 16 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В контракте должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:
1) стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);
2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Согласно части 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу вышеизложенного, в таком контракте указывается как стоимость товара или работы (включая при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара), так и стоимость последующих обслуживания и, при необходимости, эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капстроительства или товара. Таким образом, указанный контракт является сложным, фактически состоящим из нескольких самостоятельных контрактов.
Поскольку обязательства по контракту в части разработки проектной документации и капитальному ремонту исполнены подрядчиком в полном объеме (цель контракта в виде разработки проектной документации и осуществления капитального ремонта объекта достигнута), оставшиеся работы касаются последующего обслуживания объекта (в рамках его жизненного цикла), подрядчик вправе требовать уплаты стоимости сданных работ.
Иной подход повлечет нахождение подрядчика в неопределенности относительно даты получения денежных средств, причитающихся на осуществленное им исполнение, что противоречит статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такое понимание согласуется и с пунктом 4.2 контракта, согласно которому заказчик осуществляет оплату результатов выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком в единой информационной системе посредством усиленной электронной подписи электронного акта выполненных работ (отдельных этапов работ).
Таким образом, при оплате могут быть разрешены и вопросы о неустойке за просрочку выполнения работ.
При этом в данном случае такое разрешение, исходя из условий контракта, должно осуществляться не путем удержания неустойки из стоимости работ при расчетах, а за счет обеспечения исполнения контракта, которое в части выполнения работ по проектированию и капитальному ремонту объекта, составляет 5 % от начальной стоимости объекта (356 993 рубля 84 копейки) (пункт 3.1.1. контракта).
Согласно пункту 13.13 контракта в случае нарушения подрядчиком обязательств по контракту заказчик вправе удовлетворить требования за счет обеспечения по контракту.
Однако доказательств невозможности удержания неустойки из суммы обеспечения, внесенной подрядчиком (платежное поручение от 15.08.2022 N 103757 - представлено в электронном виде), учреждением не представлено; доказательств возврата обеспечения в связи с выполнением работ по проектированию и капитальному ремонту, не представлено.
Сумма обеспечения уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом (пункт 3.11 контракта). Поскольку в настоящем случае обязательства подрядчика выполнены с просрочкой, заказчик имел возможность удержания неустойки из суммы обеспечения.
Тем более, что такое право предоставлено ему пунктом 3.7 контракта, согласно которому в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения подрядчиком контрактных обязательств возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, осуществляется заказчиком в течение 30 календарных дней от даты исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, за вычетом суммы начисленной неустойки и/или убытков, которые понес заказчик вследствие неисполнения и/ или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту.
Довод заявителя о том, что вопреки выводам суда, акты выполненных работ в ЕИС подписаны со стороны заказчика с возражениями и указанием на подлежащую уплате неустойку (с представлением соответствующих сведений из ЕИС в апелляционную инстанцию), не принимается судом, так как указанные акты в ЕИС противоречат содержанию актов, подписанных на бумажном носителе (т. 1, л.д. 52-54).
Кроме того, в ЕИС акты со стороны подрядчика подписаны в редакции до их подписания заказчиком, и, как указано выше, содержание актов, подписанных заказчиком в ЕИС, противоречит содержанию подписанных им актов на бумажных носителях.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов по адресу: http://kad.arbitr.ru). По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2023 по делу N А09-7106/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7106/2023
Истец: ПАО "Россети Центр" - "Брянскэнерго"
Ответчик: ГКУ "Управление автомобильных дорог Брянской области"