г. Москва |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А41-52819/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от НП Дачное "Лазурный берег": Ильханов Я.И., протокол N 3 от 19.10.2012;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от Администрации городского округа Истра Московской области: Халибеков М.А., по доверенности от 29.12.2021 N 215,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2021 года по делу N А41-52819/21 по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" к Администрации городского округа Истра Московской области, третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Лазурный берег" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Признать незаконным постановление Администрации городского округа Истра Московской области N 2699/4 от 29.04.2021 об отмене постановления администрации N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249;
2. С целью восстановления нарушенных прав ДНП "Лазурный берег" постановление Администрации городского округа Истра Московской области, N 2699/4 от 29.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 4535,64 кв. м: расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249 отменить.
3. Обязать Администрацию городского округа Истра Московской области в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в личный кабинет заявителя на РПГУ (номер заявления Р001-5156240914-30252812) заверенные квалифицированной усиленной электронной цифровой подписью постановление Администрации городского округа Истра Московской области N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
4. Судебное решение по настоящему иску является основанием для внесения соответствующих записей:
- в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области об исключении сведений, содержащегося в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД МО) о наложении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040249:17 на земли лесного фонда.
- в Комитет лесного хозяйства Московской области привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестра, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040249:17 посредством исключения из государственного лесного реестра сведений о наложении лесных участков (частей лесных участков) на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040249:17.
5. В случае неисполнения в течение 10 календарных дней с момента вступления судебного, акта в законную силу об обязании направить в личный кабинет Заявителя на РПГУ (номер заявления Р001-5156240914-30252812), заверенные квалифицированной усиленной электронной цифровой подписью:
- Постановление N 1873/4 от.01.04,2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249.
- утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
6. Взыскать судебную неустойку с Администрации городского округа Истра Московской области замечет казны городского округа Истра Московской области в пользу Дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" ИНН 7704797071 денежные средства в размере 100 000 руб. за первую неделю просрочки исполнения решения, 200 000 руб. за вторую неделю просрочки исполнения решения, 300 000 руб. за третьи) неделю просрочки исполнения решения и далее по прогрессивной шкале по дату фактического исполнения решения по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительном предмета спора привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2021 года по делу N А41-52819/21 заявленные требования удовлетворены в части. Суд решил: признать незаконным и отменить постановление Администрации городского округа Истра Московской области N 2699/4 от 29.04.2021 об отмене постановления администрации N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249. Обязать Администрацию городского округа Истра Московской области в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в личный кабинет заявителя на РПГУ (номер заявления Р001-5156240914-30252812) заверенные квалифицированной усиленной электронной цифровой подписью постановление Администрации городского округа Истра Московской области N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа Истра Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как указывает истец, решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-97901/19 от 31.01.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 признан незаконным отказ Администрации городского округа Истра Московской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленный решением об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" от 05.11.201.9 года N Р001-5156240914-30252812 и обязал Администрацию городского округа Истра Московской области в течение 15 дней с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка ориентировочной площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления Дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласовоание предоставления земельных участков, государственная собственность которые не разграничена" (номер заявления Р001-5156240914-30252812).
Постановлением Администрации городского округа Истра Московской области N 1873/4 от 01.04.2021, было предварительно согласовано предоставление Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249 и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Дачное некоммерческое партнерство "Лазурный берег" с заявлением обратилось к Администрации городского округа Истра Московской области о предоставлении Постановления N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, а также утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, вх. N:142-01ВХ-7505 от 09.04.2021.
Администрация письмом N 142-01ИСХ-10306 от 23.06.2021, сообщило заявителю, что данное постановление отменено в связи с наложением на земли государственного лесного фонда (постановление N 2699/4 от 29.04.2021) и Администрация городского округа Истра вернется к рассмотрению обращения ДНП "Лазурный берег" после вынесения решения суда.
По мнению заявителя, постановление N 2699/4 от 29.04.2021 Администрации является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы заявителя.
Полагая постановление Администрации об отмене постановления N 1873/4 от 01.04.2021 незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Из положений статьи 39.2 Земельного кодекса следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Статьей 39.14 Земельного кодекса определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-97901/19 от 31.01.2020 суд признал незаконным отказ администрации в предварительном согласовании предоставления земельного от 05.11.2019 года и обязал Администрацию городского округа Истра Московской области в течение 15 дней с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка ориентировочной площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение указанного судебного акта, администрацией издано постановление N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249.
Впоследствии администрация указанное постановление отменила, полагая, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель лесного фонда издав постановление N 2699/4 от 29.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 4535,64 кв. м за вычетом площади наложения.
При этом отменяя постановление, администрация ссылается на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 26.08.2020, согласно которому границы испрашиваемого земельного участка пересекаются с землями лесного фонда Истринского лесничества, площадь наложения составляет 55 464,36 кв. м.
В силу статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 Лесного кодекса местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ. В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 60000 кв. м образуется из земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040249:171.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040249:171, площадью 154000 кв. м с категорией земель - "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования - "под дачное хозяйство", расположенный по адресу: Московская область, р-н Истринский, с/пос. Ермолинское, д. Холмы, дом 31, поставлен на кадастровый учет 22.01.2008 г. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Какие-либо данные о пересечении указанного земельного участка с землями лесного фонда отсутствуют (выписка Единого государственного реестра недвижимости от 05.07.2021).
Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Истра от 23.11.2017 г. N 14/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области", а также согласно Генеральному плану городского округа Истра Московской области, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Истра 20.12.2019 N 1/16 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040249:17 из которого образуется земельный участок площадью 60000 кв. м, для размещения товарищества, полностью расположен в территориальной зоне предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2).
Постановлением Главы Истринского муниципального района Московской области N 2861/8 от 29.08.2007 г. утверждены проекты границ земельного участка, испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным видом "под дачное хозяйство".
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судом установлен факт несоответствия сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям ГЛР в части границ земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1, отнесенного к землям государственной неразграниченной собственности, право на распоряжение которым принадлежит администрации, и лесного участка.
Поскольку испрашиваемый земельный участок площадью 60 000 кв. м образуется из земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1, поставленного на кадастровый учет до 01 января 2016 года, то сведения ЕГРН имеют приоритет над данными лесного реестра.
Согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В такой ситуации, в силу норм действующего лесного и земельного законодательства при пересечении границ земельного участка с границами земель лесного фонда, Администрация городского округа Истра Московской области как орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение землями муниципальной и неразграниченной государственной собственности (правообладатель земельного участка) не лишена возможности оспорить наложение границ на земли лесного фонда в административном, а также судебном порядке.
Доказательств обращения в суд или компетентные органы за изменением границ земель лесного фонда заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, администрация, принимая постановление N 2699/4 от 29.04.2021 об отмене постановления администрации N 1873/4 от 01.04.2021 и предварительном согласовании предоставления ДНП "Лазурный берег" земельного участка площадью 4535,64 кв. м за вычетом площади наложения, фактически пересмотрела вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-97901/19, что является недопустимым и нарушает принцип обязательности судебных актов, предусмотренный частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 N 1-ФКЗ.
При этом самостоятельное изменение обязанной по решению суда стороной порядка и способа исполнения судебного акта, влекущие частичное исполнение решение суда и нарушение права заявителя на судебную защиту, процессуальным законодательством не допускается.
С заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 31.01.2020 по делу N А41-97901/19 Администрация городского округа Истра Московской области также не обращалась, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и подлежащим отмене постановление Администрации городского округа Истра Московской области N 2699/4 от 29.04.2021 об отмене постановления администрации N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения, и не связан конкретными формулировками требования заявителя об устранении нарушения, равно как и выбором им того или иного способа восстановления нарушенных прав и законных интересов.
На территории Московской области действует Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 N 15ВР-883.
В соответствии с пунктом 21.2.9 Административного регламента при предоставлении государственной услуги в электронной форме осуществляются получение заявителем результата предоставления государственной услуги в Личном кабинете на РПГУ в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП уполномоченного должностного лица Администрации.
Пунктом 7 Приложения N 10 к Административному регламенту предусмотрено, что выдача (направление) результата предоставления государственной услуги заявителю осуществляется путем направления администрацией результата предоставления Государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП уполномоченного должностного лица Администрации, в Личный кабинет на РПГУ. Заявитель уведомляется о получении результата предоставления Государственной услуги в Личном кабинете на РПГУ.
В целях восстановления нарушенных прав суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Истра Московской области в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в личный кабинет заявителя на РПГУ (номер заявления Р001-5156240914-30252812) заверенные квалифицированной усиленной электронной цифровой подписью постановление Администрации городского округа Истра Московской области N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Разрешая требования заявителя об указании на то, что судебное решение по настоящему делу является основанием для внесения соответствующих записей в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области об исключении сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД МО) о наложении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040249:17 на земли лесного фонда, в Комитет лесного хозяйства Московской области привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестра, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040249:17 посредством исключения из государственного лесного реестра сведений о наложении лесных участков (частей лесных участков) на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040249:17, суд первой инстанции исходил из следующего.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12.33 Постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Согласно части 3 статьи 91 ЛК РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п. 13 данного постановления поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
В силу указанных норм Комитет лесного хозяйства Московской области обязан привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН путем изменения документированной информации, содержащейся в лесном реестре и направить указанные сведения в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для внесения сведений в ИСОГД и РГИС, в том числе по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, для внесения указанных сведений в ГЛР, ИСОГД законом предусмотрен специальный административный порядок.
В силу положений статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. Арбитражный суд не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений (обращений) и принятия по ним решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
В такой ситуации, с учетом того, что предъявленные заявителем требования направлены на обход установленного законом административного порядка, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении указанного требования.
При этом самостоятельные требования об оспаривании действий (бездействия) по невнесению сведений в ГЛР и ИСОГД, к Комитету лесного хозяйства Московской области и Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области не предъявлены и являются преждевременными с учетом требований, заявленных в настоящем споре к администрации городского округа Истра Московской области.
Кроме того, заявителем были предъявлены требования о взыскании судебной неустойки с Администрации городского округа Истра Московской области замечет казны городского округа Истра Московской области в пользу Дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" ИНН 7704797071 денежные средства в размере 100 000 руб. за первую неделю просрочки исполнения решения, 200 000 руб. за вторую неделю просрочки исполнения решения, 300 000 руб. за третьи) неделю просрочки исполнения решения и далее по прогрессивной шкале по дату фактического исполнения решения по настоящему делу за неисполнение решения суда по направлению в личный кабинет заявителя на РПГУ (номер заявления Р001-5156240914-30252812) заверенных квалифицированной усиленной электронной цифровой подписью постановления Администрации городского округа Истра Московской области N 1873/4 от 01.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Дачному некоммерческому партнерству "Лазурный берег" земельного участка площадью 60 000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о взыскании неустойки.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы оспариваемого отказа, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2021 по делу N А41-52819/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52819/2021
Истец: НП Дачное "Лазурный берег", Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация городского округа Истра Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ