г. Вологда |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А66-14005/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция", акционерного общества "Атомэнергосбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2021 года по делу N А66-14005/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Атомэнергосбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4, далее - управление, инспекция) о признании недействительным предписания от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Фирма "Энергия" (ОГРН 1026900591233, ИНН 6905052817; адрес: 170036, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 60).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены в части. Предписание от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21 признано недействительным в части обязания общества осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета (далее - ИПУ).
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части расчетов размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с 01.07.2020 по показаниям ИПУ. Полагает необоснованным неприменение судом первой инстанции к спорным правоотношениям положений подпункта "г" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Полагает правомерным проведение расчета с 01.07.2020 с применением норматива в виду непригодности к расчетам ИПУ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения начальника управления от 10.08.2021 N 036/11618/ОГ-21 в период с 16.08.2021 по 10.09.2021 в отношении общества назначено проведение внеплановой документарной проверки с целью рассмотрения обращения Степанова А.А. от 29.07.2021 N 036/11618/ОГ, проживающего по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 67 кв. 57, по вопросу определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в жилом помещении с марта 2020 года. По результатам проверки составлен акт от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21.
В ходе проверки установлено, что общество при начислении в период июля 2020 года по июнь 2021 года Степанову А.А. платы за электрическую энергию нарушило подпункт "г" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в адрес общества инспекцией направлено предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-12 (далее - предписание от 06.09.2021), в соответствии с которым обществу предписано осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за июль 2020 года - июнь 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ).
Не согласившись с указанным предписанием общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности инспекцией факта невозможности использования показаний ИПУ для проведения расчетов за потребленную электроэнергию, в связи с чем признал требования предписания в части возложения на общество обязанности осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям ИПУ не соответствующими положениям Правил N 354.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в виду следующего.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений - 01.07.2020) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
- в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета.
Таким образом, указанными положениями Правил N 354 в отношении коммунальной услуги по электроснабжению с 01.07.2020 расчет по нормативу не предусмотрен.
В пункте 42 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В силу пункта 81(10) Правил N 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии" (далее - ГОСТ 8.259-2004).
Операции, производимые при проведении проверки, регламентированы пунктом 4.1 ГОСТ 8.259-2004: внешний осмотр; проверка изоляционных свойств; опробование и проверка правильности работы счетного механизма, стопора обратного хода и устройства переключения тарифов многотарифного счетчика; проверка порога чувствительности; проверка отсутствия самохода; определение метрологических характеристик однофазных счетчиков и трехфазных счетчиков в режиме симметричной нагрузки; определение метрологических характеристик трехфазных счетчиков в режиме несимметричной нагрузки.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ 8.259-2004 при получении отрицательного результата в процессе выполнения любой из операций поверки счетчик бракуют и его поверку прекращают.
Согласно пункту 11.4 ГОСТ 8.259-2004 оформление отрицательных результатов поверки осуществляется путем составления извещения о непригодности прибора учета; клеймо и свидетельство предыдущей поверки гасят и вносят запись в паспорт о непригодности прибора учета с указанием причин.
Таким образом, надлежащим документом, подтверждающим факт несоответствия прибора учета метрологическим требованиям к средствам измерений и, как следствие, подтверждающим непригодность такого прибора учета к эксплуатации и использованию в расчетах, является извещение, оформленное в соответствии с требованиями названного ГОСТа, или запись в паспорте прибора учета.
Однако таких документов, как и иных доказательств того, что сроки поверки индивидуальных приборов учета, сроки эксплуатации приборов учета истекли, что привело к искажению данных об объеме электроэнергии, потребленной в спорный период, лица участвующие в деле не представили.
Согласно акту замены прибора учета N 3436 в квартире N 57 обществом произведена замена прибора учета 08.10.2021 в связи с истечением срока поверки.
Акты ввода и допуска в эксплуатацию ИПУ, техпаспорт прибора учета, документы о проведенных поверках не представлены, доказательств наличия нарушений в работе прибора учета не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о непригодности прибора учета для целей проведения расчетов в спорный период.
Нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии в спорный период.
Соответственно, вопреки доводам подателей жалоб положения пунктов 59, 60 Правил N 354 применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежат.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что установленный в жилом помещении индивидуальный прибор некорректно фиксирует фактически потребленный объем электроэнергии, основания для исключения из расчетов показаний такого ИПУ отсутствуют.
На основании изложенного, в связи с установлением факта нарушения обществом порядка расчёта платы за электрическую энергию, у инспекции имелись основания для выдачи обществу предписания с возложением на заявителя обязанности по проведению перерасчёта за спорный период.
Обоснованность требований инспекции, изложенных в предписании, о необходимости проведения расчетов с потребителем Семеновым А.А. в период с июня 2020 года по июль 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, не подтверждена относимыми и допустимыми доказательствами.
При таких обстоятельствах предписание в данной части правомерно признано судом первой инстанции недействительным, как несоответствующее требованиям Правил N 354.
Доводы, приведенные в жалобах, не опровергают законность и обоснованность выводов суда, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2021 года по делу N А66-14005/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, акционерного общества "Атомэнергосбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14005/2021
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Энергия", Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7453/2023
02.03.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10830/2022
01.11.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14005/2021
22.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8328/2022
17.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-167/2022
07.12.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14005/2021