город Омск |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А46-18504/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-930/2022) Департамента транспорта Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2021 по делу N А46-18504/2021 (судья Распутина В.Ю.), принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Торопова Виталия Александровича (ОГРНИП 311554328500123, ИНН 550508879034) к Департаменту транспорта Администрации города Омска (ОГРН 1025501179736, ИНН 5503054185, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) о взыскании процентов за несвоевременное перечисление субсидии в размере 24 792 руб. 88 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Торопов Виталий Александрович (далее - истец, ИП Торопов В.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту транспорта Администрации города Омска (далее - ответчик, Департамент) о взыскании процентов за несвоевременное перечисление субсидии в размере 24 792 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2021 по делу N А46-18504/2021 исковое требование предпринимателя удовлетворено. С Департамента в пользу ИП Торопова В.А. взысканы проценты за несвоевременное перечисление субсидии в размере 24 792 руб. 88 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требования истца отказать.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на отсутствие одного из условий перечисления субсидии, а именно, зачисления на лицевой счет Департамента соответствующего объема финансовых средств; гражданским законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на убытки; правоотношения, возникшие между Департаментом и ИП Тороповым В.А., являются не гражданско-правовыми, а бюджетными, к которым статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не применима.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
До начала судебного заседания от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он не согласился с доводами жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между Департаментом и ИП Тороповым В.А. были заключены соглашения о предоставлении из бюджета города Омска субсидии на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением льгот на проезд в городском пассажирском транспорте некоторым категориям граждан: от 16.02.2018 N 17, от 16.02.2018 N 18, от 31.01.2019 N 9, от 31.01.2020 N 9, от 31.01.2019 N 10, от 31.01.2020 N 10.
Возмещение недополученных доходов в 2018, 2019 и 2020 годах производилось исходя из предельного тарифа, установленного приказами Региональной энергетической комиссии Омской области от 19.12.2017 N 523/79 в размере 24 руб. 90 коп. за одну поездку, от 18.12.2019 N 422/82 в размере 27 руб. 80 коп. за одну поездку и от 12.12.2019 в размере 30 руб. 02 коп. за одну поездку.
В рамках указанных соглашений ИП Торопову В.А. ответчиком в счет возмещения недополученных доходов в связи с установлением мер социальной поддержки граждан были перечислены денежные средства.
Посчитав, что средства субсидии причислялись Департаментом несвоевременно, предпринимателем был осуществлен расчёт процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 126 936 руб. 43 коп.
Поскольку в добровольном порядке требования предпринимателя удовлетворены не были, истец обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим иском, уточнив требования в ходе судебного разбирательства в части периода и размера заявленных требований, просил взыскать проценты по статье 395 ГК РФ в размере 24 792 руб. 88 коп. по соглашениям от 16.02.2018 N 17 и от 31.01.2019 N 9.
29.12.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2, 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Согласно пункта 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пункту 17 части 1 статьи 3 указанного Закона регулярными перевозками по регулируемым тарифам являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Положением предоставлении из бюджета города Омска субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением Омским городским Советом мер социальной поддержки граждан при оплате проезда и провоза ручной клади в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска, утверждённым постановлением Администрации города Омска от 26.02.2014 N 246-п (далее - Положение N 246-п), установлена цель, условия и порядок предоставления из бюджета города Омска субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением Омским городским Советом мер социальной поддержки граждан при оплате проезда и провоза ручной клади в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска (далее - субсидия) перевозчикам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и провозу ручной клади в пассажирском транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска по регулируемым тарифам, категории перевозчиков, имеющих право на получение субсидии, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 246-п субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
1) выполнение регулярных перевозок пассажиров и провоза ручной клади по установленным муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
2) выполнение регулярных перевозок пассажиров и провоза ручной клади по регулируемым тарифам;
3) применение проездных билетов установленной формы в соответствии с действующим законодательством;
4) ведение электронного учета поездок посредством автоматизированной системы оплаты проезда в городе Омске;
5) ведение учета расходов и доходов, связанных с перевозкой пассажиров и провоза ручной клади;
6) наличие недополученных доходов в связи с установлением мер социальной поддержки;
7) предоставление получателем субсидии в департамент документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения.
Пунктом 9 Положения N 246-п определено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого между департаментом и получателем субсидии в соответствии с типовой формой соглашения между главным распорядителем средств бюджета города Омска и юридическим лицом (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из бюджета города Омска на возмещение затрат (недополученных доходов), связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, установленной департаментом финансов и контроля Администрации города Омска.
Согласно пункту 7 Положения N 246-п получатель субсидии в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении субсидии представляет в департамент документы, указанные в настоящем пункте, за исключением отчета о недополученных доходах.
Департамент в течение трех рабочих дней с момента получения документов, указанных в пункте 7 Положения N 246-п, осуществляет их проверку на наличие оснований для отказа в предоставлении субсидии (пункт 8 Положения N 246-п).
В соответствии с пунктом 14 Положения N 246-п перечисление субсидии на расчетный счет получателя субсидии, открытый им в кредитной организации, осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента окончания проверки документов при условии зачисления на лицевой счет Департамента соответствующего объема финансовых средств.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, нормативно установленный срок выплаты субсидии не зависит от даты заключения самого соглашения, а поставлен в зависимость от момента окончания проверки документов, срок для которой установлен в три рабочих дня с момента получения документов, указанных в пункте 7 Положения N 246-п.
Согласно статье 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как следует из уточненного искового требования, ИП Торопов В.А. просил взыскать проценты за несвоевременное перечисление субсидии по соглашениям от 16.02.2018 N 17 и от 31.01.2019 N 9, заключенным в соответствии с Положением N 246-п.
Из представленного в материалы дела расчета ИП Торопова В.А. процентов по статье 395 ГК РФ следует, что общая сумма процентов составила 24 792 руб. 88 коп., из которых 8855 руб. 35 коп. - по соглашению от 16.02.2018 N 17, и 15 937 руб. 53 коп. - по соглашению от 31.02.2019 N 9. Судом апелляционной инстанции расчет проверен и признан арифметически верным.
Довод Департамента относительно того, что по состоянию на необходимую дату выплат денежные средства на лицевом счете у Департамента отсутствовали, в силу чего обязанность по их выплате не возникла, соответственно, проценты по 395 ГК РФ не могли быть начислены, не принимается судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции полагает, что условие, согласно которому получение предпринимателем денежных средств поставлено в зависимость от зачисления денежных средств на лицевой счет Департамента является незаконным, поскольку предоставление компенсационной субсидии является обязанностью уполномоченного органа и не может быть поставлено в зависимость от его волеизъявления.
Правовая позиция, в соответствии с которой выплата компенсации (в настоящем случае выпадающих доходов) не зависит от усмотрения органов местного самоуправления поддержана Верховным судом Российской Федерации в определении от 03.08.2021 N 304-ЭС21-12322.
Соответственно, в случае ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств Департамент несет гражданско-правовую ответственность.
Довод административного органа о том, что правоотношения, возникшие между Департаментом и ИП Тороповым В.А., являются не гражданско-правовыми, а бюджетными, к которым статья 395 ГК РФ не применима, отклоняется судом апелляционной инстанции с учётом правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889.
Так, согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 БК РФ.
К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 БК РФ получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, фактически получая денежные средства из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 БК РФ.
В части 3 статьи 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим и физическим лицам.
В частности эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
БК РФ не предусматривает начисление процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 БК РФ такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами БК РФ, не являются бюджетными правоотношениями.
Предоставление субсидии истцу ответчиком оформлено соглашениями, заключенными в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, следовательно, к правоотношениям сторон, вытекающим из соглашения о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашений о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ, в частности, положения статьи 395 ГК РФ.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований ИП Торопова В.А. о взыскании с Департамента 24 792 руб. 88 коп. процентов по статье 395 ГК РФ за несвоевременное перечисление субсидии.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2021 по делу N А46-18504/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18504/2021
Истец: ИП ТОРОПОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1807/2022
06.07.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5785/2022
26.05.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1807/2022
26.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-930/2022
17.03.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-930/2022
29.12.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-18504/2021