г. Москва |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А41-60077/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 46: Малышева Г.В. по доверенности от 20.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от ИП Бельской О.Д.: лично, по паспорту,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 46
на решение Арбитражного суда Московской области
от 22 ноября 2021 года по делу N А41-60077/21,
по заявлению индивидуального предпринимателя Бельской Ольги Дмитриевны
к Государственному учреждению - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 46
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бельская Ольга Дмитриевна (далее - заявитель, ИП Бельская О.Д., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному учреждению - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 46) (далее - ГУ-МО РО ФСС России, фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 26.05.2021 N 12-19/02-62л об отказе в назначение и выплате страхового обеспечения временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об обязании фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Бельской О.Д.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2021 года по делу N А41-60077/21 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 43-47).
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ-МО РО ФСС России обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГУ-МО РО ФСС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
ИП Бельская О.Д. возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на очном приеме сотрудника фонда, проведенном 02.11.2020 ведущим специалистом Савушкиной Александрой Алексеевной, по вопросу возможности получения страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, заявителю устно была разъяснена обязанность оплатить страховой взнос в календарном году, предшествующему календарному году, в котором наступил страховой случай, необходимость оформления и подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по установленной законом форме разъяснена не была. По результатам личного приема ИП Бельская О.Д. оплатила 4 221 руб. 24 коп. страхового взноса, что подтверждается электронным чеком от 02.11.2020, в котором в назначении платежа указано "уплата страхового взноса", получатель платежа: "УФК по Московской области (ГУ-МО РО ФСС России) л/с 04484019820" (т. 1, л.д. 10).
При наступлении страхового случая, а именно, получении листка нетрудоспособности N 910064401900 об освобождении от работы на период с 23.04.2021 по 09.09.2021 (т. 1, л.д. 18) ИП Бельская О.Д. обратилась в фонд с заявлением от 28.04.2021 о рассмотрении вопроса о назначении и выплате пособия по беременности и родам с приложением пакета документов (т. 1, л. д. 26).
Письмом от 26.05.2021 N 12-19/02-62л фонд отказал ИП Бельской О.Д. в назначении и выплате пособия по беременности и родам, сославшись на то, что заявление о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ИП Бельская О.Д. в территориальный орган страховщика по месту жительства не подавала, что, по мнению фонда, лишает ее права на назначение и получение пособий в 2021 году, факт оплаты страхового взноса в установленные законом порядке и срок, по мнению фонда, значения не имеет (т. 1 л. д. 8-9).
Полагая, что отказ фонда назначить и выплатить пособие по беременности и родам нарушает права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Бельская О.Д обратилась в суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в том числе, беременность и роды, в связи с наступлением которого подлежит выплате такой вид страхового обеспечения, как пособие по беременности и родам (пункт 2 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ).
Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются Законом N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):
1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, которые являются застрахованными лицами (части 1, 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 указанного закона.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных указанным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 указанного закона.
Согласно части 2 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ к страхователям, являющимися лицами, производящими выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приравниваются, в том числе индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.
Статья 4.5 Закона N 255-ФЗ устанавливает порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который в данном случае ИП Бельской О.Д. соблюден только в части уплаты страхового взноса в календарном году, предшествовавшему календарному году, в котором наступил страховой случай, однако, заявление о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ИП Бельская О.Д. на подала, руководствуясь разъяснениями сотрудника фонда, полученными на личном приеме.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.04.2019 N 216 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Административный регламент), из преамбулы которого следует, что указанный регламент принят в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг".
В статье 7 Закона N 210-ФЗ содержатся общие требования к государственным и муниципальным органам о взаимодействии с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг, из анализа которых следует, что сотрудник государственного органа обязан предоставить лицу, которое обратилось за государственной услугой, полную информацию о действиях и комплекте документов, необходимых для получения истребуемой услуги.
Пунктом 2 Административного регламента определен круг заявителей, к которым отнесены, среди прочих, индивидуальный предприниматели.
В установленные Административным регламентом требования к порядку информирования государственным органом о предоставлении государственной услуги включено требование об информировании о порядке получения государственной услуги, исчерпывающем перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (пункт 3 Административного регламента).
Разделом II Административного регламента определен стандарт предоставления государственной услуги, а именно, наименование услуги - государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги при регистрации страхователей является внесение данных о страхователе в информационную систему Фонда и выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - уведомление о регистрации), форма которого предусмотрена приложением N 1 к Порядку регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 N 202н.
Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. Так, пунктом 15 определено, что для получения государственной услуги по регистрации страхователя заявителем, в том числе на личном приеме, представляются заявление о регистрации, а также предъявляется документ, удостоверяющий личность.
Пунктом 17 Административного регламента определено, что заявления о предоставлении государственной услуги и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем в территориальный орган Фонда лично, через многофункциональный центр (при наличии государственной услуги в соглашениях о взаимодействии), направлены почтовым отправлением или в электронной форме в соответствии с пунктом 41 настоящего Регламента путем заполнения специальной электронной формы заявления о предоставлении государственной услуги через личный кабинет на Едином портале.
Из анализа вышеприведенных положений Административного регламента следует, что в данном случае сотрудник фонда, на личном приеме предпринимателя Бельской О.Д. обязана была ее проинформировать не только об обязанности лица, желающего добровольно вступить в правоотношения социального страхования, оплатить страховой взнос в году, предшествующему году, в котором наступит страховой случай, но и о том, что вступление в указанные правоотношения оформляется подачей в территориальный орган фонда заявления, то есть разъяснить порядок получения государственной услуги, предоставить образец заполнения заявления по вступлению в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, государственным служащим указанные действия не произведены, что привело, по мнению суда, к тому, что государственная услуга по регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обратившемуся лицу, ИП Бельской О.Д., не оказана.
Согласно части 6 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 указанной статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 указанной статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В силу части 4 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790 (далее - Порядок).
В силу пункта 6 Порядка страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, право на получение страхового обеспечения (в данном случае право на получение пособия по беременности и родам) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающими за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, наступлением страхового случая, подтвержденного листком нетрудоспособности, выданным медицинской организацией по установленной форме.
Поскольку в перечне страховых случаев, приведенном в статье 1.3 Закона N 255-ФЗ, к таковым отнесены беременность и роды, а не факт подачи заявления в территориальный орган фонда о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию, для назначения и выплаты пособия по беременности и родам имеет значение наличие самого страхового случая, подтвержденного в установленном порядке медицинской организацией, и уплата застрахованным лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году обращения за пособием.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Однако указанных обстоятельств в рассматриваемом случае судом не установлено.
В данном случае причиной непредставления ИП Бельской О.Д. явилось ненадлежащее выполнение государственным служащим обязанностей при оказании государственной услуги по регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, факт наступления самого страхового случая фондом не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, фондом произведен расчет страхового обеспечения - пособия по беременности и родам за период с 23.04.2021 по 09.09.2021 (электронный листок нетрудоспособности N 910064401900), страховое обеспечение составляет 58 878 руб. 40 коп., расчет приобщен к материалам дела в судебном заседании 16.11.2021 (т. 1 л. д. 36-37).
При этом как правильно указал суд первой инстанции, уплаты в надлежащий срок, в надлежащем размере страхового взноса, наступлении страхового случая, ненадлежащем оказании служащим фонда государственной услуги по регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплата пособия по беременности и родам ИП Бельской О.Д. в сумме 58 878,40 руб. не приведет к неправомерному расходу средств фонда социального страхования Российской Федерации, напротив, послужит реализации страхователем в целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному страхованию.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2021 года по делу N А41-60077/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60077/2021
Истец: Бельская Ольга Дмитриевна
Ответчик: Филиал N46 Государственного учреждения Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ