город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2022 г. |
дело N А53-15167/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Южной электронной таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2022 по делу N А53-15167/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гермес"
к заинтересованному лицу Южной электронной таможне
о признании решений незаконными,
при участии:
от Южной электронной таможни: представитель Косолапов Ю.А. по доверенности от 27.12.2021,
от ООО "Гермес" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Галичин А.В. по доверенности N 3 от 30.03.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гермес" (далее - заявитель, общество, ООО "Гермес") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Южной электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) с заявлением о признании незаконным решения Южного таможенного поста (ЦЭД) Южной электронной таможни от 30.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/311020/0031050, решения Южного таможенного поста (ЦЭД) Южной электронной таможни от 30.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/311020/0031015, решения Южного таможенного поста (ЦЭД) Южной электронной таможни от 30.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/301020/0030200, решения Южного таможенного поста (ЦЭД) Южной электронной таможни от 31.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/311020/0031053; решения Южного таможенного поста (ЦЭД) Южной электронной таможни от 01.02.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/311020/0031215.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2022 признаны недействительными решения Южной электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 30.01.2021 N 10323010/311020/0031050, от 30.01.2021 N 10323010/311020/0031015, от 30.01.2021 N 10323010/301020/0030200, от 31.01.2021 N 10323010/311020/0031053, от 01.02.2021 N 10323010/311020/0031215 как несоответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Взыскано с Южной электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гермес" 15 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южная электронная таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию таможенного органа с выводами суда первой инстанции о том, что таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товаров методом по цене сделки и неправомерно приняла решения о внесении изменений в сведения в декларации на товары ДТ N N 10323010/311020/0031050,10323010/311020/0031015, 10323010/301020/0030200, 10323010/311020/0031053, 10323010/311020/0031215.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Гермес" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "Гермес" (Россия, покупатель) во исполнение внешнеторгового контракта от 17 декабря 2019 г. N 3 (далее - контракт), заключенного с ООО "Абхазские мандарины" (Республика Абхазия, продавец), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС, Союз) в Российскую Федерацию из Республики Абхазия на условиях поставки DAP Сочи и поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ NN 1032301010323010/301020/0030200, 10323010/311020/0031015, 10323010/311020/0031050, 10323010/311020/0031053; 10323010/311020/0031215:
- товар N 1 "Мандарины свежие (без калибровки и сортировки), урожай 2020 года, разных сортов, разной степени зрелости (в одной упаковке может быть разносортный товар)";
- товар N 2 "Фейхоа свежая, урожай 2020 года, без калибровки и сортировки, разной степени зрелости".
Согласно сведениям, заявленным декларантом в 31 графе ДТ, поставляемые товары представляют собой фейхоа свежая, урожай 2020 года, без калибровки и сортировки, разной степени зрелости, то есть в одной упаковке может быть разносортный товар. Для реализации требуется предпродажная подготовка. Страна происхождения товаров - Республика Абхазия, производитель - ООО "Абхазские мандарины"; мандарины свежие (без калибровки и сортировки), урожай 2020 г., разных сортов, разной степени зрелости, то есть в одной упаковке может быть разносортный товар. Поставляемые товары упакованы в картонные коробки, п/п сетки, пластиковые ящики. Страна происхождения товаров - Республика Абхазия, производитель - ООО "Абхазские мандарины".
При таможенном декларировании таможенная стоимость товаров определялась и заявлялась обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами на условиях поставки DAP Сочи на основании сведений о стоимости товаров, содержащихся в представленных документах по внешнеторговым сделкам.
Таможенным органом произведен контроль таможенной стоимости при совершении таможенных операций в отношении товаров, задекларированных в ДТ N N 10323010/311020/0031050,10323010/311020/0031015, 10323010/301020/0030200, 10323010/311020/0031053, 10323010/311020/0031215 в ходе которого выявлены признаки, указывающие на недостоверность сведений либо отсутствия надлежащего подтверждения заявленных сведений.
Таможенным органом у декларанта 31.10.2020, 31.10.2020, 30.10.1010, 31.10.2020, 01.11.2020 запрошены дополнительные документы и пояснения для подтверждения таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 1032301010323010/301020/0030200, 10323010/311020/0031015, 10323010/311020/0031050, 10323010/311020/0031053; 10323010/311020/0031215, соответственно.
По результатам проверок документов и сведений, таможенным постом приняты решения от 30.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/311020/0031050; от 30.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/311020/0031015;
от 30.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/301020/0030200; от 31.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/311020/0031053; от 01.02.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/311020/0031215.
Не согласившись с принятыми решениями, общество обжаловало указанные решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС при использовании первого метода определения таможенной стоимости товаров декларант обязан выполнить условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и дополнительных начислений, включаемых в структуру таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 г. N 42, выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза является признаком, указывающим на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров могут являться недостоверными или имеют условия, которые повлияли на цену товара.
Согласно абзацу 3 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 49) отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса, принимается таможенным органом, в том числе, если при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 настоящей статьи, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные настоящей статьей сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса (пункт 18 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что обществом в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, задекларированных по спорным ДТ:
- внешнеторговый контракт N 3 от 17.12.2019 года;
- дополнительное соглашение N 2 от 20.09.2020 (согласование цены);
- дополнительное соглашение N 3 от 28.09.2020 (изменение банковских реквизитов);
- CMR-накладные N N 156, 157, 158, 159, 160 от 29.10.2020, 163 от 30.10.2020, 108, 109, 110 от 25.10.2020, 172 от 30.10.2020, 174,175,176, 179 от 31.10.2020 года;
- спецификации (Приложения) N N 52 от 29.10.2020, 54 от 30.10.2020, 35 от 25.10.2020, 59 от 30.10.2020, 61, 63 от 31.10.2020 года;
- счета-фактуры N N 52 от 29.10.2020, 54 от 30.10.2020, 35 от 25.10.2020, 59 от 30.10.2020, 61, 63 от 31.10.2020 года;
- упаковочные листы N N 52 от 29.10.2020, 54 от 30.10.2020, 35 от 25.10.2020, 59 от 30.10.2020, 61, 63 от 31.10.2020 года;
- сертификаты о происхождении товаров АВ RU 20014001965 от 26.10.2020, АВ RU 20014001961 от 23.10.2020, АВ RU 20014001934 от 21.10.2020, АВ RU 20014001906 от 20.10.2020, АВ RU 20014001966 от 26.10.2020, АВ RU 20014002013 от 30.10.2020 года.
- прайс-лист ООО "Абхазские мандарины от 15.09.2020 года";
- иные документы, необходимые для таможенного оформления.
По условиям заключенного контракта (пункта 1.1 контракта) продавец продает, а покупатель покупает сельхозпродукцию, произведенную в Республике Абхазия, в том числе, фрукты, овощи, цветы, согласно условиям контракта на базисных условиях DAP-Сочи.
В соответствии с дополнительным соглашением N 2 от 20.09.2020 к контракту определены следующие цены на товары:
- "Мандарины свежие (без калибровки и сортировки)" - 21 рубль за 1 кг нетто;
- "Фейхоа свежая (без калибровки и сортировки)" - 32 рубля 00 копеек за 1 кг нетто.
Количество определяется спецификациями на каждую конкретную поставку, что соответствует п. 1.2, 2.2 контракта.
Согласно Спецификациям N 52 от 29.10.2020, N 54 от 30.10.2020, N 60 от 30.10.2020, N 59 от 30.10.2020, NN 61, 63 от 31.10.2020, подписанным сторонами контракта, согласована поставка товаров "Мандарины свежие без сортировки и калибровки" по цене 21 руб./кг, "Фейхоа свежая без сортировки и калибровки" по цене 32 руб./кг, что соответствует сведениям, заявленным в графах 38, 42 ДТ NN 103230I0/301020/0030200, 10323010/311020/0031015, 10323010/311020/0031050, 10323010/311020/0031053, 10323010/311020/0031215.
При этом стоимость тары, упаковки, поддонов, экспортное оформление в стране продавца входит в цену товара (п. 2.1 контракта).
В спорных декларациях указаны условия поставки DAP-Сочи (н.п. Веселое), то есть в соответствии с условиями контракта.
Согласно базису поставки DAP Инкотермс 2010 продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара.
Поставщик ООО "Абхазские Мандарины" от 06.11.2020 указал, что транспортные и прочие расходы до пункта доставки, в том числе погрузка, складские расходы, сертификация, брокерские услуги, таможенные и иные платежи, осуществляемые на территории Республики Абхазия, включены в стоимость товара. Для минимизации расходов товары не страхуются ни одной из сторон, что соответствует п. 2.3 Контракта.
Покупатель оплачивает только цену товара, предусмотренную соглашением сторон (спецификациями N 52 от 29.10.2020, N 54 от 30.10.2020, N 60 от 30.10.2020, N 59 от 30.10.2020, N 61, 63 от 31.10.2020, на основании выставленных инвойсов (счетов-фактур) N 52 от 29.10.2020, N 54 от 30.10.2020, N 60 от 30.10.2020, N 59 от 30.10.2020, NN 61, 63 от 31.10.2020.
Оплата товара производится в российских рублях банковским переводом со счета покупателя на счет продавца в течение 180 календарных дней после фактического поступления товара на территорию РФ или в порядке предварительной оплаты путем авансового перевода со счета Покупателя на счет продавца (п. 3.1 контракта).
Платежными поручениями N 10 от 19.01.2021, N 11 от 20.01.2021 обществом произведена оплата поставок по ДТ NN 10323010/301020/0030200, 10323010/311020/0031015, 10323010/311020/0031050, 10323010/311020/0031053, 10323010/311020/0031215. Отсутствие оплаты по всем 45 ДТ в нарушение условий контракта, не исключает возможность установить общую сумму всех причитающихся платежей, и в рассматриваемой ситуации само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной цены на товар.
Как верно указал суд первой инстанции, контракт N 3 от 17.12.2019, дополнительное соглашение, спецификации, транспортные документы к нему соответствуют данным требованиям, поскольку они подписаны сторонами сделки и содержат ссылки друг на друга, то есть являются взаимосвязанными.
При заключении сделки стороны контракта согласовали все существенные условия, в том числе предмет "мандарины свежие (без калибровки и сортировки)" - 21 рубль за 1 кг нетто и "фейхоа свежая (без калибровки и сортировки)" - 32 рубля за 1 кг нетто.
Условия поставки и заявленный к декларированию товар согласованы сторонами. Противоречий судом не установлено.
Коллегия учитывает, что представленные обществом в подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки документы выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, содержат соответствующие ссылки, подписаны сторонами, содержат все необходимые сведения о наименовании товара и его стоимости. Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар. Сведения в данных документах также позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условиям поставки и оплаты.
Суд первой инстанции обоснованно не выявил противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных документах, в связи с чем посчитал представленные декларантом документы необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара, не содержащими признаки недостоверности, то есть надлежащем подтверждении обществом таможенной стоимости товара по спорным ДТ.
Отклоняя доводы таможенного органа о том, что на пояснительных письмах от 15.09.2020, от 16.09.2020, от 09.10.2020, от 23.11.2020, от 25.12.2020 и коммерческом предложении от 15.09.2020 от ООО "Абхазские мандарины" указан ИНН 2061359 данной фирмы, тогда как во внешнеторговом контракте от 17.12.2019 N 3 и на печати ООО "Абхазские мандарины" указан иной ИНН - 11001444, а также о несоответствии номера корреспондентского счета, что свидетельствует о недостоверности документов, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
В соответствии с ответом поставщика от 16.06.2021 несоответствия в сведениях о корреспондентском счете ООО "Абхазские мандарины", указанном во внешнеторговом контракте N 3 от 17.12.2019 (30101810145250000550) и прайс- листе от 15.09.2020, коммерческом предложении от 15.09.2020 (0101810145250000550), вызваны технической ошибкой (отсутствует первая цифра в корреспондентском счете - "3"), допущенной сотрудником ООО "Абхазские мандарины".
Кроме того, различия в сведениях об ИНН ООО "Абхазские мандарины", указанные во внешнеторговом контракте N 3 от 17.12.2019 и на печати ООО "Абхазские мандарины" (ИНН 11001444), и в коммерческом предложении ООО "Абхазские мандарины" от 15.09.2020, пояснительных письмах ООО "Абхазские мандарины" от 15.09.2020, 16.09.2020, 09.10.2020, 23.11.2020, 25.12.2020 (ИНН 2061359) обусловлены использованием сотрудниками ООО "Абхазские мандарины" устаревшей формы бланка организации. Ранее выданное свидетельство ООО "Абхазские мандарины" о постановке на учет в налоговом органе содержало сведения об ИНН организации 2061359.
При указанных обстоятельствах, основания для вывода о недостоверности сведений отсутствуют.
Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Отклоняя довод таможни о том, что общество не представило пояснения о зависимости цены товара от его качественных и физических характеристик, в том числе влияние сезонности на формирование цены товара, суд первой инстанции обоснованно указал, что пояснения о влияющих на цену физических, качественных и технических характеристик товара приведены в дополнительном соглашении N 2 от 20.09.2020 к контракту N 3 от 17.12.2019 об определении цен на период поставки до 15.03.2021; прайс-листе от 15.09.2020 на продукцию, реализуемую ООО "Абхазские мандарины" в период с 15.09.2020 по 15.03.2021; письме ООО "Абхазские Мандарины" от 30.10.2020.
В письме от 30.10.2020 указано, что ООО "Абхазские мандарины" предлагается к продаже три категории мандаринов:
Мандарины свежие (отборные) цена 42,00 руб. Поставляются сортированные, калибр более 55 мм, зрелые, имеют премиальный товарный вид.
"Данный товар, хоть и указан в предложении на весь период действия прайс-листа, но по факту имеется в наличии только в пик сезона, примерно с середины ноября до начала января. Это обусловлено тем, что в данную категорию попадают исключительно крупные, зрелые плоды. Мандарины аккуратно складываются в упаковку и каждый плод отдельно оборачивается в защитную бумагу. Не допускается наличие зеленых недозрелых, подпорченных, подсохших, мятых, с нарушением целостности кожуры, несоответствующего размера плодов (Соответствие категории не менее 99%. Отбор по принципу лучше можно, хуже нельзя). Данное условие распространяется на всю партию по одному отгрузочному документу (Спецификации). То есть весь товар, отгружаемый по одной спецификации, как Мандарины свежие (отборные), независимо от вида и количества упаковки, суммарно должен соответствовать предъявленным требованиям. Эта категория требует дополнительных трудозатрат продавца, бережного отношения, имеет спрос только в предпраздничный период. Хранится на складе отдельно от общей массы, отпускается под строгим контролем".
Мандарины свежие (сортированные) цена 35,00 руб. Поставляются сортированные, калибр менее 55 мм, зрелые.
"В данную категорию попадают зрелые плоды среднего (от 45 мм) и больше среднего размера. Мандарины аккуратно складываются в упаковку и каждый ряд отделяется слоем бумаги. Не допускается наличие зеленых недозрелых, подпорченных, подсохших, мятых, с нарушением целостности кожуры, несоответствующего размера плодов (Соответствие категории не менее 95%. Отбор по принципу лучше можно, хуже нельзя). Данное условие распространяется на всю партию по одному отгрузочному документу (Спецификации). То есть весь товар, отгружаемый по одной спецификации, как Мандарины свежие (сортированные), независимо от вида и количества упаковки, суммарно должен соответствовать предъявленным требованиям. Эта категория требует дополнительных трудозатрат продавца, бережного отношения, не пользуется большим спросом: Хранится на складе отдельно от общей массы, отпускается под строгим контролем".
Мандарины свежие (без калибровки и сортировки) цена 21 руб. Поставляются без калибровки и сортировки, разных сортов, разной степени зрелости, то есть в одной упаковке может быть разносортный товар. Для реализации в розничной торговле требуется предпродажная подготовка.
"В данную категорию попадают плоды разного размера, разной степени зрелости, разных сортов. Не допускается наличие гнилых плодов (Соответствие категории не менее 90%. Отбор по принципу лучше можно, хуже нельзя). Данное условие распространяется на всю партию по одному отгрузочному документу (Спецификации). То есть весь товар, отгружаемый по одной спецификации, как Мандарины свежие (без калибровки и сортировки), независимо от вида и количества упаковки, суммарно должен соответствовать предъявленным требованиям. Эта категория пользуется большим спросом, поскольку в ней попадаются вперемешку и отборные, и сортированные плоды. В партии могут попадаться отдельные единицы упаковки отборных или сортированных плодов для компенсации мелкокалиберного товара в других упаковках одной партии. Некоторые упаковки (из закупленных у населения) могут иметь фасадный вид, то есть верхний слой укладывается ровными рядами крупных зрелых плодов, а нижний слой общей массой представляет разнобойный товар. При отгрузке товар не дифференцируется по качеству. Хранится на складе в общей массе. Данная категория является самой популярной. Покупателя привлекает цена, а продавец не несет дополнительных затрат".
Таким образом, из приведенного письма ООО "Абхазские Мандарины" от 30.10.2020 следует, что на уровень цен на товар "Мандарины свежие" влияет совокупность факторов, в том числе: размер; степень зрелости; наличие/отсутствие недозрелых, подпорченных, подсохших, мятых, с нарушением целостности кожуры плодов; вид, количество, качество упаковки (для отборных и сортированных); наличие/отсутствие калибровки и сортировки и прочее. Иного таможенным органом не установлено.
Довод таможни о том, что ООО "Гермес" с 17.12.2019 декларировало мандарины исключительно по цене 21 руб./кг, а сортированные и отборные мандарины обществом не завозились, судом первой инстанции обоснованно отклонены ввиду следующего.
Из пояснений суду первой инстанции представителя общества следует, что ООО "Гермес" действительно имело намерения приобрести товары всех позиций, указанных в коммерческом предложении б/н от 15.09.2020, в связи с чем, общество письмом от 08.10.2020 N 16 обратилось к поставщику с целью поставки товаров "Мандарины свежие (отборные)", "Мандарины свежие (сортированные)".
Однако в связи с тем, что на момент обращения мандарины вышеуказанных категорий не приобрели достаточную степень зрелости и сбор урожая планировался не ранее середины ноября, поставщик отложил возможность поставки (письмо ООО "Абхазские мандарины" б/н от 09.10.2020). Позднее поставщик ООО "Абхазские мандарины" сообщил о неготовности в сезон 2020-2021 гг. поставок товаров "Мандарины свежие (отборные)", "Мандарины свежие (сортированные)" (письмо ООО "Абхазские мандарины" б/н от 23.11.2020) в силу объективных причин (отсутствие налаженной сортировочной линии на производстве, отключение электроэнергии по веерной системе, нехватка рабочей силы для ручной сортировки мандаринов, нецелесообразность дополнительных затрат на фоне тенденции по снижению уровня цен на товары и др.)
При этом в сопроводительных письмах ООО "Гермес" сообщало таможенному органу о том, что на уровень цены рассматриваемого товара (фейхоа свежая) на рынке влияет совокупность факторов, в том числе:
- непрезентабельный внешний вид, отсутствие калибровки и сортировки, наличие плодов разного типоразмера, наличие плодов разной степени зрелости, разных сортов или разных видов; наличие/отсутствие недозрелых, подпорченных, подсохших, мятых, с нарушением целостности кожуры плодов; мягкость фрукта (быстро приходит в негодность при физическом воздействии); короткий срок реализации; отсутствие обработки с целью длительного хранения фруктов; использование бывшей в употреблении упаковки; минимальные транспортные затраты автотранспортом при международной перевозке (расстояние 3 км) и другие;
- минимальные затраты поставщика; заключение контракта напрямую с крупнейшим поставщиком, экспортирующим фрукты в больших объемах и имеющим длительный опыт торговли фруктами на экспорт; рекордный объем урожая в сезоне 2020-2021; высокий уровень конкуренции среди производителей на территории Республики Абхазия; крайне низкий спрос на товар внутри Республики Абхазия; выращивание фруктов практически всем населением страны; низкий уровень жизни в Республике Абхазия; невозможность сбыта фруктов в другие страны, кроме РФ; отсутствие заводов для переработки товаров; сезонность товара.
Также письмом ООО "Абхазские мандарины" от 06.11.2020 таможенному органу также даны развернутые пояснения по формированию стоимости товара на условиях поставки DAP-Сочи.
Письмом N 100 от 24.12.2020 ООО "Гермес" даны развернутые пояснения о влияющих на цену физических, качественных и технических характеристиках товара, репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование.
Ссылки таможенного органа о том, что ООО "Гермес" не представлена документация, а также сертификаты либо заключения независимых организаций, устанавливающие качественные и физические характеристики товара, правомерно отклонены как необоснованные.
Как следует из материалов дела, при таможенном оформлении товаров по ДТ N N 1032301010323010/301020/0030200, 10323010/311020/0031015, 10323010/311020/0031050, 10323010/311020/0031053; 10323010/311020/0031215 ООО "Гермес" представлена декларация о соответствии ЕАЭС NRU Д-АВ.АД65.В.16501/20 от 22.09.2020 мандаринов и декларация о соответствии ЕАЭС NRU Д-АВ.НВ46.В.0009/20 фейхоа, подтверждающие соответствие ввезенной обществом продукции требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
По ДТ N N 1032301010323010/301020/0030200, 10323010/311020/0031015, 10323010/311020/0031050, 10323010/311020/0031053; 10323010/311020/0031215 в рамках ответа на запросы документов и (или) сведений также представлены акты карантинного фитосанитарного контроля; фитосанитарные сертификаты; сертификаты о происхождении товаров.
Доводы таможни о представлении ненадлежащих сертификатов соответствия и деклараций судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку не указано в чем именно заключается недостоверность, документы выданы на товар - фейхоа, что полностью соответствует заявленным сведениям.
Таможенный орган также указал, что в соответствии с пунктом 2.2 договора поставки продуктов питания от 23.12.2019 N 1 доставка товаров осуществляется силами Покупателя путем вывоза Товара со склада Поставщика, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, д. 156. Согласно данным интернет ресурсов по данному адресу находится торговый центр "Апельсин" (официальный сайт apelsin-bazar.com), на территории которого склады не расположены, что может свидетельствовать о заявлении недостоверных условий поставки товаров - DAP Сочи (с учетом того, что согласно условиям поставки Общество не представило в таможенный орган информацию, подтверждающую стоимость транспортных услуг и у таможенного органа отсутствует возможность удостовериться в достоверности включения в фактурную стоимость товара (и как следствие в таможенную стоимость) транспортных расходов.
Заявленный довод не подтвержден документально, носит предположительный характер.
Коллегия учитывает, что заявителем представлены все документы по перевозке. Перевозка осуществлялась силами поставщика на условия DAP-Сочи. Дальнейшая транспортировка товара после таможенной очистки не может являться основанием для вывода о недостоверности документов. Кроме того, таможенный орган никаких действий по истребованию данной информации не осуществлял, наличие складских помещений по указанному адресу не исследовал, указав лишь тот факт, что по данному месту находится торговый центр "Апельсин".
Кроме того, по указанному таможенным органом адресу, в том числе, находится и торговый центр "Апельсин-Базар" представляющий, по сути, рынок, следовательно, факт наличия складских помещения по данному адрес не опровергнут таможенным органом.
Доводы таможенного органа в отношении низкой рентабельности по сделке с ООО "Макнот", а также возможной аффилированности ООО "Гермес" и ООО "Макнот" правомерно отклонены судом. Дальнейшая реализации на внутреннем рынке Российской Федерации никаким образом не относится к заявлению таможенной стоимости и ее достоверности. При этом взаимозависимость по сделке ООО "Гермес" и ООО "Абхазские мандарины" таможня не доказала. Сравнение таможней цены реализации ввезенного обществом товара с ценой товаров, реализуемых третьими лицами на внутреннем рынке Российской Федерации, не имеет никакого отношения к проверке таможенной стоимости товара по спорным ДТ.
Коллегия учитывает, что для целей подтверждения того, что согласованная между ООО "Гермес" и ООО "Абхазские мандарины" цена товаров "Мандарины свежие (без сортировки и колибровки)" в размере 21 рубля за 1 кг нетто установлена исходя из обычной ценовой практики, принятой в соответствующем секторе производства товаров, обществом представлены следующие документы:
- постановление Кабинета Министров Республики Абхазия "О реализации цитрусовых плодов урожая 2020 года" N 112 от 06.10.2020, которым подтверждено установление минимальных закупочных цен на цитрусовые плоды мандаринов и апельсинов урожая 2020 года в размере 19 рублей за 1 кг/нетто;
- справка Министерства сельского хозяйства Республики Абхазия от 07.10.2020 исх. N 1-3/550, согласно которой по состоянию на октябрь 2020 года оптовая цена на мандарины свежие без сортировки и калибровки (разносортица) урожая 2020 года на территории Республики Абхазия составляет 19 рублей 50 копеек за 1 кг;
- экспортные таможенные декларации страны вывоза (Республика Абхазия) N N 1010202/03.10.20/0333,1010202/10.10.20/0340,101022/16.10.20/0355(21 руб./кг);
- прайс-листы других поставщиков, импортирующих идентичные товары при сопоставимых условиях сделок из Республики Абхазия, в том числе за предшествующие годы: прайс-листы ИП Джинал РХ. от 01.09.2018 г. (19 рублей 50 коп./кг), от 01.09.2017 г. (17 рублей 50 коп./кг); прайс-лист ИП Лакоя Г.М. от 01.11.2018 (19 рублей 50 коп./кг); прайс-лист ИП Лакоя Г.М. от 01.11.2019 (21 рубль/кг); прайс-лист ИП Шакрыл Б.Н. от 01.10.2020 г (21 рубль/кг);
- фотографии с розничного рынка г. Сухум (цены от 20 рублей до 25 рублей за 1 кг).
Также для целей подтверждения того, что согласованная между ООО "Гермес" и ООО "Абхазские мандарины" цена товаров "Фейхоа свежая, урожай 2020 года, без калибровки и сортировки, разной степени зрелости" в размере 32 рублей за 1 кг нетто установлена исходя из обычной ценовой практики, принятой в соответствующем секторе производства товаров, обществом представлены следующие документы:
- справка Министерства сельского хозяйства Республики Абхазия от 03.12.2020 исх. N 1-3/645, согласно которой по состоянию на октябрь - ноябрь 2020 года оптовая цена на Фейхоа свежую без сортировки и калибровки (разносортица) урожая 2020 года на территории Республики Абхазия составляет 29 рублей 50 копеек за 1 кг.
- экспортные таможенные декларации страны вывоза (Республика Абхазия) N N 1010401/05.11.20/224,1010202/07.11.20/0414,1010401/04.11.20/218, 1010202/07.11.20/0417, 1010202/08.11.20/0419 (32 руб./кг);
- прайс-листы других поставщиков, импортирующих однородные товары при сопоставимых условиях сделок из Республики Абхазия (прайс-лист ИП Шакрыл Б.И. от 01.10.2020 г (32 рубля/кг));
- фотографии с розничного рынка г. Сухум, г. Гагра (цены от 15 рублей до 35 руб. за 1 кг).
Доводы таможенного органа, изложенные в решениях по ДТ N 10323010/311020/0031015 относительно установленной рыночной стоимости мандаринов в Абхазии - 35,43 руб./кг, и в РФ - 46,44 руб./кг на основании экспертизы мандаринов, задекларированных по ДТ N 10323010/261120/0048914, судом первой инстанции правомерно признаны необоснованным, поскольку исследованная в экспертизе товарная партия не имеет никакого отношения к товарным партиям, задекларированным по ДТ N 10323010/311020/0031015.
В соответствии с требованиями Федерального Закона "Об оценочной деятельности в РФ" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (с последующими изменениями, внесенными федеральными законами РФ), под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 31.05.2001 N 75-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", (далее - Закон), государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что текст заключения эксперта ЦЭКТУ N 12406010/0030370 от 09.12.2020 не содержит сведений об источниках ценовой информации, примененных методах определения рыночной стоимости, условиях исследования рынка, сведений о товарах, сравниваемых с образцами, расчетов, а также иных факторов, влияющих на определение рыночной стоимости товаров.
Таким образом, обществом представлены полные и обоснованные документы в подтверждение поставки заявленного товара, а также предприняты все меры, чтобы доказать таможенному органу отсутствие недостоверности заявленных сведений.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных в ДТ N N 1032301010323010/301020/0030200,10323010/311020/0031015, 10323010/311020/0031050, 10323010/311020/0031053; 10323010/311020/0031215, определена в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС с использованием резервного метода на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информации о стоимости однородных товаров - ДТ 10317120/271020/91326 (мандарины).
Из представленного анализа документов следует, что осуществлен ввоз товара "мандарины свежие", страной происхождения которого является Турция.
В данном случае таможенный орган не правомерно устанавливает средний уровень цен по ценам турецкого производителя, поскольку стоимость доставки товара из Турции и Абхазии несоразмеримо различна.
Оспаривая обоснованность ДТ (основы), взятой в качестве источника ценовой информации для корректировки таможенной стоимости ДТ N 10317120/271020/0091326, ООО "Гермес" указывает на несопоставимость условий поставки и обстоятельств внешнеэкономических сделок по рассматриваемым ДТ N 10317120/271020/0091326.
Судом первой инстанции проверена взятая таможенным органом основа для корректировки и установлено, что она не может быть применена в целях установления таможенной стоимости ввезенного товара.
Согласно сведениям, заявленным декларантом в 31 графе ДТ, поставляемые товары представляют собой: мандарины свежие (без калибровки и сортировки), урожай 2020 г., разных сортов, разной степени зрелости, то есть в одной упаковке может быть разносортный товар; фейхоа свежая, урожай 2020 года, без калибровки и сортировки, разной степени зрелости. Поставляемые товары упакованы в картонные коробки, п/п сетки, пластиковые ящики. Страна происхождения товаров - Республика Абхазия, производитель - ООО "Абхазские мандарины".
По ДТ N 10317120/271020/0091326 в 31 гр. указано: "мандарины свежие (CITRUS RETICULATA BLANCO), класс 1, калибр 63-80 мм, для употребления в пищу, урожай 2020 года, условия поставки DAP Новороссийск, вес брутто с поддонами 98400 кг".
В отношении товара фейхоа взята основа по таможенной декларации N 10805010/221019/0051423, в гр. 31 которой указано фейхоа свежая урожай 2019 года, сорт сливовидный, калибр 35/40+- Страна отправления и происхождения Азербайджан, условия поставки: разные.
Проанализировав вышеизложенные сведения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ввезенный товар не соответствует товару заявителя по характеристикам и свойствам, не соответствует по стране ввоза (Турция, Азербайджан), поскольку в данном случае расстояние от Абхазии до таможенного поста Сочи несоразмеримо меньше расстояния от Турции до Новороссийска, от Азербайджана до неизвестного пункта, в связи с чем, значительно отличаются транспортные расходы, которые входят в таможенную стоимость товара.
Следовательно, декларация N 10609050/011119/0050268 (фейхоа) не может быть применена по сроку ввезенного товара ноябрь 2019 года (с разницей в год).
Таможенным органом также представлены дополнительные документы.
В результате выборочного фактического контроля (таможенный досмотр) в отношении декларируемых обществом товаров (партия товаров, поставленных в рамках рассматриваемого контракта, задекларированная в ДТ N 10323010/301020/0030997), установлено, что на таможенную территорию ЕАЭС поставляются как уже готовые к продаже (сортированные и калиброванные) мандарины, так и разносортный товар.
Также в отношении партии товаров, задекларированных ООО "Гермес" по ДТ N 10323010/261120/0048914, проведена товароведческая таможенная экспертиза, из заключения которой следует:
"В результате визуального, органолептического исследования образцов N N 1, 2 установлено: по внешнему виду образцы представляют собой плоды мандаринов округло-приплюснутой формы, размер плодов по наибольшему поперечному диаметру от 55 мм до 65 мм, вес плодов от 52 г до 92 г. Плоды мандаринов без повреждений вредителями, с ровно срезанной у основания плода плодоножкой; запах и вкус, свойственные свежим мандаринам, без постороннего запаха и привкуса; типичная окраска насыщенного желто-оранжевого цвета присутствует на более 2/3 поверхности плода. Образец не содержит зеленых, подмороженных плодов. Плоды - ягода, состоят из кожуры и мякоти. Кожура нежная, тонкая, легко очищающаяся, с глянцем толщиной 1,5-2,0 мм. Мякоть нежная, сочная, сладкая с незначительной кислотностью, плоды практически не содержат семян, в единичных плодах содержится 1 семечка...".
Указанное подтверждается фотографиями в приложении к заключению таможенного эксперта N 12406010/0030370 по ДТ N 10323010/261120/0048914 и, по мнению таможенного органа, подтверждает недостоверность сведений по заявленным товарам.
Суд первой инстанции, исследовав представленные документы - заключение эксперта и акт таможенного досмотра, пришел к правильному выводу об отсутствии относимости представленных документов к рассматриваемому спору, поскольку досмотр по спорным декларациям на товары не производился. Товар досматривался по декларации на товары N 10323010/301020/0030997.
Мандарины и фейхоа являются сезонным продуктом (созревает в определенный период времени) его цена в различные года может отличаться с учетом урожайности. Таким образом, не может быть применена цена прошлого года по данному товару без обоснования ее различия.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует подтверждение заявленной таможенной стоимости по спорным ДТ и предоставление обществом обязательного пакета документов, установленных нормативно. Данное обстоятельство свидетельствует о достаточности представленных декларантом документов и о достоверности сведений заявленной декларантом обществом в ДТ таможенной стоимости товаров.
Доводы общества в обоснование своей правовой позиции о том, что анализируемый товар таможенным органом не подтверждает низкий уровень стоимости ввезенного обществом товара, поскольку товар имеет другие свойства, размеры, другие условия поставки, правомерно приняты во внимание судом первой инстанции.
Ссылки таможни на необоснованно отклонение ходатайства об отложении судебного разбирательства с целью получения сведений из Государственного таможенного комитета Республики Абхазии не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с положениями статьи 158 АПК РФ отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Сведения, о необходимости в получении которых заявлено ходатайство об отложении, должны были быть получены таможенным органом в ходе проведения мероприятий таможенного контроля.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для непринятия стоимости товара по цене сделки, так как ООО "Гермес" предоставило полный пакет документов, предусмотренный таможенным законодательством в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по цене сделки. Представленные документы соответствовали предъявляемым к ним требованиям, и не содержали никаких противоречащих сведений и признаков недостоверности.
Учитывая факт документального подтверждения ООО "Гермес" заключенного контракта в не противоречащей закону форме, количественно определенных характеристик товаров, условий их поставки и оплаты, суд считает, что Южная электронная таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товаров методом по цене сделки и неправомерно приняла решения о внесении изменений в сведения в декларации на товары от 30.01.2021 N 10323010/311020/0031050, от 30.01.2021 N 10323010/311020/0031015, от 30.01.2021 N 10323010/301020/0030200, от 31.01.2021 N 10323010/311020/0031053, от 01.02.2021 N 10323010/311020/0031215.
Таможня в обоснование сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товара в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала наличие условий, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости и не представила доказательств невозможности определить таможенную стоимость товара по первому методу.
Таким образом, принимая во внимание, что представленные обществом в таможню документы не содержат признаков недостоверности, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара надлежащим образом подтверждена, в связи с чем, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений по корректировке таможенной стоимости, в силу чего они подлежат признанию незаконными.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2022 по делу N А53-9311/2021.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2022 по делу N А53-15167/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15167/2021
Истец: ООО "ГЕРМЕС"
Ответчик: ЮЖНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ