город Омск |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А75-16126/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-735/2024) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.12.2023 по делу N А75-16126/2023 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН 1028600587069, ИНН 8602017038, адрес: 628403, г. Сургут, ул. Маяковского, д. 15) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 104) о признании недействительным предписания от 21.06.2023 N 27-ПрКНО-217, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖилСервис", Ларичева Наталья Петровна,
при участии в судебном заседании представителей:
от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Пинекенштейн Екатерина Андреевна по доверенности от 25.05.2022 сроком действия 3 года,
от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - Середа Алексей Юрьевич по доверенности от 01.01.2023 N 877-07 сроком действия 3 года,
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖилСервис" - Бутенко Юлия Валентиновна по доверенности от 09.01.2024 N 1/24 сроком действия до 31.12.2024,
Ларичева Наталья Петровна - лично,
УСТАНОВИЛ:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее - заявитель, предприятие, СГМУП "ГТС") обратилось в суд с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, служба, Жилстройнадзор Югры) о признании недействительным предписания от 21.06.2023 N 27-Пр-КНО-217.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖилСервис" (далее - общество, управляющая компания, ООО УК "ЖилСервис"), Ларичева Наталья Петровна (собственник жилого помещения, далее - Ларичева Н.П.).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.12.2023 по делу N А75-16126/2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора; вопрос об оснащенности (оборудовании) помещений в многоквартирном доме следует рассматривать с учетом технических характеристик помещений (возможности) установки узлов учета коммунальных ресурсов; выдавая оспариваемое предписание служба руководствовалась постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, которым определен объем индивидуального потребления тепловой энергии, приравненный к величине производной от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, абонентам, не обеспечившим сохранность своих индивидуальных приборов учета; не доказано нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В предоставленном письменном отзыве с пояснениями на апелляционную жалобу СГМУП "ГТС" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу управляющая компания считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Службой в материалы дела представлены дополнения к апелляционной жалобе и возражения по пояснениям общества.
Определением от 29.03.2024 в порядке части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда произведена замена судьи Лотова А.Н. на судью Котлярова Н.Е., рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель Жилстройнадзор Югры поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнениях, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель СГМУП "ГТС" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в пояснениях, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО УК "ЖилСервис" поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ларичева Н.П. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями, отзывы на нее с пояснениями, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в службу поступило обращение гражданки Ларичевой Н.П. о нарушении ресурсоснабжающей организацией СГМУП "ГТС" порядка начисления платы по теплоснабжению за период сентябрь 2022 года по май 2023 года по адресу:
г. Сургут, пр-кт Ленина, дом 41.
В период с 19.06.2023 по 21.06.2023 должностным лицом Жилстройнадзора Югры в отношении исполнителя коммунальной услуги СГМУП "ГТС" проведено контрольное (надзорное) мероприятие в виде внеплановой документарной проверки.
В ходе проведения документарной проверки установлено, что при начислении платы по отоплению предприятием при прямых договорах с собственниками (пользователями) жилых помещений применялась формула для категории МКД, который оснащен КОДПУ тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оснащены ИПУ тепловой энергии, в то время как дом введен в эксплуатацию с КОДПУ и ИПУ тепловой энергии. Так, на основании предоставленных документов, на момент рассмотрения обращения из 102 жилых и нежилых помещений 22 жилых помещений не оснащены ИПУ на теплоснабжение (отопление).
СГМУП "ГТС" в январе 2023 года по всем жилым и нежилым помещениям МКД выполнен перерасчет платы (сняты излишне начисленные суммы) по отоплению за период с сентября 2021 года по декабрь 2022 года с учетом всех площадей жилых и нежилых помещений, при этом не выполнено требование по начислению платы за отопление в соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 42(1) по формуле 3(3) приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П за периоды с июня 2021 года по май 2023 года.
Результаты проверки отражены в акте документарной проверки от 21.06.2023 N 27-Пр-КНО-217.
В целях устранения выявленных нарушений выдано предписание от 21.06.2023 N 27-ПР-КНО-217, которым на СГМУП "ГТС" возложена обязанность до 12.10.2023 выполнить перерасчет платы собственникам помещений МКД в соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 42(1) по формуле 3(3) приложения N 2 Правил N 354, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П за периоды с июня 2021 года по май 2023 года; в последующие расчетные периоды при начислении платы по теплоснабжению руководствоваться требованиями абзаца 5 пункта 42(1) по формуле 3(3) приложения N 2 Правил N 354 с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30- П.
Не согласившись с вынесенным предписанием, СГМУП "ГТС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
04.12.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества дома. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, порядок изменения арендной платы за коммунальные услуги при предоставлении услуг ненадлежащего качества регулируется Правилами N 354.
Согласно пункта 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В абзаце 4 пункта 42 (1) Правил N 354 указано, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В то время как общество применяет формулу 3 (1) пункта 42 (1) Правил N 354, Служба настаивает на необходимости применения в расчете формулы 3 (3), ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, в соответствии с которым необходимо принимать в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Суд апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашается с выводами арбитражного суда об ошибочности позиции заинтересованного лица в силу следующего.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения, в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Из данного постановления четко прослеживается последовательно высказываемая высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации позиция о том, что собственник помещения в МКД должен платить только за то количестве тепловой энергии на отопление, которое он реально потребил, а приоритетным способом исчисления количества ресурса является приборный способ, являющийся стимулом для потребителей энергетических ресурсов к эффективному и рачительному их использованию.
Другими словами, Конституционный Суд Российской Федерации указывает на то, что потребители должны стимулироваться к установке ИПУ коммунальных ресурсов, а значит, показания таких приборов должны приниматься за основу при определении размера платы за коммунальную услугу. Отсутствие ИПУ у кого-либо из собственников помещений в МКД не должно приводить к расчетному способу исчисления в отношении объема потребления тех собственников, чьи помещения оборудованы исправными ИПУ, поскольку такой подход не отвечает правомерным ожиданиям лиц, добросовестно установивших ИПУ с намерением платить лишь за фактически потребленные энергоресурсы.
Между тем постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П содержит указание о том, что приведенная в нем формула расчета подлежит применению до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений.
Во исполнение указаний Конституционного суда Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708, вступившим в силу с 01.01.2019, в Правила N 354 внесены изменения, касающиеся порядка определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, в пункте 42(1) закреплено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950 в Правила N 354 внесены изменения, которые вступили в силу с 01.07.2020, касающиеся порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, в соответствии с которыми основные составляющие формулы 3(1) основаны на показаниях общедомового и индивидуальных приборов учета.
Таким образом, Правительство Российской Федерации во исполнение постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П осуществило дифференцированное правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом оборудования многоквартирного дома индивидуальными и общими приборами учета.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что формула 3 (3) пункта 42 (1) Правил N 354 предусматривает необходимость применения положений пункта 59 Правил N 354, согласно которым плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы ИПУ составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев, в случаях: выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ, истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки; непредставления показаний ИПУ; необеспечения доступа исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в помещение с целью проверки ИПУ.
Доказательств ввода в эксплуатацию ИПУ во всех жилых и нежилых помещениях спорного МКД в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ службой не представлено.
В соответствии с абзацем 4 пункта 42 (1) Правил N 354 в действующей редакции в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (1) и 3 (4) приложения N 2.
Таким образом, заявитель правомерно производил расчеты по формуле 3 (1), не имея сведений о показаниях всех ИПУ жилых или нежилых помещений спорного МКД в связи с чем требование о применении формулы 3 (3) в такой ситуации является неисполнимым, поскольку у общества отсутствует информация как о периодах работы вышедших из строя ИПУ и дате выхода их из строя (утраты), так и о показаниях среднемесячного потребления коммунального ресурса.
Установив отсутствие у службы оснований для выдачи обществу предписания, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования СГМУП "ГТС".
Доводы подателя жалобы о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу положений абзаца 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", если ответчик своевременно не заявил указанное ходатайство, то его довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора не может являться основанием для отмены судебных актов в суде апелляционной или кассационной инстанции, поскольку иное противоречило бы целям досудебного урегулирования споров (статьи 327.1, 328, 330, 379.6 и 379.7 ГПК РФ, статьи 268 - 270, 286 - 288 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что в суде первой инстанции служба заявляла о несоблюдении заявителем претензионного порядка урегулирования спора в дополнения к отзыву 23.11.2023, в то время как заявление общества было принято к производству арбитражного суда 22.02.2024, при этом в данных дополнениях заинтересованное лицо не просило оставить заявление без рассмотрения, а просило отказать в удовлетворении заявленных требований, что предусматривает рассмотрение заявления по существу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации служба освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.12.2023 по делу N А75-16126/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16126/2023
Истец: Восьмой Арбитражный Апелляционный суд, МУП СУРГУТСКОЕ ГОРОДСКОЕ "ГОРОДСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Третье лицо: Ларичева Н.п, Ларичева Наталья Петровна, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛСЕРВИС"