город Омск |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А81-6831/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Грязниковой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1003/2022) акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.12.2021 по делу N А81-6831/2021, принятое по иску Администрации муниципального образования Приуральский район (ИНН 8908001902, ОГРН 1058900024787) к акционерному обществу "Челябинский электрометаллургический комбинат" (ИНН 7447010227, ОГРН 1027402319361) об обязании оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый объектом недвижимости с кадастровым номером 89:09:000000:807,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Приуральский район (далее - истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - ответчик, АО "ЧЭМК", общество), в котором просило:
- обязать АО "ЧЭМК" в течение шести месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, занятого объектом недвижимости - зданием склада с кадастровым номером 89:09:000000:807;
- обязать АО "ЧЭМК" в течение шести месяцев с даты вступления в силу решения суда обратиться в Администрацию с заявлением о приобретении земельного участка в собственность или аренду.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.12.2021 по делу N А81-6831/2021 исковые требования удовлетворены. Суд обязал АО "ЧЭМК" в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить действия, необходимые для постановки на кадастровый учёт земельного участка, занятого объектом недвижимости - здание склада, с кадастровым номером 89:09:000000:807; взыскал с АО "ЧЭМК" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ЧЭМК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что земельный участок не образован, законом не предусмотрено возложение перечисленных в решении обязанностей на собственника недвижимости на земельном участке.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования Приуральский район в собственности АО "ЧЭМК" находится объект недвижимости - здание склада с кадастровым номером 89:09:000000:807.
В отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок под размещение указанного объекта недвижимости Администрацией в адрес АО "ЧЭМК" направлен запрос о предоставлении сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок.
Однако ответчик запрашиваемую информацию истцу не представил.
В выписке из ЕГРН также отсутствует информация о земельном участке, занятым объектом недвижимости, принадлежащим ответчику.
Как указывает истец, что земельный участок под размещение здания склада с кадастровым номером 89:09:000000:807 не оформлен, ответчик пользуется земельным участком без правоустанавливающих документов на этот участок.
Полагая, что ответчик как собственник недвижимого имущества в целях использования земельного участка на законных основаниях обязан соответствующим образом оформить прав на него, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, ссылаясь на статьи 25-26, 36, 39.3, 39.20, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьи 15, 44, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство о кадастровой деятельности, удовлетворил исковые требования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Защита нарушенного права может быть осуществлена, в том числе, путем принуждения к исполнению обязательства в натуре.
При этом, лицо может быть понуждено лишь к исполнению имеющегося у него обязательства.
Правоотношения в области использования земли регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Индивидуализация земельных участков осуществляется посредством государственного кадастрового учета, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 70 ЗК РФ).
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Земельные участки могут принадлежать лицу на праве собственности либо на правах ограниченного пользования (сервитут, публичный сервитут), аренды, безвозмездного пользования (статьи 25, 39.1 ЗК РФ).
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
АО "ЧЭМК", является собственником здания с кадастровым номером 89:09:000000:807, соответственно, имеет исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположено здание, в собственность или в аренду. Однако, общество не оформило прав на использование земельного участка, на котором данное здание расположено.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пунктам 1, 8 статьи 39.20 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2018) уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, заключить договор аренды земельного участка (пункт 1 - 4 указанной статьи).
Для заявления такого требования земельный участок должен быть сформирован.
Однако, земельный участок, необходимый для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ответчику на праве собственности, не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, чем и было обусловлено исковое требование об обязании ответчика провести кадастровые работы с целью формирования земельного участка.
Поскольку земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего ответчику на праве собственности объекта недвижимости, не сформирован, то требование об обязании заключить договор аренды земельного участка удовлетворению не подлежит.
Кроме того, согласно положениям пункта 4 статьи 445 ГК РФ, пункта 8 части 1 статьи 126, статьи 173 АПК РФ при обращении с требованием о понуждении заключить договор истец должен представить его проект; по спору о понуждении заключить договор в резолютивной части решения указываются условия, на которых стороны обязаны заключить его.
Данные требования Администрацией при обращении с настоящим иском не выполнены.
Положениями действующего законодательства в существующих обстоятельствах не предусмотрена возможность понуждения ответчика к приобретению земельного участка на праве собственности.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска об обязании общества обратиться в Администрацию с заявлением о приобретении земельного участка в собственность или аренду не имеется.
В отношении требования об обязании АО "ЧЭМК" в течение шести месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, занятого объектом недвижимости, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
- проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ);
- проектная документация лесных участков;
- утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Несмотря на то, что пункты 3, 4, 9 статьи 11.10 ЗК РФ предусматривают возможность подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом, однако названные нормы не предполагают обязанности заявителя по подготовке такой схемы.
Из положений статьей 11.2, 11.3, 11.10, 39.6, 39.14, 39.20 ЗК РФ не следует обязанности заинтересованного лица обеспечить подготовку схемы или плана земельного участка, напротив, выполнение кадастровых работ является правом гражданина или юридического лица, в зависимости от свободного волеизъявления. Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.01.2020 N 304-ЭС19-26731.
Так, по правилам статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, если земельный участок не образован, его постановке на кадастровый учет предшествует утверждение проекта межевания территории или подготовка схемы расположения земельного участка.
Как следует из материалов дела, проект межевания территории применительно к рассматриваемому земельному участку органом местного самоуправления не утвержден, схема расположения земельного участка также истцом не подготовлена и не утверждена.
Как уже указывалось выше, согласно положениям статей 11.10 ЗК РФ, 43 ГрК РФ подготовка данных документов обязанностью заявителя (заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица) не является.
Таким образом, названными положениями закона предусмотрена возможность обеспечения выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка, который еще не образован, собственником здания на земельном участке, при совокупности следующих условий: во-первых, при добровольном его обращении за предоставлением земельного участка, во-вторых, при выполнении органом местного самоуправления своей обязанности по межеванию территории или подготовке схемы расположения земельного участка или при добровольном принятии заявителем на себя названных функций.
В настоящем случае все перечисленные условия отсутствуют, что исключает возложение обязанности по формированию земельного участка на ответчика.
При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в том числе судебными актами по делу N А81-8408/2018 (постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.10.2019, определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2020), постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2021 по делу N А33-13679/2020, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А50-15796/2020.
Суд первой инстанции в решении в качестве основания для удовлетворения иска указал, что уклонение ответчика от оформления прав на земельный участок ведет к недополучению муниципальным образованием платы за землю (в форме земельного налога или арендной платы). Между тем, как следует из положений закона, возможность взимания платы обусловлена использованием земельного участка в связи с нахождением на нем недвижимого имущества ответчика; обязанность оплаты возникает и в отсутствие надлежащим образом оформленных правоотношений. Истец не лишен права воспользоваться иными способами защиты своих имущественных прав в части получения платы за землю в связи с использованием земельного участка, например, заявив самостоятельные исковые требования о взыскании неосновательного обогащения.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований подлежит отмене на основании статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, при этом, фактические обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, суд апелляционной инстанции, не переходя к рассмотрению по правилам суда первой инстанции, полагает возможным принять новый судебный акт
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ при отказе в удовлетворении иска понесенные истцом расходы относятся на ответчика, при подаче иска Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена, в связи с чем расходы по уплате государственной пошлины в этой части распределению не подлежат. Понесенные обществом расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на Администрацию в связи с удовлетворением жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.12.2021 по делу N А81-6831/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования Приуральский район (ИНН 8908001902, ОГРН 1058900024787) в пользу акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" (ИНН 7447010227, ОГРН 1027402319361) 3 000 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6831/2021
Истец: Администрация муниципального образования Приуральский район
Ответчик: АО "Челябинский электрометаллургический комбинат"
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд