г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А40-205063/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2021 по делу N А40-205063/21
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ИНН 7726639745)
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Фоминых А.Н. по дов. от 12.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 27.07.2021 N КУВД-001/2020-22512840/5.
Решением суда от 20.12.2021 заявление ОАО "Российские железные дороги" удовлетворено. Суд пришел к выводу, что заявителем при подаче документов для осуществления регистрирующим органом кадастрового учета и государственной регистрации здания подсобного цеха пункта технического обслуживания ст. Подмосковная были соблюдены все установленные законом требования, представлены все необходимые документы.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 03.11.2020 г. о государственной регистрации и государственном кадастровом учете объекта недвижимого имущества "Здание подсобного цеха пункта технического обслуживания ст. Подмосковная", с целью выделения его из состава сооружения -производственно - технологического комплекса Московско-Рижской дистанции пути, постановкой его на государственный кадастровый учет как самостоятельного объекта и регистрации на него права собственности ОАО "РЖД".
Уведомлением от 8 декабря 2020 Управлением Росреестра по Москве государственная регистрация права и кадастровый учет приостановлены. 24.03.2021 в Управление был представлен исправленный в соответствии с требованиями технический план здания.
Решением от 27 июля 2021 г. ЖГУВД-001/2020-22512840/5 Управлением Росреестра по Москве отказано в государственном кадастровом учете объекта и государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД по причине не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового чета и (или) государственной регистрации.
Не согласившись с указанным решением государственного регистратора, посчитав его неправомерным и подлежащим отмене, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п.1 ч.4 ст. 18 Закона о недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о регистрации "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)".
В силу пп. 3) п. 1 ст. 29 Закона о регистрации "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п.1 ст. 14 Закона о регистрации "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке".
Согласно п.4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами".
В соответствии с п,5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 21 Закона о регистрации "Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости".
В соответствии со ст. 27 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 12 ст. 29 ФЗ "О государственной регистрации" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
ОАО "РЖД" является собственником, внесенного в уставный капитал сооружения - производственно - технологического комплекса Московско-Рижской дистанции пути с кадастровым номером 0:0:0:185, зарегистрированном в ЕГРН N 77-01/3-908/2003-539 от 23 марта 2004 г.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 N 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" определены несколько этапов реформирования железнодорожного транспорта. Принимая во внимание особенности реформирования сферы железнодорожного транспорта, приказом Госстроя России от 19.09.2003 г. N 356 был утвержден особый порядок подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта. На основании данного приказа, регистрирующими органами были зарегистрированы права ОАО "РЖД" на сооружения, являющиеся производственно-технологическими комплексами (ПТК).
В состав СПТК Московско-Рижской дистанции пути под литерой 168 входит объект сооружение "Здание подсобного цеха пункта технического обслуживания ст. Подмосковная.
Для выделения указанного объекта из состава комплекса было подготовлено Решение собственника - ОАО "РЖД" "О выделении объекта недвижимого имущества из состава сооружения - производственно -технологического комплекса Московско-Рижской дистанции пути N 17 МОСК-18 от 16.09.2020 г.
На основании данного решения ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о кадастровом учете и регистрации права собственности, представив совместно с данным решением, технический план здания, доверенность, информационное письмо и платежное поручение об оплате госпошлины.
Основанием для отказа в кадастровом учете и государственной регистрации права ОАО "РЖД" на здание послужило следующее
В нарушение пункта 17 Требований в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем неверно приведены сведения о способе образования объекта недвижимости.
В XML-схеме технического плана задан способ образования объекта <Method>2</Method> в соответствии с Приложением "Классификаторы и справочники" к описанию структуры XML-файлов технического плана здания, технического плана помещения, технического плана сооружения, технического плана объекта незавершенного строительства в виде электронного документа (выделу объекта соответствует значение "2").
Таким образом, сведения о способе образования объекта недвижимости приведены верно.
В представленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет документах имеются несоответствия в части основных характеристиках объекта недвижимости, заявленного к кадастровому учету.
Перечень основным сведениям об объекте недвижимости установлен пунктом 4 статьи 16 Закона:
вид объекта недвижимости - (согласно xml-схеме, декларации об объекте недвижимости, техническому плану (раздел 1 "общие сведения о кадастровых работах, раздел "Характеристики объекта" технического плана, раздел "заключение кадастрового инженера"), а также заявлению заявленный к учету объект - здание;
кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения -отсутствует;
описание местоположения объекта недвижимости -идентифицирующей местоположение объекта недвижимости являются координаты характерных точек такого объекта недвижимости.
согласно техническому плану, а также xml-схеме координаты объекта имеют значения:
1" Y="1750.19" Х="16388.46" 2" Y="1751.23" Х="16379.85" 3-м ="1661.47" Х="16369.12 4" Y="1660.44" Х="16377.73 1" Y="1750.19" Х="16388.46";
ранее присвоенный государственный учетный номер -отсутствует;
кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости образован новый объект недвижимости - в представленных документах указан кадастровый номер СПТК, из состава которого выделяется объект 0:0:0:185;
кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение - отсутствуют;
сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование - отсутствуют;
кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости - в представленных документах указан кадастровый номер земельного участка 77:09:0004023:46;
площадь - в представленных документах указана площадь 649
кв.м;
не относятся к заявленному к учету объекту;
количество этажей - 1;
не относятся к заявленному к учету объекту;
материал наружных стен - кирпичные;
год ввода в эксплуатацию здания - 1935;
не относятся к заявленному к учету объекту;
номер кадастрового квартала 77:09:0004023
Таким образом, несоответствия в части основных характеристиках объекта недвижимости, заявленного к кадастровому учету, отсутствуют.
Согласно п.21 Требований, документы, подготовленные на бумажном носителе, подлежащие включению в состав приложения к техническому плану (далее - Приложения), оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi
Вместе с тем, электронные образы документов обеспечивают визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов позволяет в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Бумажный документ состоит из более чем двух листов, электронный образ этого бумажного документа в формате PDF сформирован в виде одного файла. Для сканирования документов был использован полноцветный режим с разрешением 300 dpi.
Таким образом, указанное замечание - не обосновано.
В представленной с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет XML-схеме сведения об описании местоположения образуемого объекта приведены в нарушение пункта 43 Требований.
Согласно уведомлению о приостановлении от 8 декабря 2020 г. N КУВД-001/2020-22512840/1 в техническом плане, поданном с заявлением от 3 ноября N PVD-0150/2020-9229-1, сведения об описании местоположения образуемого объекта приведены в нарушение пункта 43 Требований. С целью устранения указанного нарушения в исправленном техническом плане, поданном с заявлением N PVD-0150/2021-2714-1 сведения о местоположении объекта в XML-схеме были исправлены.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.
Поскольку присвоенный в установленном порядке адрес объекта недвижимости отсутствует, кадастровым инженером однозначно установлено нахождение объекта недвижимости на территории Российской Федерации в границах г. Москвы.
Данные сведения были указаны в XML-схеме в соответствии с указанными требованиями: Указаны слова Российская Федерация (строка <RussianFederation>Poccийcкaя Oeflepa4Hfl<VRussianFederation>) Московский регион (строка <Region>77</Region>), а также тип и наименование города (строка <City Туре-'г" Name="MocKBa"/>)
Сведения об улице (проспекте, шоссе, переулке, бульваре), номере здания не указаны по причине отсутствия присвоенного адреса объекта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 43 Приказа при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения.
Указанные требования не предполагают возможности внесения в XML-схему сведений о станции, на которой расположен объект (станция Подмосковная). Таким образом сведения "станция Подмосковная" в XML-схему не внесены.
Вместе с тем, внесение сведений: Российская Федерация, г. Москва в раздел описание местоположения объекта, привели бы к полному дублированию таких сведений об объекте.
Учитывая изложенное, считаю, что замечание государственного регистратора в части нарушения приведенных сведений об описании местоположения образуемого объекта, было устранено.
Отсутствует решение о разделе объекта недвижимости, заявленного к кадастровому учету.
Письмом Минэкономразвития России от 27.12.2017 N Д23и-7434 "Относительно возможности и порядка осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты, входящие в состав сооружения "производственно-технологический комплекс ОАО "РЖД", даны рекомендации о порядке выделения объектов из состава ПТК.
Согласно указанным разъяснениям, в настоящее время раздел ПТК или "выдел" объектов из состава ПТК допускаются с соблюдением общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации. С учетом позиции Минстроя России для целей подтверждения возможности раздела ПТК и исключения из ПТК с последующим осуществлением государственного кадастрового учета и регистрации прав на отдельные объекты недвижимости, входящие в состав ПТК, требуется решение ОАО "РЖД" о разделе ПТК или выделе объектов из состава ПТК как собственника соответствующего имущества, а также подготовленное ОАО "РЖД" письменное подтверждение того, что в результате такого раздела (выдела) образуемая вещь (объект, ранее входивший в состав ПТК) сохраняет свое назначение и образуется не в результате реконструкции.
В состав технического плана, в соответствии с указанными разъяснениями включено Решение N 17-МОСК 18 от 16 сентября 2020 г. "О выделении объекта недвижимого имущества из состава сооружения -производственно технологического комплекса Московско-Рижской дистанции пути", содержащее в себе письменное подтверждение того, что объект сохраняет свое назначение и образуется не в результате реконструкции. Указанное решение также сдано с заявлением от 3 ноября N PVD-0150/2020-9229-1)
Учитывая то, что все документы, представленные заявителем соответствуют требованиям ст. 21 Закона о регистрации, а истребование дополнительных документов недопустимо, отказ Управления Росреестра по Москве в осуществлении государственной регистрации и кадастровом учете не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", так как препятствует осуществлять полномочия собственника, закрепленные в ст.209 ГК РФ, в отношении спорного здания. Следовательно, решение государственного органа нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
Отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации права собственности и кадастровом учете здания не соответствует ст. 27, п. 4 ст. ст. 21, п. 3, п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вынесен без учета положений Особого порядка подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимых в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", утвержденного приказом Госстроя РФ от 19 сентября 2003 г. N 356.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования ОАО "Российские железные дороги" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2021 по делу N А40-205063/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-205063/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ