г. Владимир |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А11-10141/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Протасова Ю.В., судей Вечканова А.И., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.12.2021 по делу N А11-10141/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Технология тепла" (ОГРН 1183328003451, ИНН 3306018949) к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" (ОГРН 1023300713919, ИНН 3306004657)
о взыскании задолженности в сумме 15 664 руб. 06 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Черновой М.П., по доверенности от 10.01.2022 сроком действия по 31.12.2022, диплом от 24.07.2015 N 13549,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Технология тепла" (далее - ООО "Технология тепла", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" (далее - ФКУ ИК N3 УФСИН по Владимирской области, Учреждение, ответчик) о взыскании пеней за период с 13.10.2020 по 17.06.2021 в сумме 15 556 руб. 75 коп.
Решением от 28.12.2021 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель жалобы указал, что денежное обязательство сформировано 15.06.2021, проконтролировано казначейством 16.06.2021 года. Только после этого заказчик смог оплатить услугу.
Кроме того, ООО "Технология Тепла" ранее не обращалось к учреждению с претензиями об уплате долга либо пеней по Государственным контрактам, но обратилось в Арбитражный суд Владимирской области только после закрытия последнего Государственного контракта. В связи с изложенным, ответчик считает, что таким образом истец стремился к намеренному завышению размера долга, т.к. ответчик неоднократно заявлял об отсутствии денежных средств на оплату по государственным контрактам. На основании ст. 161 БК РФ - заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Лимиты на оплату коммунальных услуг в 2021 году доводились частично, и учреждение при поступлении денежных средств оплачивало возникшую кредиторскую задолженность по государственным контрактам.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей от истца, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.02.2020 между истцом (единая теплоснабжающая организация) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт N 68, согласно пункту 1.1 которого единая теплоснабжающая организация обязуется подавать государственному заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель (химически очищенную воду) в объеме, режиме и качестве (температура, давление), в соответствии с требованиями, установленными настоящим государственным контрактом и действующим законодательством, а государственный заказчик обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный государственным контрактом режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя (химически очищенной воды).
Пунктом 5.1 контракта установлено, что цена настоящего государственного контракта составляет 3 715 000 (три миллиона семьсот пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек с учетом расходов на уплату налогов (НДС не облагается), сборов, иных обязательных платежей, определяемых действующим законодательством Российской Федерации, расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, погрузку товара, а также иных платежей, связанных с исполнением обязательств но контракту. Расчет за поставленную тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом и действующим в расчетном периоде. Расчет за поставленную тепловую энергию производится по тарифам, утверждённым в установленном порядке уполномоченным органом и действующим в расчетном периоде.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, изменение пены после заключения контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 5.4 контракта расчетным периодом но настоящему государственному контракту является календарный месяц.
Государственный заказчик оплачивает потребленную им тепловую энергию, определенную расчетным способом в соответствии с п. 3.6 Государственного контракта, либо рассчитанную как произведение действующего тарифа на объем, который определён в соответствии с показаниями приборов учета, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.4.1 контракта).
Расчеты за поставляемую тепловую энергию и теплоноситель производятся государственным заказчиком до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.4.2 контракта).
В соответствии с пунктом 6.6 контракта в случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, единая теплоснабжающая организация вправе требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной в срок суммы начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Государственным контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ от 30.08.2017 N 1042 - 1 000 руб. (одна тысяча руб.).
02.02.2021 между истцом (единая теплоснабжающая организация) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт N 2, согласно пункту 1.1 которого единая теплоснабжающая организация обязуется подавать государственному заказчику через присоединенную сеть теплоноситель (химически очищенную воду) в объеме, режиме и качестве, в соответствии с требованиями, установленными настоящим государственным контрактом и действующим законодательством, а государственный заказчик обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный государственным контрактом режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя (химически очищенной воды).
Пунктом 5.1 контракта установлено, что цена настоящего государственного контракта составляет 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей 00 копеек с учетом расходов на уплату налогов (НДС не облагается), сборов, иных обязательных платежей, определяемых действующим законодательством Российской Федерации, расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, погрузку товара, а также иных платежей, связанных с исполнением обязательств но контракту. Расчет за поставленную тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом и действующим в расчетном периоде. Расчет за поставленную тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом и действующим в расчетном периоде.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, изменение пены после заключения контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 5.4 контракта расчетным периодом но настоящему государственному контракту является календарный месяц.
Расчеты за поставляемый теплоноситель (химически очищенной воды) производятся государственным заказчиком до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.6 контракта).
В соответствии с пунктом 6.6 контракта в случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, единая теплоснабжающая организация вправе требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной в срок суммы начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Государственным контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ от 30.08.2017 N 1042 - 1 000 руб. (одна тысяча руб.).
23.04.2021 между истцом (единая теплоснабжающая организация) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт N 47, согласно пункту 1.1 которого единая теплоснабжающая организация обязуется подавать государственному заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) в объеме, режиме и качестве (температура, давление), в соответствии с требованиями, установленными настоящим государственным контрактом и действующим законодательством, а государственный заказчик обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный государственным контрактом режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя (химически очищенной воды).
Пунктом 5.1 контракта установлено, что цена настоящего государственного контракта составляет 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей 00 копеек с учетом расходов на уплату налогов (НДС не облагается), сборов, иных обязательных платежей, определяемых действующим законодательством Российской Федерации, расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, погрузку товара, а также иных платежей, связанных с исполнением обязательств но контракту. Расчет за поставленную тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом и действующим в расчетном периоде. Расчет за поставленную тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом и действующим в расчетном периоде.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, изменение пены после заключения контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 5.4 контракта расчетным периодом но настоящему государственному контракту является календарный месяц.
Расчеты за поставляемую тепловую энергию и теплоноситель производятся государственным заказчиком до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.6 контракта).
В соответствии с пунктом 6.6 контракта в случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, единая теплоснабжающая организация вправе требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной в срок суммы начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня. следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных
Государственным контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ от 30.08.2017 N 1042 - 1 000 руб. (одна тысяча руб.).
11.05.2021 между истцом (единая теплоснабжающая организация) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт N 50, согласно пункту 1.1 которого единая теплоснабжающая организация обязуется подавать государственному заказчику через присоединенную сеть теплоноситель (химически очищенную воду) в объеме, режиме и качестве (температура, давление), в соответствии с требованиями, установленными настоящим государственным контрактом и действующим законодательством, а государственный заказчик обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный государственным контрактом режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя (химически очищенной воды).
Пунктом 5.1 контракта установлено, что цена настоящего государственного контракта составляет 1 120 340 (один миллион сто двадцать тысяч триста сорок) рублей 00 копеек с учетом расходов на уплату налогов (НДС не облагается), сборов, иных обязательных платежей, определяемых действующим законодательством Российской Федерации, расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, погрузку товара, а также иных платежей, связанных с исполнением обязательств но контракту. Расчет за поставленную тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом и действующим в расчетном периоде. Расчет за поставленную тепловую энергию производится по тарифам, утверждённым в установленном порядке уполномоченным органом и действующим в расчетном периоде.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, изменение пены после заключения контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 5.4 контракта расчетным периодом но настоящему государственному контракту является календарный месяц.
Расчеты за поставляемый теплоноситель (химически очищенной воды) производятся государственным заказчиком до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.6 контракта).
В соответствии с пунктом 6.6 контракта в случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, единая теплоснабжающая организация вправе требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной в срок суммы начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня. следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Государственным контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ от 30.08.2017 N 1042 - 1 000 руб. (одна тысяча руб.).
Во исполнение условий договора истец отпустил ответчику в сентябре 2020 года - мае 2021 года тепловую энергию на сумму 5 187 542 руб. 61 коп.
Несвоевременная оплата ответчиком указанной задолженности послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Гражданское законодательство различает законную и договорную неустойку, причем в силу части 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
То есть вид ответственности в форме законной неустойки должен быть установлен специальным законом.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с пунктом 6.6 контрактов в случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, единая теплоснабжающая организация вправе требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной в срок суммы начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня. следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Государственным контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ от 30.08.2017 N 1042 - 1 000 руб. (одна тысяча руб.).
Материалы дела свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком условий контрактов по оплате поставленной тепловой энергии. Следовательно, истец правомерно предъявил требование о взыскании пеней за просрочку оплаты.
Истец представил в материалы дела расчет, согласно которому размер пеней за период с 13.10.2020 по 17.06.2021 составил 15 556 руб. 75 коп.
Расчет пени судом проверен и признан арифметически верным, согласуется с условиями контрактов. Доказательства оплаты пеней в добровольном порядке ответчиком суду не представлены.
Повторно проверив представленный истцом расчет пеней, судебная коллегия соглашается с ним.
Как следует из материалов дела, ответчиком в суде первой инстанции ходатайство о снижении пеней ввиду их несоразмерности последствиям нарушения обязательства, не заявлялось.
Довод ответчика о несвоевременном выставлении истцом счетов на оплату поставленного ресурса, признается несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о наличии оснований для освобождения Учреждения от оплаты начисленных пеней.
Сам по себе факт невыставления или несвоевременного выставления счета не освобождает абонента от исполнения принятого на себя обязательства по оплате принятой тепловой энергии в сроки, предусмотренные в контрактах. Действуя разумно и добросовестно, ответчик имел возможность до истечения срока внесения платы обратиться к истцу с требованием о представлении указанных счетов-фактур, однако доказательства подобного обращения в материалах дела отсутствуют.
Сославшись на отсутствие вины в просрочке оплаты долга, ответчик, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств наличия обстоятельств, которые в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации могли бы свидетельствовать об отсутствии вины ответчика в несвоевременном исполнении обязательства по оплате потребленного ресурса.
Повторно оценив представленные в дело доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводы сторон и фактические обстоятельства дела, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное истцом требование, в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе аргументы проверены апелляционным судом в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта по доводам заявителей не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.12.2021 по делу N А11-10141/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.В. Протасов |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10141/2021
Истец: ООО "ТЕХНОЛОГИЯ ТЕПЛА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 3 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"