г. Москва |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А41-32255/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от ООО "Антре": не явились, извещены;
от ООО "Глори": не явились, извещены;
от ООО "Интерактив": не явились, извещены;
от ООО "Интер-Сити": Лайдейнова О.С., по доверенности от 21.01.2021;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2021 года по делу N А41-32255/21 по заявлению ООО "Антре", ООО "Глори", ООО "Интерактив", ООО "Интер-Сити" к Комитету лесного хозяйства Московской области об уменьшении арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Антре", ООО "Глори", ООО "Интерактив", ООО "Интер-Сити" обратились в суд с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
1) Уменьшить арендную плату по Договору аренды лесного участка от 12.12.2011 г., заключенного с ООО "Антре", за 2019 год на 373 995,20 (триста семьдесят три тысячи девятьсот девяносто пять рублей 20 копеек) и за 2020 год на 99 108,73 (девяносто девять тысяч сто восемь рублей 73 копейки) и зачесть суммы в указанном размере в счет будущих платежей по арендной плате по указанному договору.
2) Уменьшить арендную плату по Договору аренды лесного участка от 12.12.2011 г., заключенного с ООО "Глори", за 2019 год на 286 257,33 (двести восемьдесят шесть тысяч двести пятьдесят семь рублей 33 копейки) и за 2020 год на 357 747,26 (триста пятьдесят семь тысяч семьсот сорок семь рублей 26 копеек) и зачесть суммы в указанном размере в счет будущих платежей по арендной плате по указанному договору.
3) Уменьшить арендную плату по Договору аренды лесного участка от 12.12.2011 г., заключенного с ООО "Интерактив", за 2019 год на 587 244,98 (пятьсот восемьдесят семь тысяч двести сорок четыре рубля 98 копеек) и за 2020 год на 605 050,29 (шестьсот пять тысяч пятьдесят рублей 29 копеек) и зачесть суммы в указанном размере в счет будущих платежей по арендной плате по указанному договору.
4) Уменьшить арендную плату по Договору аренды лесного участка от 12.12.2011 г., заключенного с ООО "Интер-Сити", за 2019 год на 312 676,49 (триста двенадцать тысяч шестьсот семьдесят шесть рублей 49 копеек) и за 2020 год на 438 491,29 (четыреста тридцать восемь тысяч четыреста девяносто один рубль 29 копеек) и зачесть суммы в указанном размере в счет будущих платежей по арендной плате по указанному договору.
5) Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Антре", Общества с ограниченной ответственностью "Глори", Общества с ограниченной ответственностью "Интерактив" и Общества с ограниченной ответственностью "Интер-Сити" расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2021 года по делу N А41-32255/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства по Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
ООО "Интер-Сити" направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Соистцы и ответчик своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу и ООО "Интерактив" заключен договор аренды лесного участка от 12.12.2011 г. Предмет договора - лесной участок площадью 9,847 га, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, местоположение - Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Опалиховское участковое лесничество, квартал 32, выделы 5,6,10,15,16,17,18,19,20.
Между Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу и ООО "Интер-Сити" заключен договор аренды лесного участка от 12.12.2011 г. Предмет договора - лесной участок площадью 5,24 га, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, местоположение - Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Опалиховское участковое лесничество, квартал 32, выделы 5, 9,15.
Между Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу и ООО "Глори" заключен договор аренды лесного участка от 12.12.2011 г. Предмет договора - лесной участок площадью 4,80 га, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, местоположение - Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Опалиховское участковое лесничество, квартал 32, выделы 22,23,31,33 (т. 1 л.д. 57).
Между Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу и ООО "Антре" заключен договор аренды лесного участка от 12.12.2011 г. Предмет договора - лесной участок площадью 6,70 га, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, местоположение - Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Опалиховское участковое лесничество, квартал 32, выделы 22,23,24,25,26,27,31,33.
Положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов каждого из истцов утверждено приказами Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 30.06.2012 г.
Извещениями от 09.01.2019 г., от 29.12.2018 г., утверждение новых лесохозяйственных регламентов только планируется.
В соответствии с Порядком разработки проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, в связи с изменением лесохозяйственного регламента лесничества Истцами были разработаны новые проекты освоения лесов и 24.09.2019 предоставлены в Комитет лесного хозяйства Московской области в целях проведения государственной экспертизы.
Комитетом лесного хозяйства Московской области с существенным нарушением нормативного срока были утверждены отрицательные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов в отношении лесных участков, арендованных истцами:
|
ООО "Антре" |
ООО "Глори" |
ООО "Интерактив" |
ООО "Интер-Сити" |
дата подачи |
24.09.2019 |
24.09.2019 |
24.09.2019 |
24.09.2019 |
нормативный срок рассмотрения |
24.10.2019 |
24.10.2019 |
24.10.2019 |
24.10.2019 |
дата и номер приказа |
23.12.2019 N 29П-5070 |
05.03.2020 N 29П-667 |
05.03.2020 N 29П-666 |
05.03.2020 N 29П-668 |
просрочка (дней) |
60 |
133 |
133 |
133 |
Истцы еще трижды предоставлял скорректированные проекты освоения лесов в Комитет лесного хозяйства Московской области в целях проведения государственной экспертизы.
В связи с нарушением комитетом сроков проведения государственной экспертизы предоставленных проектов освоения лесов, истцами 29.01.2021 г. направлены в комитет претензии, содержащие требование уменьшить арендную плату по договорам аренды лесных участков.
В ответ на указанные претензии комитет отклонил требования истцов.
Не согласившись с данными ответами, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пп. а п. 3.3 Договоров арендатор имеет право использовать лесной участок после предоставления арендатору в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации к использованию лесного участка.
В соответствии со статьей 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно статье 85 Лесного кодекса Российской Федерации планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств.
В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (пункт 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации). Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации). Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцати дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десяти рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
На основании подпункта 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов возможно для осуществления рекреационной деятельности.
Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, согласно пункту 8 которых лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: а) составлять проект освоения лесов; б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом в пункта 3.2 Договора Арендодатель обязан выполнять обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
При этом отсутствие проекта освоения лесов делает невозможным использование лесного участка, поскольку использование арендованного участка лесного фонда без проекта освоения лесов является существенным нарушением договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Таким образом, проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 5 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017), арендная плата не подлежит взысканию с арендатора в случае, если в результате противоправных действий арендодателя он был лишен возможности пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды или целевым назначением этого имущества.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020): договор аренды носит взаимный характер, риск невозможности использования арендованного имущества в соответствии с условиями договора и назначением этого имущества лежит на арендодателе. Если невозможность использования имущества возникла по причине, за которую арендатор не отвечает, то он не обязан вносить арендную плату.
Данная правовая позиция изложена также в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 мая 2015 г.
Из материалов дела усматривается, что истцы не могли пользоваться земельными участками, поскольку длительное время комитетом не рассматривались разработанные проекты освоения лесов.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 73.1 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов, изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Между тем, в рассматриваемом случае истцы об изменении условий договора не заявляли, и судом первой инстанции никакие изменения в договоры аренды не вносились, истцы просили исключить из периода пользования лесными участками те, в которые осуществлять лесопользование не представлялось возможным.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2021 по делу N А41-32255/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32255/2021
Истец: ООО "Антре", ООО "Глори", ООО "Интерактив", ООО "ИНТЕР-СИТИ"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области