город Ростов-на-Дону |
|
22 марта 2022 г. |
дело N А32-40945/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от ОАО "Водоканал Апшеронского района": представитель Кузнецова Е.А. по доверенности от 18.11.2020, диплом, доверенности, паспорт;
от прокуратуры Краснодарского края: прокурор отдела Суворов А.В., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 по делу N А32-40945/2021
по заявлению открытого акционерного общества "Водоканал Апшеронского района" (ИНН 2325019287, ОГРН 1062325005159)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление по охране окружающей среды Республики Адыгея, администрация Апшеронского района, прокуратура Апшеронского района, прокуратура Краснодарского края
о признании незаконными действий,
об обязании восстановить в ЕГРН сведения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Водоканал Апшеронского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление) о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2, 3-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2,3-го пояса водозабора на р. Серебрячка).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора судом первой инстанции были привлечены: Управление по охране окружающей среды Республики Адыгея; Администрация Апшеронского района, прокуратура Апшеронского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 требования Общества были удовлетворены. Решение мотивировано тем, что действия Управления противоречат положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и нарушают права и законные интересы Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что по результатам анализа сведений реестра границ ЕГРН Управлением выявлено, что спорные зоны с особыми условиями использования территории фактически расположены на территории Апшеронского муниципального района Краснодарского края, тогда как в соответствии с документами об установлении зон описание местоположения рассматриваемых зон утверждено исключительно на территории Республики Адыгея.
В соответствии с Административным регламентом, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 25.02.2015 N 203, государственная услуга по утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и установлению границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Краснодарского края предоставляется Министерством природных ресурсов Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Федеральный закон N 218-ФЗ орган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Управление Росреестра обеспечило исправление технической ошибки путем исключения из ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования с реестровыми номерами 23:02-6.770 и 23:02-6.828.
На запрос Управления по вопросу утверждения Управлением по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея части зоны санитарной охраны водозабора на реке Серебрячка, Министерство природных ресурсов Краснодарского края письмом от 07.09.2021 пояснило, что процедура принятия решений, в частности совместных, органами власти различных субъектов Российской Федерации или проведения процедур согласования установления зон санитарной охраны в аналогичных случаях законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не регламентирована, орган государственной власти, в том числе федерального уровня, уполномоченный на установление зон санитарной охраны в отношении двух и более субъектов, не определён.
Вместе с тем, статьёй 106 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Положением о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - Положение), должен быть определен, в том числе и порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, прекращения существования указанных зон.
Проект Положения опубликован в сети интернет (http://regulation.gov.ru) (ID проекта: 02/07/01-19/00088111) и предусматривает принятие решений об установлении, изменении, прекращении существования границ зон санитарной охраны органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при согласовании решения органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, на территории которых частично расположена зона санитарной охраны.
Принятие решения об установлении зон санитарной охраны в силу требований статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации влечёт за собой ограничение земельных участков в границах таких зон в обороте, что в свою очередь свидетельствует о возможном отсутствии полномочий наложения одним субъектом Российской Федерации запретов и ограничений в отношении территории другого субъекта Российской Федерации.
Управление указывает, что ОАО "Водоканал Апшеронского района" не является уполномоченным лицом, подлежащим уведомлению по результатам исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН в соответствии с требованиями Федерального закона N 218-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов".
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ОАО "Водоканал Апшеронского района", Администрации Апшеронского района и прокуратуры Краснодарского края поступили отзывы на апелляционную жалобы. Апелляционный суд приобщил отзывы к материалам дела.
В судебном заседании представители ОАО "Водоканал Апшеронского района" и прокуратуры Краснодарского края не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Управление, Управление по охране окружающей среды Республики Адыгея, Администрация Апшеронского района, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления, Администрации и Управления по охране окружающей среды Республики Адыгея, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество определён гарантирующей организацией в области холодного водоснабжения Апшеронского городского поселения, Хадыженского городского поселения, Нефтегорского городского поселения, Черниговского сельского поселения, Новополянского сельского поселения, Кабардинского сельского поселения, Тверского сельского поселения Апшеронского района.
Головной водозабор на р. Серебрячка, используемый Обществом в целях исполнения обязанностей гарантирующей организации по подаче питьевой воды, расположен на территории муниципального образования Майкопский район Республики Адыгея на земельном участке с кадастровым номером 01:04:5901002:6.
Обществом был разработан проект организации и расчёта границ поясов зон санитарной охраны водозабора.
Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам республики Адыгея от 09.03.2016 N 74-п утверждены проект организации и расчёт границ поясов зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка.
На указанный проект зон санитарной охраны получено экспертное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" от 09.12.2015 N 9791/03-1 и санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Адыгея) от 13.01.2016 N 01.РА.05.000.Т.000002.01.16.
Обществом также был разработан и согласован с землепользователями, находящимися во 2-ом и 3-ем поясах ЗСО перечень водоохранных и санитарных мероприятий, предусмотренных в зонах санитарной охраны 1-го, 2-го, 3-го поясов с целью охраны подземных и поверхностных воды от загрязнения. Указанный перечень включает объекты землепользования на территории Республики Адыгея и Краснодарского края.
Проектом организации и расчёта границ поясов зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка с учётом требований п.2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" установлены границы поясов ЗСО родников на р. Серебрячка. Границы 1-го пояса ЗСО имеют следующие размеры и конфигурацию: вверх по течению 200 м от каптажа N 2; вниз по течению 100-м. от каптажа N 1; по прилегающему к водозабору берегу граница проходит по кромке грунтовой дороги на расстоянии от 91-м. до 119-м. от линии уреза воды летне-осенней межени; по противоположному берегу 50-м. от линии уреза воды при летне-осенней межени. Границы 2-го и 3-го поясов ЗСО совпадают и имеют размер: вниз по течению 250-м. от каптажа N 1; вверх по течению - до истока р. Серебрячка; боковые границы - по вершинам водоразделов склона на расстоянии не менее 1000-м. от уреза воды
Проект организации и расчёта границ поясов зон санитарной охраны водозабора на р.Серебрячка содержит описание местоположения зон санитарной охраны как на территории Республики Адыгея, так и на территории Краснодарского края.
Пункт 2.2 раздела 2 проекта гласит, что "в административном отношении участок работ расположен в южной части Апшеронского района Краснодарского края и южной части Майкопского района Республики Адыгея, в 60 км к югу от г. Апшеронска, в северо-западной части Лагонакского плато". План зоны санитарной охраны 1-го пояса родников на р. Серебрячка (листы 60-64 проекта ЗСО) и план зоны санитарной охраны 2-го и 3-го пояса родников на р. Серебрячка (листы 66-67 проекта ЗСО), ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО (лист 70 проекта ЗСО) также предусматривают описание и характеристики зон санитарной охраны одновременно на территории Республики Адыгея и Краснодарского края.
При подготовке к внесению в ЕГРН сведений о зонах санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка, Общестов 14.05.2020 обратилось в адрес ответчика с просьбой разъяснить порядок постановки на учёт ЗСО водозабора, расположенных в двух субъектах, в том числе на территории Краснодарского края.
Управление в письме от 25.06.2020 N 08006/01-10 рекомендовало заявителю обратиться в Министерство природных ресурсов Краснодарского края для рассмотрения возможности установления зон санитарной охраны на территории Краснодарского края.
23.07.2020 Общество обратилось в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края с заявлением об утверждении проекта зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка на территории Краснодарского края, на которое 25.08.2020 от Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило уведомление об отказе в принятии решения об установлении зон санитарной охраны, ввиду невозможности повторного установления ранее установленных ЗСО.
Общество обеспечило подготовку необходимой информации для постановки зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка на кадастровый учёт, при этом были подготовлены и направлены в Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея четыре пакета документов - первого пояса и второго, третьего поясов зон санитарной охраны расположенных на территории Республики Адыгея и первого пояса и второго, третьего поясов зон санитарной охраны расположенных на территории Краснодарского края.
Сведения о зонах с особыми условиями использования территории были направлены Управлением по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея, как уполномоченным органом, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
По результатам рассмотрения Управлением ведения о зонах санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка внесены в Единый государственный реестр недвижимости за реестровыми номерами ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2 и 3-го пояса водозабора на р. Серебрячка).
Согласно письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 19.07.2021 N 60-05.03-10360/21 сведения ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2,3-го пояса водозабора на р. Серебрячка) исключены из ЕГРН при исправлении технической ошибки.
Данная информация также подтверждалась письмом Управления от 14.07.2021 N 8-60-16653/21, направленным в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и общедоступными сведениями Публичной кадастровой карты.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Понятие зоны с особыми условиями (ЗОУ) использования территорий приведено в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Под зоной с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) понимаются, в частности, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны являются одним из видов зон с особыми условиями использования территории (пункт 16 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения").
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (пункт 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме", в действующих на момент утверждения проекта зон организации и расчёта границ поясов санитарной охраны водозабора р. Серебрячка редакциях, в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий был обязана направить в орган кадастрового учёта документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах.
При внесении сведений о ЗОУИТ в ЕГРН действовали аналогичные по содержанию нормы пункта 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона N218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Деятельность Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея регламентирована Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.05.2012 N 122 "Вопросы Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея" (вместе с "Положением об Управлении по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея", "Перечнем организаций, подведомственных Управлению по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея").
Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, природопользования, водных ресурсов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Республики Адыгея (пункт 1 раздела 1 Постановления N 122).
К функциям Управления относится утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (подпункт 31 раздела 3 Постановления N 122).
Административным регламентом предоставления Управлением по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея государственной услуги по утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и установлению границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения было предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги Управление осуществляет взаимодействие с отделом водных ресурсов по Республике Адыгея Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу по Республике Адыгея.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 56, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Документы-основания для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В статье 29 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 утверждён Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учёту и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 216 указанного Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются: 1) наличие всех необходимых документов; 2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; 3) необходимость направления межведомственного запроса; 4) действительность поданных заявителем документов; 5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; 6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; 7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; 8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; 9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учёту и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ), в частности: 1) формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учёту объектов недвижимости, органы по учёту государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений; 2) направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим; 3) самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учёту государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов (пункт 218 Административного регламента).
Государственный регистратор прав проверяет действительность иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации прав, в том числе проверяет их надлежащее оформление (пункт 236 Административного регламента).
По результатам правовой экспертизы государственный регистратор прав осуществляет одно из следующих действий: 1) государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, а также отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с устранением причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав - в случае не устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 238 Административного регламента).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом N218-ФЗ сведений.
Согласно положениям частью 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Из материалов дела следует, что заявитель обеспечил подготовку необходимой информации для постановки зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка на кадастровый учёт, при этом были подготовлены и направлены в Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея четыре пакета документов - первого пояса и второго, третьего поясов зон санитарной охраны расположенных на территории Республики Адыгея и первого пояса и второго, третьего поясов зон санитарной охраны расположенных на территории Краснодарского края. Сведения о зонах с особыми условиями использования территории были направлены Управлением по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея, как уполномоченным органом, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
После получения информации об исключении из ЕГРН сведений о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2,3-го пояса водозабора на р. Серебрячка) Обществом в адрес Управления была направлена претензия письмом от 22.07.2021 N 1003, в приложениях содержащую в том числе заявление администрации в адрес Министерства природных ресурсов по оказанию услуги утверждение зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и отказ в оказании данной услуги ввиду уже установления таких зон.
Письмом 19.08.2021 N 15-832/34847 Управление направило запрос в Министерства природных ресурсов и срок рассмотрения претензии продляется. При этом Управлением проигнорированы документы, направленные в его адрес заявителем, уже содержащие правовую позицию Министерства природных ресурсов по вопросу установки зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка на территории Краснодарского края.
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Орган регистрации прав в течение трёх рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке (часть 1 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ).
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ).
Следовательно, при обнаружении оснований для исправления технической ошибки, заинтересованное лицо должно обратиться в суд для её исправления.
Пунктом 18 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ о регистрации установлены основания, по которым такие зоны могут быть исключены из ЕГРН, к ним относится истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта.
Таким образом, действующим законодательством прямо установлены основания для исключения имеющихся записей в ЕГРН.
Исправления технической ошибки как самостоятельное основание исключения ЗОУИТ из ЕГРН в законе отсутствует. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трёх рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования (часть 5 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ).
Такой порядок и форма уведомления предусмотрены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов".
Обществом при подготовке необходимой документации для внесения сведений о ЗСО в Единый государственный реестр недвижимости предприняты исчерпывающие меры, предусмотренные законом; иных процедур, не соблюденных заявителем, а также третьим лицом - Управлением по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея при разработке и утверждении проекта организации и расчёта границ поясов зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка и внесении сведений о зонах санитарной охраны в ЕГРН, не предусмотрено.
Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых названными СанПиН.
До вступления в силу СанПиН 2.1.4.1110-02 действовали нормативные правовые акты, устанавливающие абсолютно аналогичные требования к ЗСО. Следовательно, даже если бы у заявителя отсутствовал проект зон санитарной охраны источника водоснабжения, это не могло бы свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зоны санитарной охраны, утверждённые на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
Верховный Суд Российской Федерации, указал на то, что "ограничение прав правообладателей земельных участков и землепользователей связано не только с наличием акта об установлении границы зоны, но и с учётом фактического существования самого объекта, эксплуатация которого согласно действующему законодательству требует наличия охранной или санитарно-защитной зоны. Наличие правомерно размещенного объекта, требующего установления охранной, санитарно-защитной зон, даже в отсутствие акта об утверждении границ такой зоны, влечет наличие ограничений деятельности на земельном участке, входящем в такую зону" (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2017 N 304- КГ17-3959).
При подготовке проекта организации и расчёта границ поясов зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка истцом разработан и согласован с землепользователями, находящимися во 2-ом и 3-ем поясах ЗСО перечень водоохранных и санитарных мероприятий, предусмотренных в зонах санитарной охраны 1-го, 2-го, 3-го поясов с целью охраны подземных и поверхностных воды от загрязнения.
Таким образом, землепользователи как на территории Республики Адыгея, так и на территории Краснодарского края были уведомлены о существовании зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и налагаемых ограничениях ввиду их наличия.
Довод Управления о том, что в соответствии с документами об установлении зон описание местоположения их утверждено исключительно на территории Республики Адыгея признаётся апелляционным судом несостоятельным, поскольку проект организации и расчёта границ поясов зон санитарной охраны водозабора на р.Серебрячка содержит описание местоположения зон санитарной охраны как на территории Республики Адыгея, так и на территории Краснодарского края.
План зоны санитарной охраны 1-го пояса родников на р. Серебрячка (листы 60-64 проекта ЗСО) и план зоны санитарной охраны 2-го и 3-го пояса родников на р. Серебрячка (листы 66-67 проекта ЗСО), ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО (лист 70 проекта ЗСО) также предусматривают описание и характеристики зон санитарной охраны одновременно на территории Республики Адыгея и Краснодарского края.
Согласно статье 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов энергетики, охрана окружающей среды, в том числе предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод.
В данных целях, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пунта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02), в соответствии с которым основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Наличие сведений о ЗОУИТ в ЕГРН информирует граждан и организации об определённых ограничениях в осуществления различных видов деятельности на их территориях.
Таким образом, исключение из ЕГРН сведений о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2,3-го пояса водозабора на р. Серебрячка) может причинить существенный вред источнику питьевого водоснабжения ввиду несоблюдения землепользователями требований установленных Водным кодексом Российской Федерации, СанПиН 2.1.4.1110-02 и иными нормативными актами.
В результате исключения сведений о ЗОУИТ могут быть нарушены права и законные интересы не только заявителя, но и всех потребителей услуги по получению водоснабжения на территории Апшеронского района.
В свою очередь, Управлением в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сведения о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2, 3-го пояса водозабора на р. Серебрячка) внесены необоснованно, равно как и не представлено доказательств наличия предусмотренных пунктом 18 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ условий для исключения соответствующих сведений из ЕГРН.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований и признания незаконными действий Управления Росреестра по исключению из ЕГРН сведений о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1- го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2, 3-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2,3-го пояса водозабора на р. Серебрячка).
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 по делу N А32-40945/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40945/2021
Истец: ОАО "Водоканал Апшеронского района"
Ответчик: Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация Апшеронского района, Прокуратура Краснодарского края, Управление по охране окружающей среды по Республике Адыгея, Управление по охране окружающей среды Республики Адыгея, Прокуратура Апшеронского района