город Москва |
|
21 марта 2022 г. |
дело N А40-212515/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2021 по делу N А40-212515/21,
по заявлению АО "Мособлгаз"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Титова А.В. по доверенности от 01.02.2022;
от заинтересованного лица - Сергиенко Ю.А. по доверенности от 27.12.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2021 признан незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы, оформленный письмом от 13.08.2021 N ДГИ-1-83677/21-1 в установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения - Газораспределительная сеть п. Минзаг, протяженность: 2.204,7 м., кадастровый номер: 77:22:0000000:1092 и на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Мособлгаз".
Административный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Мособлгаз" с 2014 принадлежит газораспределительная сеть п. Минзаг, протяженность: 2.204,7 м., кадастровый номер: 77:22:0000000:1092, адрес объекта: Москва, п. Краснопахорское, пос. Минзаг.
Газораспределительная сеть закреплена на праве хозяйственного ведения за ГУП МО "Мособлгаз", являющимся правопредшественником АО "Мособлгаз", на основании дополнительного соглашения от 19.08.2013 N 3 (с приложением N 4) к договору о закреплении за ГУП "Мособлгаз" государственного имущества на праве хозяйственного ведения от 03.06.1997.
Право собственности МО на газораспределительную сеть зарегистрировано 11.07.2011.
Право хозяйственного ведения ГУП МО "Мособлгаз", являющегося правопредшественником АО "Мособлгаз", на газораспределительную сеть зарегистрировано от 13.03.2014 N 77-77-22/014/2014-152, свидетельство о государственной регистрации права от 13.03.2014 N 77-АР 333530.
Согласно п. 5269 состава, подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП "Мособлгаз", являющегося приложением N 1 к Закону Московской области от 18.10.2017 N 172/2017-03 "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области", газораспределительная сеть вошла в состав приватизируемого имущества ГУП МО "Мособлгаз".
В силу ст. 2 указанного Закона приватизация ГУП МО "Мособлгаз" осуществлена путем преобразования указанного унитарного предприятия в акционерное общество "Мособлгаз".
ГУП МО "Мособлгаз" 29.12.2017 прекращена свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования в АО "Мособлгаз", которое является правопреемником прав и обязанностей ГУП МО "Мособлгаз".
После реорганизации за АО "Мособлгаз" зарегистрировано право собственности на газораспределительную сеть 05.07.2019 за N 77:20:0000000:1092-77/017/2019-3.
Следовательно, газораспределительная сеть принадлежит АО "Мособлгаз" с 13.03.2014, как правопреемнику ГУП МО "Мособлгаз".
В силу ч. 3 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений.
Согласно п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения).
В соответствии со ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается решениями уполномоченных органов.
Частью 1 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий (п. 1 ст. 39.40 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4.2.14(3) Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава г. Москвы, Законов г. Москвы, правовых актов Мэра г. Москвы и Правительства г. Москвы Департамент городского имущества г. Москвы принимает решение об установлении и прекращении публичных сервитутов для использования земельных участков и (или) земель в случаях, предусмотренных ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, АО "Мособлгаз" 12.07.2021 направлено в Департамент ходатайство об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения и его неотъемлемых технологических частей, право собственности на который возникло до 01.09.2018 - газораспределительную сеть.
Ходатайство общества оформлено в соответствии с требованиями ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации и содержало все сведения и прилагаемые к нему документы, необходимые для установления публичного сервитута.
Однако 23.08.2021 в АО "Мособлгаз" поступило письмо Департамента от 13.08.2021 N ДГИ-1-83677/21-1, в котором Департаментом сообщено об отказе в установлении публичного сервитута в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о границах охранной зоны газораспределительной сети.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов общества.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 6 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, границы публичного сервитута в целях, предусмотренных п. п. 1, 3 и 4 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Пунктом 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, для газораспределительных сетей установлены охранные зоны.
Согласно п. 8 Правил охраны, отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода - для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов - для многониточных.
Следовательно, размеры охранных зон газораспределительных сетей императивно определены Правилами охраны.
Зона публичного сервитута газораспределительной сети в приложенном к ходатайству АО "Мособлгаз" описанию местоположения границ полностью совпадает (не превышает) с размерами охранных зон газораспределительной сети, что соответствует требованиям п. 6 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, п. п. 7, 8 Правил охраны.
Данное описание местоположения границ публичного сервитута, согласно ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации формируется не уполномоченным органом, а заявителем с соблюдением требований, установленных Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 541.
Статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, согласно которым уполномоченным органом может быть отказано в установлении публичного сервитута. Отсутствие сведений о границах охранной зоны газораспределительной сети в ЕГРН не является основанием для отказа в установлении публичного сервитута, поскольку не предусмотрено ст. 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636 собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку иное не предусмотрено законом.
В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута является правоустанавливающий документ на такой линейный объект.
Довод административного органа о том, что установление публичного сервитута в целях размещения газораспределительной сети осуществляется в отношении 20 земельных участков, большинство из которых имеют вид разрешенного использования ЛПХ, ИЖС не допускается в соответствии со ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации,отклоняется, исходя из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в п. п. 1, 2 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, в отношении существующих инженерных сооружений для их эксплуатации, реконструкции инженерных сооружений допускается установление публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.
АО "Мособлгаз" с 2014 принадлежит газораспределительная сеть п. Минзаг, протяженность: 2.204,7 м., кадастровый номер: 77:22:0000000:1092 адрес объекта: Москва, п. Краснопахорское, пос. Минзаг.
В силу ч. 3 ст. 3.6 Закона N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления, которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09. 2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений.
Отказ Департамента в установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения существующей газораспределительной сети нарушает права АО "Мособлгаз", предоставленные ч. 3 ст. 3.6 Закона N 137-ФЗ, главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не позволяет беспрепятственно осуществлять эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт газораспределительной сети.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2021 по делу N А40-212515/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212515/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ