г. Красноярск |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А33-8105/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" марта 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КрасПром": Бабенко О.И., представитель по доверенности от 01.01.2022;
от таможенного органа - Сибирской электронной таможни: Генцелева Е.Ю., представитель по доверенности от 30.12.2021 N 06-13/15179; Торгашин А.А., представитель по доверенности от 30.12.2021 N 06-13/15164,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КрасПром" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2021 по делу N А33-8105/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КрасПром" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Сибирской электронной таможне (далее также - таможенный орган, таможня) о признании недействительным решения о классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 11.12.2020 N РКТ-10620000-20/000140Д, вынесенного по декларациям на товары N 10620010/090120/0000236, N 10620010/130120/0000627, N 10620010/170120/0001405, N 10620010/100320/0012714, N 10620010/160320/0014258, N 10620010/190320/0015364, N 10620010/260320/0017341, N 10620010/260320/0017270, N 10620010/180520/0030161, N 10620010/140520/0029278, N 10620010/180620/0040127, N 10620010/170620/0039494, N 10620010/250620/0041996, N 10620010/210120/0001937, N 10620010/120320/0013439, N 10620010/180320/0014968, N 10620010/190320/0015314, N 10620010/250320/0016886, N 10620010/270420/0025111, N 10620010/120520/0028480, N 10620010/270520/0033059, N 10620010/100620/0037508, N 10620010/260620/0042564, N 10620010/230620/0041511, N 10620010/100320/0012678, N 10620010/170320/0014681, N 10620010/300320/0018140, N 10620010/230320/0016323, N 10620010/180220/0007859, N 10620010/270420/0025124, N 10620010/130520/0029026, N 10620010/050620/0036021, N 10620010/210520/0031338, N 10620010/260620/0042569, N 10620010/180620/0040152, N 10620010/150620/0038579, N 10620010/020620/0034857, N 10620010/200720/0050461 в отношении части товара N 1.
Решением суда от 13.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество, со ссылкой на ГОСТы и установленный для древесины показатель "сбежистость", указало, что товар "бревна из сосны" с диаметром 14 см (определенном в соответствии с ГОСТом 9463-2016 в верхнем торце) соответствует коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 4 403 21 110 0 "с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более".
Таможенный орган представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. Представители таможни просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В ходе судебного разбирательства судом апелляционной установлено, что от таможенного органа в материалы дела поступили дополнительные документы, перечисленные в приложении к уточнению к дополнительным пояснениям таможни на апелляционную жалобу общества от 09.03.2022.
Суд, посовещавшись на месте, в соответствии со статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), определил отказать в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в связи с тем, что таможенный орган не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявителем в Сибирском таможенном посту (центр электронного декларирования) для помещения вывозимых товаров под таможенную процедуру экспорта произведено таможенное декларирование по декларациям на товары (далее также - ДТ) N 10620010/270420/0025111, N 10620010/260320/0017270, N 10620010/180220/0007859, N 10620010/250320/0016886, N 10620010/260320/0017341, N 10620010/230320/0016323, N 10620010/190320/0015314, N 10620010/190320/0015364, N 10620010/300320/0018140, N 10620010/180320/0014968, N 10620010/170320/0014681, N 10620010/160320/0014258, N 10620010/120320/0013439, N 10620010/100320/0012714, N 10620010/100320/0012678, N 10620010/210120/0001937, N 10620010/170120/0001405, N 10620010/130120/0000627, N 10620010/090120/0000236, N 10620010/180520/0030161, N 10620010/270420/0025124, N 10620010/120520/0028480, N 10620010/130520/0029026, N 10620010/140520/0029278, N 10620010/270520/0033059, N 10620010/050620/0036021, N 10620010/180620/0040127, N 10620010/100620/0037508, N 10620010/210520/0031338, N 10620010/170620/0039494, N 10620010/260620/0042564, N 10620010/260620/0042569, N 10620010/250620/0041996, N 10620010/230620/0041511, N 10620010/180620/0040152, N 10620010/150620/0038579, N 10620010/020620/0034857, N 10620010/200720/0050461, в которых заявлены сведения о товарах "бревна из сосны (PINUS SPP.) обыкновенной вида "PINUS SYLVESTRIS L.", лесоматериалы круглых хвойных пород, неокантованные, неокоренные, небрусованные, необработанные консервантом, сорт 1-4, ГОСТ 9463-2016, ФР.1.27.2011.10631, номинальная дл. 6 м с учетом макс.припуска дл. 6.1 м, страна происхождения товара - Россия (RU), в том числе ДВ 14-48 см, ДН 20-54 см.
В графах 33 ДТ в отношении декларируемых товаров заявлен классификационный код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4403 21 110 0.
Заявленный обществом классификационный код соответствует разделу IX "Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфа или прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетенные изделия", группе 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь", товарной позиции 4403 "Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные", субпозиции 4403 21 "хвойных пород, прочие: из сосны (Pinus spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L."", подсубпозиции 4403 21 110 0 "Бревна".
В целях подтверждения сведений о классификационном коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании предоставлены документы согласно перечню, указанному в графах 44 ДТ, а именно в формализованном виде представлены: контракты, инвойсы, спецификации, отгрузочные спецификации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 754 от 30.08.2013 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", действовавшим на момент таможенного декларирования спорных товаров, в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
По результатам проведенного таможенного контроля Сибирским таможенным постом (центром электронного декларирования) по всем вышеуказанным ДТ приняты решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Сибирской электронной таможней в период с 19.10.2020 по 11.12.2020 проведена проверка таможенных и иных документов и сведений, представленных при таможенном декларировании после выпуска товаров по спорным декларациям. Предметом проверки являлось правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Результаты проверки зафиксированы Сибирской электронной таможней в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10620000/208/111220/А0066 от 11.12.2020.
По результатам проведенной проверки таможней установлено, что товары, продекларированные обществом по спорным ДТ, имеющие верхний диаметр (ДВ) 14 см, не являются бревнами, а значит не могут быть классифицированы согласно подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС "бревна".
В связи с чем, таможней было вынесено решение от 11.12.2020 N РКТ-10620000-20/000140Д о классификации товара с ДВ менее 15 см., продекларированного по спорным ДТ, в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС "прочие".
В связи с указанным решением от 11.12.2020 N РКТ-10620000-20/000140Д таможней приняты решения от 11.12.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ N 10620010/270420/0025111, N 10620010/260320/0017270, N 10620010/180220/0007859, N 10620010/250320/0016886, N 10620010/260320/0017341, N 10620010/230320/0016323, N 10620010/190320/0015314, N 10620010/190320/0015364, N 10620010/300320/0018140, N 10620010/180320/0014968, N 10620010/170320/0014681, N 10620010/160320/0014258, N 10620010/120320/0013439, N 10620010/100320/0012714, N 10620010/100320/0012678, N 10620010/210120/0001937, N 10620010/170120/0001405, N 10620010/130120/0000627, N 10620010/090120/0000236, N 10620010/180520/0030161, N 10620010/270420/0025124, N 10620010/120520/0028480, N 10620010/130520/0029026, N 10620010/140520/0029278, N 10620010/270520/0033059, N 10620010/050620/0036021, N 10620010/180620/0040127, N 10620010/100620/0037508, N 10620010/210520/0031338, N 10620010/170620/0039494, N 10620010/260620/0042564, N 10620010/260620/0042569, N 10620010/250620/0041996, N 10620010/230620/0041511, N 10620010/180620/0040152, N 10620010/150620/0038579, N 10620010/020620/0034857, N 10620010/200720/0050461.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 754 от 30.08.2013 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4403 21 190 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
В связи с отсутствием у общества лицензии по подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, неверная классификация спорного товара заявителем повлекла за собой занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин.
В отношении каждой проверенной декларации на товары, с учетом отсутствия лицензии по подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, таможней приняты решения, по которым доначислена общая сумма таможенных пошлин, подлежащая взысканию с общества, в размере 3 068 580,62 руб.
Письмами таможни от 18.12.2020 N 12-16/06883 "О направлении акта проверки, решения о классификации товара", от 23.12.2020 N 12-16/06991 "О направлении решений о внесении изменений в ДТ" в адрес общества были направлены акт проверки, решение о классификации товара и решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары.
Заявитель, не согласившись с решением N РКТ-10620000-20/000140Д, полагая, что оно противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ненормативным правовым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что лесоматериал с верхним диаметром менее 15 см не подпадает под товар "бревна", так как бревно должно иметь диаметр не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения. Соответственно, вывозимый товар не соответствует условиям выданной обществу лицензии и подлежит классификации по подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с главой 43 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 3 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС), пунктом 21 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и коллегии Евразийской экономической комиссии", Общим положением о таможне, утвержденным Приказом ФТС России от 31.05.2018 N 833, оспариваемое решение принято уполномоченным лицом компетентного органа.
В силу пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" Российская Федерация является участницей Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (далее - Конвенция). В связи с чем, Российская Федерация выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД установленные Конвенцией правила классификации товаров - Основные правила интерпретации (далее также - ОПИ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом 3 которого определен порядок применения основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее также - ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).
ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно (пункты 5, 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).
В качестве критериев для классификации выступают материалы, из которых изготовлены товары, функции, выполняемые ими, что определяется исходя из текстов товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, примечаний к разделам и группам.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС применяются последовательно, начиная с правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, а также с учетом основных критериев для классификации в соответствии с материалом изделия и основными функциями товара.
Из содержания ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС следует, что для применения ОПИ существует приоритетность правил.
Для таможенных целей правовое значение имеют только те описания классифицируемого товара, которые содержатся в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Если при применении правила 1 определяется товарная позиция (четыре первых знака классификационного кода товара), то необходимость в применении последующих Правил 2-5 ОПИ ТН ВЭД отсутствует, а для дальнейшей классификации товара на уровне товарной подсубпозиции (5 и последующие знаки классификационного кода товара) применяется правило 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
В силу статей 6, 7, 8 Конвенции Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование текстов позиций ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат непосредственному применению в целях использования ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС. Применение при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, регламентировано Рекомендацией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 (далее - Рекомендации ТЭК).
Согласно Рекомендации ЕЭК Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются вспомогательным рабочим материалом, призванным обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно правилу 6 Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно тексту товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС и пояснений к ней в нее включаются лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные; в субпозицию 4403 21 - указанные лесоматериалы из сосны (Pinus spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более.
Спорным в рамках данного дела является вопрос отнесения заявленных обществом лесоматериалов из сосны обыкновенной вида "Pinus sylvestris L.", диметром (ДВ) 14 см и более к подсубпозиции 44 03 21 1100 (бревна) или к подсубпозиции 4403 21 1900 (прочие).
В соответствии с томом VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к подсубпозиции 4403 21 110 термин "бревна" относится пиловочник, характеризующийся следующими физическими свойствами: бревно цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба, диаметром не менее 15 см.
Следовательно, квалифицирующим признаком бревен является не только размер наибольшего поперечного сечения 15 см и более, но и диаметр не менее 15 см. Понятия "наибольшее поперечное сечение" и "диаметр", который может быть верхним и нижним, являются различными понятиями.
Понятия диаметр, верхний диаметр, нижний диаметр закреплены в Методике измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов при проведении таможенных операций и таможенного контроля (рег. N ФР.1.27.2011.10631) (далее - Методика), в соответствии с пунктом 1.1 которой установлена методика измерений объемов партии круглых лесоматериалов всех сортиментов, в том числе дров, при проведении таможенных операций в отношении данных товаров и их таможенном контроле. Данную методику применяют для измерения объемов партии круглых лесоматериалов при количестве их в партии от 50 шт. и более.
В соответствии с пунктами 3.11, 3.13, 3.20, 3.21, 3.22 Методики под лесоматериалами понимаются материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев, хлыстов и (или) из их частей путем поперечного деления. Бревно - это круглый сортимент для использования в круглом виде или в качестве сырья для выработки пиломатериалов общего назначения и специальных видов лесопродукции. Диаметр - длина перпендикуляра между двумя параллельными прямыми, касающимися боковой поверхности бревна с противоположных сторон. Диаметр измеряют в направлении, перпендикулярном продольной оси бревна. Верхний диаметр - диаметр бревна в меньшем его торце без коры или с корой. Нижний диаметр - диаметр бревна в большем его торце без коры или с корой.
Исходя из вышеприведенного понятия "нижний диаметр" именно нижний диаметр является диаметром наибольшего поперечного сечения, в связи с чем, сосна (Pinus spp.) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более в нижнем диаметре подпадает как под классификационный код 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, так и под классификационный код 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Далее отнесение товара к конкретной субпозиции зависит от размера верхнего диаметра. Поскольку "бревно" имеет диаметр 15 см или более в любом месте (точке) поперечного сечения, то лесоматериалы с верхним диаметром менее 15 см не подпадают под понятие "бревно" и подлежат классификации в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, товар "бревна", имеющий величину диаметра не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, подлежит классификации в подсубпозиции 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, а в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС "Прочие" подлежат классификации лесоматериалы с диаметром менее 15 см в любом месте поперечного сечения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 ТК ЕАЭС в целях обеспечения единообразного применения ЕТН ВЭД ЕАЭС таможенные органы, определенные законодательством государств-членов о таможенном регулировании, могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных товаров в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таможенные органы обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений. Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории государства-члена, таможенным органом которого они приняты.
В целях выработки единообразных подходов по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральной таможенной службой Российской Федерации издан приказ от 14.01.2019 N 28 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров" (зарегистрирован Минюстом России 16.04.2019, регистрационный N 54388) (далее также - Приказ ФТС России N 28).
Приложением к Приказу ФТС России N 28 являются Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, в соответствии с указанными в них классификационными кодами ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Приказом ФТС России от 07.12.2020 N 1068 "О внесении изменений в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14.01.2019 N 28" (зарегистрирован Минюстом России 29.03.2021, регистрационный N 62908, вступил в силу 30.04.2021) Разъяснения ФТС России о классификации дополнены, в том числе, пунктом 225.1, в соответствии с которым бревна хвойных пород, классифицируемые в подсубпозициях 4403 21 110 0, 4403 23 110 0, 4403 23 910 0 и 4403 25 910 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, отличаются следующими характеристиками: цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба (допускается с отношением стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента не более 3% для простой кривизны и 1,5% для сложной), диаметром в наименьшем сечении не менее 15 см и длиной более 1 метра, сучья должны быть срезаны (обрублены) вровень с поверхностью бревна (допускаются сучки высотой не более 2 см от поверхности неокоренного бревна), без наружной трухлявой гнили.
Таким образом, являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что товар "бревна", имеющий величину диаметра не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, подлежит классификации в подсубпозиции 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, а в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС "Прочие" подлежат классификации лесоматериалы с диаметром менее 15 см в любом месте поперечного сечения.
На основании пункта 1 статьи 106 ТК ЕЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктами 15 и 18 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Под номером 1 указываются: наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
Согласно приложению N 4 к Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС (лесоматериалы необработанные), дополнительно подлежат указанию размеры лесоматериалов, включая диапазон (толщин) в верхнем торце и в нижнем торце (см).
Таким образом, в графе 31 декларации на товары приводятся сведения о товаре, на основании которых производится идентификация товара, отнесение товара к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В спорных декларациях на товары обществом в графе 31 указан ДВ 14-48.
Соответственно, таможенный орган правильно исходил из указанного в графах 31 ДТ диаметра - менее 15 см - при классификации части товара, продекларированного по спорным ДТ, в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Факт того, что часть лесоматериала имела диаметр менее 15 см, подтверждается также отгрузочными спецификациями, инвойсами и протоколом выполнения измерений объема партии крупных лесоматериалов.
Доводы апелляционной жалобы общества о необходимости использования ГОСТов при определении диаметра древесины, следовательно, и классификации спорного товара, подлежат отклонению в связи с тем, что ГОСТы не являются нормативными источниками классификации товаров. Применение ГОСТов для целей классификации не соответствует целям их создания и требованиям таможенного законодательства. ТН ВЭД ЕАЭС не устанавливает качественных характеристик товаров в соответствии с ГОСТами.
Ссылка общества на то, что в лицензии N 284RU9002011453 в графе 15 указано "бревна из сосны (Pinus spp) обыкновенной вида" Pinus Silvestris L." с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более, код товара по ЕТН ВЭД 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, не принимается судом апелляционной инстанции. Так как в лицензии сведения указываются на основании заявления организации-заявителя и не могут подтверждать фактические параметры лесоматериалов и правильность их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Лицензия является разрешительным документом, дающим право вывоза указанного в ней товара, однако наименование товара и его классификационный код, указанный в лицензии, не является документом, подтверждающим правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199 "Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров" лицензия выдается заявителю на основании заявления. При этом в графе 15 заявления указываются сведения об описание товара и его классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно позволить произвести однозначное отнесение товара к одному 10-значному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно включать в себя его наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное).
Таким образом, при предоставлении лицензии на экспорт древесины уполномоченный орган руководствуется сведениями о наименовании товара и коде ТН ВЭД ЕАЭС, указанными заявителем в заявлении на выдачу лицензии на экспорт лесоматериалов.
Пунктом 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 145 "О внесении изменений в некоторые решения комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии" (далее также - Решение N 145) установлено, что лицензии на экспорт или импорт товаров, выданные уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза до вступления настоящего Решения в силу (до 01.01.2017), являются действительными до окончания срока действия лицензий.
Решением N 145 внесены изменения в раздел 2.28 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134, в части кодов ТН ВЭД ЕАЭС: Сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0.
Согласно Приложению к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101, Приложению к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101) товар - "сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L.": бревна, классифицирован кодом 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В предоставленной в таможенный орган лицензии обществом заявлен код товара и его описание: бревна из сосны (PINUS SPP.) обыкновенной, вида "Pinus sylvestris L.":, с размером наибольшего поперечно сечения 15 см или более. Следовательно, указанная лицензия согласно коду товара по ТН ВЭД ЕАЭС и его описанию выдана обществу на определенный товар, а именно бревна из сосны обыкновенной "Pinus sylvestris L." диаметром не менее 15 см.
Однако фактически на основании указанной лицензии общество осуществляло вывоз товара - "бревна из сосны (PINUS SPP.) обыкновенной вида "PINUS SYLVESTRIS L.", лесоматериалы круглых хвойных пород, неокантованные, неокоренные, небрусованные, необработанные консервантом, сорт 1-4, ФР.1.27.2011.10631, ГОСТ 9463-2016, номинальная дл. 6 м с учетом макс.припуска дл. 6.1 м, страна происхождения товара - Россия (RU), в том числе ДВ 14-48 см, ДН 20-54 см.", что не соответствует условиям лицензии, общество необоснованно применяло льготную ставку по уплате таможенных пошлин, установленную в отношении иного товара - "бревна из сосны обыкновенной "Pinus sylvestris L." с диаметром в верхнем торце менее 15 см".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о неверной классификации товара отклоняются, как необоснованные. Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что таможенный орган правильно произвел внесение изменений в классификационный код части товара, с "ДВ менее 15 см", согласно ТН ВЭД ЕАЭС и, соответственно, вынес законное решение от 11.12.2020 N РКТ-10620000-20/000140Д.
Доводы заявителя о том, что таможенный орган не обосновал расчеты, а суд первой не проверил правильность расчета доначисленных таможенных платежей, также подлежат отклонению, так как судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что, учитывая ставки вывозных таможенных пошлин, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754, неверная классификация товара повлекла занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 3 068 580,62 руб. Расчеты таможенных платежей подробно изложены в решениях о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, проверены судом апелляционной инстанции и признаются верными. Расчеты таможни соответствуют требованиям статей 51, 52, 53 ТК ЕАЭС с учетом фактических обстоятельств дела (количества лесоматериала с диаметров менее 15 см; размера таможенных пошлин, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"; размера таможенных платежей, которые оплачены заявителем за лесоматериал с диаметром менее 15 см).
Кроме того, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы таможенным органом в материалы дела представлен справочной расчет таможенных платежей по каждой ДТ, из которого следует, что при расчете таможенных платежей, подлежащих оплате в связи с отнесением товара "лесоматериалы с ДВ 15 см и менее" к подсупозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, таможенным орган исходил из разницы между подлежащей уплате таможенной пошлиной и суммой таможенных платежей, фактически уплаченной декларантом при подаче ДТ за продекларированный товар.
Разница в копейках, как в большую, так и в меньшую сторону, между расчетами, изложенными в справочном расчете, и расчетами в решениях о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, обусловлена порядком округления сумм и погрешностью при использовании разных вычислительных программ (техники). При этом расчеты апелляционной инстанции совпадают с расчетами таможенного органа, приведенными в решениях о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары.
Контррасчета таможенных платежей в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что доводы общества по расчетам подлежат отклонению, так как предметом спора является решение о классификации товара от 11.12.2020 N РКТ-10620000-20/000140Д, которым произведена классификация товара, каких-либо начислений указанным решением не произведено.
Доводы общества относительно отсутствия в акте проверки документов и сведений после выпуска товара и (или) транспортных средств N 100620000/208/111220/А0066 от 11.12.2020 расчета подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку составленный таможенным органом акт соответствует требованиям, предусмотренным Приказ ФТС РФ от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств". Кроме того, необходимо отметить, что отсутствие расчетов в акте проверки документов и сведений после выпуска товара и (или) транспортных средств N100620000/208/111220/А0066 от 11.12.2020 не препятствует проверить расчеты таможенного органа, поскольку расчеты изложены в решениях о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, оспариваемое решение не подлежит признанию недействительным.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.12.2021 по делу N А33-5737/2021, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2021 по делу N А33-3835/2021.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, которые были заявлены в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным в материалы дела доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2021 по делу N А33-8105/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8105/2021
Истец: ООО "КРАСПРОМ"
Ответчик: СИБИРСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ