город Омск |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А70-22791/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1333/2022) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2022 по делу N А70-22791/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменская многопрофильная компания" (ОГРН 1177232036960, ИНН 7203438314, адрес: 625001, город Тюмень, улица Ямская, дом 91А) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 22.11.2021 N АП-72/3/2037,
при участии в судебном заседании представителей от общества с ограниченной ответственностью "Тюменская многопрофильная компания" - Макарова Светлана Михайловна (по доверенности от 22.12.2021 сроком действия 1 год), директор общества с ограниченной ответственностью "Тюменская многопрофильная компания" Макаров Алексей Александрович (полномочия подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ);
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменская многопрофильная компания" (далее - ООО "ТМК", общество, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 22.11.2021 N АП-72/3/2037.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.01.2022 по делу N А70-22791/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что вместо плана мероприятий или акта ввода системы оперативно-розыскных мероприятий в эксплуатацию обществом представлено в материалы дела письмо Регионального управления Федеральной службы безопасности по Тюменской области (далее - РУФСБ России по Тюменской области) от 11.06.2009 N 17/2916 о согласовании вопроса предоставления услуг связи обществом по лицензии N 52825, план мероприятий или акт ввода в эксплуатацию системы оперативно-розыскных мероприятий по лицензии на оказание услуг связи по передаче данных обществом не представлен, в материалах дела отсутствует.
Письмо от 12.10.2021 исх. N 126/14/775/446 РУФСБ России по Тюменской области явлилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, материалами административного дела установлено и доказано нарушение оператором связи ООО "ТМК" при осуществлении предпринимательской деятельности на территории Тюменской области на основании лицензий NN 161853, 161852 обязательных требований, изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 22.11.2021 N АП-72/3/2037 и материалами дела.
В письменном отзыве ООО "ТМК" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, настаивая на отсутствии события вменяемого административного правонарушения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "ТМК" поддержали возражения, изложенные в отзыве апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей ООО "ТМК", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ТМК" является обладателем лицензии N 161852 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, и лицензии N 161853 на оказание телематических услуг, выданных Управлением 20.12.2017, сроком действия до 18.09.2022.
Так же общество располагает введённой в эксплуатацию сетью электросвязи, предназначенной для оказания услуг связи: "Узел передачи данных и телематических услуг связи в городе Тюмень" (акт ввода в эксплуатацию сети связи от 17.06.2010 N 1 и N 2).
В адрес Управления от РУФСБ России по Тюменской области поступила информация "О нарушениях внедрения системы оперативно-розыскных мероприятий" от 12.10.2021 N 126/14/775/446, которая содержала список операторов связи, не выполняющих требования о реализации функций системы оперативно-розыскных мероприятий (далее - СОРМ).
Помимо перечня операторов вышеуказанное письмо содержало просьбу провести проверку деятельности перечисленных операторов в части реализации функций СОРМ.
По данному факту в отношении общества уполномоченным должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении от 22.11.2021 N АП-72/3/2037 по признакам части 4 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), из которого следует, что датой совершения административного правонарушения является 14.10.2021, датой обнаружения - 21.10.2021.
13.01.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
В силу статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по оказанию услуг связи (пункт 37 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 64 Закона о связи установлена обязанность операторов связи обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Закона о связи определено, что порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены "Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственным органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" (далее - Правила).
В силу пункта 4 указанных Правил сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Требования к сетям связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены приказом Мининформсвязи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 "Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования" и приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.05.2010 N 73 "Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных".
Согласно пункту 2 Требований к сетям электросвязи сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность: а) передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи; б) передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.
На основании пункта 10 Требований к сетям электросвязи технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно пункту 7 Правил ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
В соответствии с пунктом 10 Правил ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи.
Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий включено в перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, что установлено пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Не обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с пунктом 15 Положения является грубым нарушением лицензионных требований.
Суд первой инстанции при принятии решения пришёл к выводу о том, что ООО "ТМК" согласовало схему реализации СОРМ в УФСБ России по Тюменской области, в связи с чем вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствует.
В апелляционной жалобе Управление приводит доводы относительно наличия в бездействии общества состава вменяемого административного правонарушения.
Как указано выше, согласно протоколу уполномоченного должностного лица Управления от 22.11.2021 N АП-72/3/2037 следует, что датой совершения административного правонарушения является 14.10.2021, датой обнаружения - 21.10.2021.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлена на защиту отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Следовательно, если лицу вменяется в вину нарушение лицензионного законодательства, то это в системе действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Срок привлечения заинтересованного лица к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на момент рассмотрения апелляционной жалобы истек.
Апелляционный суд отмечает, что поскольку срок привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения апелляционной жалобы истек, то возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена (постановление Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2015 N 310-АД14-5160).
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2022 по делу N А70-22791/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22791/2021
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ООО "Тюменская многопрофильная компания"